г. Владивосток |
|
24 августа 2015 г. |
Дело N А24-5801/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-6127/2015
на решение от 12.05.2015
по делу N А24-5801/2014 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" министерства обороны Российской Федерации (ИНН 2723020115, ОГРН 1072723005079, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 17.06.2007)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.12.2002) в лице филиала по Камчатскому краю
третьи лица: управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю, министерство обороны Российской Федерации, Елизовский муниципальный район в лице управления архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования администрации Елизовского муниципального района - муниципальное казенное учреждение, администрация Елизовского городского поселения, гражданка Шатухина Татьяна Евгеньевна,
о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет земельных участков; о признании незаконными действий по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости сведений об описании местоположения границ и площади земельного участка; об обязании исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках; об обязании включить в государственный кадастр недвижимости сведения об описании местоположения границ и площади земельного участка
при участии:
от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: представитель Фадеев Е.А. по доверенности от 05.11.2014 N 68, сроком на один год, паспорт;
от Министерства обороны Российской Федерации: представитель Титанов С.М. по доверенности от 11.02.2015, сроком до 19.02.2017, паспорт;
от администрации Елизовского муниципального района: начальник Прошак В.И., распоряжение от 12.05.2015, паспорт;
Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю, Елизовский муниципальный район в лице управления архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования администрации Елизовского муниципального района - муниципальное казенное учреждение, Шатухина Татьяна Евгеньевна не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании незаконными действий филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Камчатскому краю (далее - заинтересованное лицо, Кадастровая палата) по постановке на кадастровый учет земельных участков: кадастровый номер 41:05:0101006:3823 площадью 2327 кв. м, кадастровый номер 41:05:0101006:3824 площадью 2335 кв. м, кадастровый номер 41:05:0101006:3825 площадью 2291 кв. м, кадастровый номер 41:05:0101006:472 площадью 1950 кв. м, кадастровый номер 41:05:0101006:473 площадью 4117 кв. м, кадастровый номер 41:05:0101006:474 площадью 5566 кв. м, кадастровый номер 41:05:0101006:475 площадью 4448 кв. м, кадастровый номер 41:05:0101006:476 площадью 2609 кв. м, кадастровый номер 41:05:0101006:3846 площадью 2500 кв. м; о признании незаконными действий Кадастровой палаты по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости об описании местоположения границ и площади земельного участка кадастровый номер 41:05:0101006:397 и отражению площади данного земельного участка в государственном кадастре недвижимости в размере 7 230 592 кв. м; об обязании Кадастровой палаты исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках: кадастровый номер 41:05:0101006:3823 площадью 2327 кв. м, кадастровый номер 41:05:0101006:3824 площадью 2335 кв. м, кадастровый номер 41:05:0101006:3825 площадью 2291 кв. м, кадастровый номер 41:05:0101006:472 площадью 1950 кв. м, кадастровый номер 41:05:0101006:473 площадью 4117 кв. м, кадастровый номер 41:05:0101006:474 площадью 5566 кв. м, кадастровый номер 41:05:0101006:475 А24-5801/2014 площадью 4448 кв. м, кадастровый номер 41:05:0101006:476 площадью 2609 кв. м, кадастровый номер 41:05:0101006:3846 площадью 2500 кв. м; об обязании Кадастровой палаты включить в государственный кадастр недвижимости сведения об описании местоположения границ и площади земельного участка кадастровый номер 41:05:0101006:397, отражающие площадь земельного участка в государственном кадастре недвижимости в размере 7 258 735 кв. м.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) определением от 13.01.2015 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих о лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю, Министерство обороны Российской Федерации.
Также определением суда от 18.03.2015 привлек к участию в деле в качестве третьих о лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Елизовский муниципальный район в лице управления архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования администрации Елизовского муниципального района - муниципальное казенное учреждение, администрацию Елизовского городского поселения, гражданку Шатухину Татьяну Евгеньевну.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 12.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт, считает его незаконным, необоснованным и не соответствующим нормам материального и процессуального права. Апеллянт указывает, что судом первой инстанции не учтен тот факт, что в результате проведения регистрационных действий управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю, Елизовским отделом Росреестра выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права постоянного пользования учреждения на испрашиваемые земельные участки, однако на земельный участок с кадастровым номером 41:05:0101006:397 зарегистрировано право собственности Российской Федерации и соответственно право постоянного (бессрочного) пользования учреждения площадью 7233092 кв.м., о чем учреждению выдано свидетельство от 19.05.2014, а зарегистрированная площадь земельного участка не соответствует площади, указанной в приказе директора департамента имущественный отношений Министерства обороны Российской Федерации N 1636 от 16.12.2013. Обращает внимание, на то, что земельный участок с кадастровым номером 41:05:0101006:397 внесен в государственный кадастр недвижимости 25.05.2009, право собственности Российской Федерации зарегистрировано 01.03.2010. При этом земельные участки поставлены на учет после 01.03.2010 без согласования Министерством обороны Российской Федерации места положения границ таких земельных участков. В связи с чем считает, что представленные межевые планы на земельные участки, представленные для постановки на кадастровый учет, не соответствовали действовавшему в тот период законодательству и, соответственно, орган кадастрового учета обязан был отказать в учете этих участок.
В судебном заседании представитель Министерства обороны Российской Федерации доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации Елизовского муниципального района на доводы апелляционной жалобы возражает. Решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
На основании статьи 163 АПК РФ апелляционная коллегия определила объявить перерыв в судебном заседании 10.08.2015 до 17.06.2015 до 13 час. 20 мин. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены путем размещения на сайте Пятого арбитражного апелляционного суда (www.5aas.arbitr.ru) и на доске объявлений в здании суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при ведении протокола тем же секретарем судебного заседания, с участием представителей сторон, которые поддержали свои позиции, озвученные до объявления перерывов в судебном заседании.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав лиц участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела коллегия установила следующее.
16.12.2013 директором департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации издан приказ N 1636, в соответствии с которым путем раздела земельного участка 41:05:0101006:397 площадью 9 456 160 кв. м образованы земельные участки с кадастровым номером 41:05:0101006:3689 площадью 2 197 425 кв. м и кадастровым номером 41:05:0101006:397 площадью 7 258 735 кв. м.
19.05.2014 на основании приказа от 16.12.2013 N 1636 за Учреждением зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 41:05:0101006:397 площадью 7 233 092 кв. м. (свидетельство о государственной регистрации права 41 АВ 203453).
Письмом от 10.10.2014 исх. N 3.1-08/5582 управление Росреестра по Камчатскому краю сообщило учреждению о том, что внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним измененной площади земельного участка было произведено в связи с изменениями его характеристик. К данному письму была приложена подготовленная Кадастровой палатой таблица изменений земельного участка, из которой следует, что площадь земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101006:397 была изменена в связи с его разделом, образованием и постановкой на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 41:05:0101006:3823, 41:05:0101006:3824, 41:05:0101006:3825, 41:05:0101006:472, 41:05:0101006:473, 41:05:0101006:474, 41:05:0101006:475, 41:05:0101006:476 и 41:05:0101006:3846.
Посчитав незаконными действия кадастровой палаты по постановке на кадастровый учет вышеуказанных земельных участков, а также действия по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости об описании местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101006:397, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением по правилам главы 24 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в соответствии с указанной нормой, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном наличии двух условий: несоответствия закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 названного Закона установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.
Согласно статье 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) границы земельного участка определяются в соответствии с федеральными законами. Статьей 22 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что для проведения кадастрового учета необходимо представление межевого плана.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 38 указанного Закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные, внесенные в государственный кадастр недвижимости, сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Частью 3 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что, если в соответствии со статьей 39 данного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона о государственном кадастре недвижимости местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 названной статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого, принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (пункт 3 статьи 39 указанного Закона).
Согласно части 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ результаты согласования местоположения границ оформляются кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Таким образом, акт согласования местоположения границ земельного участка является составной частью межевого плана.
Из имеющихся в материалах дела копий межевых планов, подготовленных для постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 41:05:0101006:3823, 41:05:0101006:3824, 41:05:0101006:3825, 41:05:0101006:472, 41:05:0101006:473, 41:05:0101006:474, 41:05:0101006:475, 41:05:0101006:476 и 41:05:0101006:3846 следует, что данные земельные участки были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101006:397, находящегося в собственности Российской Федерации (Министерства обороны Российской Федерации).
Указанные межевые планы, в нарушение требований статей 38, 40 Закона N 221-ФЗ не содержат сведений о согласовании с Министерством обороны Российской Федерации местоположения границ образуемых земельных участков в виде соответствующего акта согласования местоположения таких границ, форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412. Следует отметить, что земельный участок с кадастровым номером 41:05:0101006:397 на момент формирования спорных земельных участков был поставлен на государственный кадастровый учет, имел установленные границы и соответствующую площадь, суд первой инстанции, верно пришел к выводу, что проведение кадастровых работ в отношении спорных земельных участков привело к уточнению местоположения границ и площади исходного земельного участка.
В рассматриваемом случае в результате формирования земельных участков с кадастровыми номерами 41:05:0101006:3823, 41:05:0101006:3824, 41:05:0101006:3825, 41:05:0101006:472, 41:05:0101006:473, 41:05:0101006:474, 41:05:0101006:475, 41:05:0101006:476 и 41:05:0101006:3846 и последующей их постановки на кадастровый учет, Министерство обороны Российской Федерации, являясь собственником исходного земельного участка, фактически становится смежным землепользователем по отношению ко всем образуемым земельным участкам. В связи с чем, местоположение границ образуемых земельных участков подлежало согласованию с Министерством обороны Российской Федерации в виде соответствующих актов согласования в соответствии с требованиями части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ.
Однако при наличии межевого спора он должен решаться Министерством обороны в исковом порядке.
Также судом первой инстанции установлено, что в состав документов, представленных для постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 41:05:0101006:3823, 41:05:0101006:3824, 41:05:0101006:3825, 41:05:0101006:472, 41:05:0101006:473, 41:05:0101006:474, 41:05:0101006:475, 41:05:0101006:476, были включены схемы расположения границ образуемых земельных участков, согласованные с департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ, согласно которым при отсутствии в межевом плане сведений о состоявшемся согласовании местоположения границ земельного участка разрешение такого спора может подтверждаться иным документом, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что вышеуказанные схемы расположения границ образуемых земельных участков, согласованные с собственником земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101006:397, свидетельствуют об отсутствии спора о согласовании границ образуемых земельных участков.
На основании изложенного, при формальном несоответствии межевых планов образуемых земельных участков требованиям статей 38, 40 Закона N 221-ФЗ, кадастровой палате были представлены документы, необходимые для постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 41:05:0101006:3823, 41:05:0101006:3824, 41:05:0101006:3825, 41:05:0101006:472, 41:05:0101006:473, 41:05:0101006:474, 41:05:0101006:475, 41:05:0101006:476.
Из имеющейся в материалах дела копии межевого плана, подготовленного для постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101006:3846, не следует, что при его формировании с Министерством обороны Российской Федерации были согласованы границы образуемого земельного участка. Какой-либо иной документ, подтверждающий отсутствие спора о границах такого земельного участка, в материалах дела отсутствует.
В соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной, если такое согласование предусмотрено настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В связи с чем, коллегия приходит к выводу, что у кадастровой палаты отсутствовали правовые основания для постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101006:3846.
Между тем, из содержащегося в межевом плане заключения кадастрового инженера следует, что на земельном участке с кадастровым номером 41:05:0101006:3846 расположен двухквартирный жилой дом, адрес объекта - Камчатский край, Елизовский район, г. Елизово, ул. Магистральная, дом 59.
Из имеющегося в материалах дела свидетельства о государственной регистрации права 41 АВ 167553 следует, что одна из квартир данного дома принадлежит на праве собственности гражданке Шатухиной Т.Е. на основании договора о передаче жилого помещения в собственность гражданина от 12.12.2012.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
В данном случае собственники помещений в многоквартирном доме, как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Принимая во внимание, что на земельном участке с кадастровым номером 41:05:0101006:3846 расположен многоквартирный жилой дом, а право долевой собственности на земельный участок, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в любом случае принадлежит собственникам помещений данного дома, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что формирование спорного земельного участка и его постановка на кадастровый учет не может нарушать права учреждения.
Доказательств того, что на сформированном земельном участке расположены объекты недвижимости либо иное имущество, принадлежащие учреждению и (или) Министерству обороны Российской Федерации, а также доказательств несоблюдения при формировании земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101006:3846 и определении его границ требований, установленных статьей 11.9 ЗК РФ, а также предусмотренных ранее действующей статьей 33 ЗК РФ предельных размеров земельных участков материалах дел не усматривается.
Судом первой инстанции также установлено, что Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) содержит сведения о зарегистрированном праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 41:05:0101006:3846.
Из имеющейся выписки из ЕГРП от 10.03.2015 следует, что правообладателями данного земельного участка являются участники долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме N 59 по ул. Магистральная в г. Елизово.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 52, 53, 56 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
В связи с тем, что право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 41:05:0101006:3846 зарегистрировано в установленном законом порядке, требования Учреждения при рассмотрении настоящего дела по правилам главы 24 АПК РФ удовлетворены быть не могут.
Кроме того, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что из имеющихся в межевых планах сведений и выписок из реестра муниципального имущества следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 41:05:0101006:3823, 41:05:0101006:3824, 41:05:0101006:3825, 41:05:0101006:472, 41:05:0101006:473, 41:05:0101006:474, 41:05:0101006:475, 41:05:0101006:476 так же сформированы для эксплуатации многоквартирных жилых домов (Камчатский край, г. Елизово, ул. Школьная, дома N N 1а, 4а, 6, 7, ул. Дальневосточная, дом N 14) и объектов дошкольного образования (здание детского сада по адресу: Камчатский край, г. Елизово, ул. Дальневосточная, 5), находящихся в муниципальной собственности Елизовского муниципального района и Елизовского городского поселения.
Коллегия также соглашается с судом первой инстанции что, передав недвижимое имущество в собственность муниципальных образований, располагая сведениями о проводимых кадастровых работах по формированию земельных участков, занятыми объектами недвижимого имущества, согласовав схемы расположения формируемых земельных участков, Министерство обороны Российской Федерации, действуя разумно и добросовестно, должно было предполагать, что данные действия приведут к изменению площади исходного земельного участка.
Собственник земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101006:397 имел возможность получить кадастровую выписку с целью уточнения сведений о действительной площади данного земельного участка до издания приказа N 1636 от 16.12.2013 о его разделе.
На основании изложенного, принимая во внимание выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконными действий Кадастровой палаты по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 41:05:0101006:3823, 41:05:0101006:3824, 41:05:0101006:3825, 41:05:0101006:472, 41:05:0101006:473, 41:05:0101006:474, 41:05:0101006:475, 41:05:0101006:476, учитывая, что действия Кадастровой палаты по постановке на кадастровый учет как вышеуказанных земельных участков, так и земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101006:3846 не нарушают законных прав и интересов заявителя, требование Учреждения о признании данных действий незаконными удовлетворению не подлежат.
Рассматривая требование заявителя в части признания незаконными действий Кадастровой палаты по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости об описании местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101006:397 и отражению площади данного земельного участка в размере 7 230 592 кв. м, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона N 221-ФЗ установлено, что учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости. Учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления одновременно с постановкой на учет образованных из таких объектов недвижимости иных объектов недвижимости в случае, если право собственности на все образованные объекты недвижимости возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В силу части 3.1 статьи 24 названного Федерального закона учет изменений преобразуемого земельного участка или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации соответствующего права либо государственной регистрации аренды на образованные из таких земельных участков иные земельные участки.
Согласно части 3.1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ, если при постановке на учет или при учете изменений земельного участка в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельных участков (далее - смежные земельные участки), и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о смежных с ним земельных участках, орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади таких смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении смежных земельных участков не требуется.
Из имеющихся в материалах дела решений об учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101006:397, таблицы внесенных изменений в сведения о данном земельном участке, следует, что изменения в государственный кадастр недвижимости, в результате которых площадь земельного участка составила 7 230 592 кв. м, были внесены Кадастровой палатой 19.06.2013 в связи с постановкой на кадастровый учет земельных участков, сформированных под эксплуатацию многоквартирных жилых домов, и 13.01.2014 в связи с государственной регистрацией прав на земельные участки, сформированные для эксплуатации объектов дошкольного образования.
Поскольку площадь земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101006:397 была отражена в государственном кадастре недвижимости в размере 7 230 592 кв. м в связи с постановкой на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 41:05:0101006:3823, 41:05:0101006:3824, 41:05:0101006:3825, 41:05:0101006:472, 41:05:0101006:473, 41:05:0101006:474, 41:05:0101006:475, 41:05:0101006:476, а действия по постановке на кадастровый учет указанных земельных участков признаны судом соответствующими закону, у суда отсутствуют правовые основания для признания незаконными действий Кадастровой палаты по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости об описании местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101006:397.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконными действий Кадастровой палаты по постановке на кадастровый учет спорных земельных участков и внесению изменений в государственный кадастр недвижимости сведений об описании местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101006:397, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для возложения на заинтересованное лицо обязанности по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о спорных земельных участках, а также по включению в государственный кадастр недвижимости сведений об описании местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101006:397, отражающих площадь данного земельного участка в размере 7 258 735 кв. м.
Таким образом, в удовлетворении предъявленных требований арбитражным судом первой инстанции отказано правомерно.
Доводы Министерства обороны Российской Федерации изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену оспариваемого решения
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 12.05.2015 по делу N А24-5801/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
С.В. Гуцалюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5801/2014
Истец: Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Камчатскому краю
Третье лицо: Администрация Елизовского городского поселения, Елизовский муниципальный район в лице Управления архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования администрации Елизовского муниципального района - муниципальное казенное учреждение, Министерство обороны, Министерство обороны Российской Федерации, Управление архитектуры , градостроительства, земельных отношений и природопользования администрации Елизовского муниципального района- муниципальное казенное учреждение, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю, Шатухина Татьяна Евгеньевна