21 августа 2015 г. |
Дело N А43-4196/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Мальковой Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.06.2015
по делу N А43-4196/2015,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Поиск-М" (606400, Нижегородская область, г. Балахна, ул. Челюскинцев, д. 28; ИНН 5244011951, ОГРН 1025201420694) о признании незаконным решения Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области от 11.02.2015 N РКФ/15-15490,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Поиск-М" - Стасеевой А.Е. по доверенности от 07.07.2015 N 10-ю сроком действия до 07.07.2016,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Поиск-М" (далее - ООО "Поиск-М", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области (далее - Кадастровая палата, орган кадастрового учета) от 11.02.2015 N РКФ/15-15490 об отказе в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 52:16:0050804:417, расположенного по адресу: Нижегородская область, г.Балахна, ул.Челюскинцев, д.28. Одновременно заявитель просил суд обязать орган кадастрового учета устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путем внесения изменений в части разрешенного использования указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 05.06.2015 заявленные требования удовлетворены; признано незаконным решение Кадастровой палаты Нижегородской области от 11.02.2015 N РКФ/15-15490 об отказе в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 52:16:0050804:417, расположенного по адресу: Нижегородская область, г.Балахна, ул.Челюскинцев, д.28. В целях восстановления нарушенного права суд обязал орган кадастрового учета в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения и осуществить действия по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 52:16:0050804:417 на основании заявления ООО "Поиск-М" о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости N 52-0-1183/3002/2014-801. Одновременно суд взыскал с уполномоченного органа в пользу Общества судебные расходы в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кадастровая палата обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В апелляционной жалобе орган кадастрового учета настаивает на том, что, поскольку ему не было представлено решение органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, оспариваемое Обществом решение от 11.02.2015 N РКФ/15-15490 является обоснованным.
Кадастровая палата ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество выражает несогласие с позицией уполномоченного органа, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.03.2004 серии 52-АА N 656546 ООО "Поиск-М" принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 5885 кв.м, кадастровый номер 52:16:050804:0005, вид разрешенного использования: общестроительные, ремонтные и монтажные работы, местоположение: Нижегородская область, г.Балахна, ул.Челюскинцев.
На земельном участке расположен объект недвижимости - торгово-развлекательный комплекс площадью 582,2 кв.м, литер А1, этажность 3, также принадлежащий Обществу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 29.12.2006 серии 52-АБ N 757159).
Уполномоченное должностное лицо органа кадастрового учета осуществило проверочные мероприятия на предмет соблюдения ООО "Поиск-М" земельного законодательства в отношении принадлежащего на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 52:16:0050804:0005.
В результате проверки уполномоченный орган выявил использование земельного участка не по целевому назначению, в связи с чем 27.02.2014 выдал ООО Поиск-М" предписание N 29-01-25-1 об устранении в срок до 28.11.2014 выявленных нарушений.
В целях устранения нарушения земельного законодательства Общество разделило земельный участок с кадастровым номером 52:16:050804:0005 на два земельных участка с кадастровыми номерами 52:16:0050804:416 и 52:16:0050804:417.
10.11.2014 ООО "Поиск-М" обратилось в Кадастровую палату Нижегородской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 52:16:0050804:417, на котором расположен торгово-развлекательный комплекс, с "общестроительные, ремонтные и монтажные работы" на "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Решением от 11.11.2014 N РКФ/14-190626 уполномоченный орган приостановил осуществление государственного кадастрового учета изменений в связи с отсутствием в Генеральном плане муниципального образования "город Балахна" перечня разрешенного использования земельных участков зоны П-6А "Резерв производственных зон".
При этом Обществу рекомендовано обратиться в администрацию Балахнинского района Нижегородской области для уточнения разрешенного вида использования земельного участка.
Общество обратилось в администрацию Балахнинского района Нижегородской области с соответствующим заявлением.
Письмом от 19.11.2014 орган местного самоуправления уведомил Общество о том, что земельный участок с кадастровым номером 52:16:0050804:417 находится в территориальной зоне П-7 (санитарно-защитная зона) и виды разрешенного использования соответствуют пунктам 5.2-5.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Указанное письмо администрации Балахнинского района Нижегородской области в составе пакета первоначально поданных документов Общество направило в орган кадастрового учета.
Решением от 21.11.2014 Кадастровая палата Нижегородской области N РКФ/14-198332 отказала ООО "Поиск-ММ" в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета изменений в связи с отсутствием возможности внести изменения, поскольку администрация Балахнинского района Нижегородской области не издала распорядительный акт об изменении разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером 52:16:0050804:417, расположенного по адресу: Нижегородская область, г.Балахна, ул.Челюскинцев, д. 28, одновременно предложив Обществу представить такой ненормативный акт.
28.11.2014 ООО "Поиск-ММ" обратилось в администрацию Балахнинского района Нижегородской области с соответствующим заявлением.
Письмом от 09.12.2014 орган местного самоуправления уведомил Общество о том, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Данное письменное разъяснение Общество направило в орган кадастрового учета.
Решением от 17.12.2014 уполномоченный орган отказал Обществу в снятии приостановления в связи с отсутствием со стороны органа местного самоуправления распорядительного акта об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 52:16:0050804:417.
Решением от 11.02.2015 N РКФ/15-15490 Кадастровая палата Нижегородской области отказала Обществу в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи истечением срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета и неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Полагая, что решение органа кадастрового учета не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, ООО "Поиск-М" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 7, 70 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 N 71 и исходил из того, что уполномоченный орган не доказал законность своего решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципами земельного законодательства являются, в частности, приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено деление земель по целевому назначению на категории.
Из пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификаторами, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).
В силу статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Следовательно, действия, связанные с постановкой и ведением кадастрового учета объектов недвижимости, являются юридически значимыми, поскольку в результате этого земельный участок приобретает свойства индивидуально-определенной вещи.
Согласно статье 3 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Таким органом на территории Нижегородской области является филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области.
Статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ определяет состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Положения части 3 статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ предусматривают, что с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Статьей 21 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрен порядок представления заявителями документов для осуществления кадастрового учета, статья 22 Федерального закона N 221-ФЗ - состав необходимых для кадастрового учета документов.
Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу части 9 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.
По истечении срока приостановления осуществления кадастрового учета, в случае, если не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении орган кадастрового учета, принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета (статья 27 Федерального закона N 221-ФЗ).
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требования технических регламентов.
Частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона N 221-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 5 настоящей статьи, требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных в части 1 настоящей статьи решений. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.
Положениями статьи 10 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах входят: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений, содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
Порядок направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требовании к формату таких документов в электронной форме утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 N 71 (далее - Постановление N 71).
Согласно пункту 18 Постановления N 71 при информационном взаимодействии документы, в том числе карта (план) объекта землеустройства, представляются в виде электронных документов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
При отсутствии у органов местного самоуправления технической возможности использовать единую систему межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия органы местного самоуправления представляют документы, необходимые для ведения государственного кадастра недвижимости, в орган кадастрового учета с использованием официального сайта органа кадастрового учета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или на электронных носителях.
В соответствии с пунктами 5 и 6 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Балахна, а также Порядка N 71, в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений орган местного самоуправления (орган государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.
В случае изменения вида разрешенного использования земельного участка орган местного самоуправления (орган государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся:
- в решении о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования с указанием кадастрового номера земельного участка и условно разрешенного вида использования;
- в решении об определении (изменении) вида разрешенного использования с указанием кадастрового номера земельного участка и вида разрешенного использования.
В пунктах 21 и 22 Порядка N 71 установлено, что документы, направляемые в электронном виде в орган кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных.
В орган кадастрового учета представляются электронные образы соответствующих бумажных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе, до момента размещения на официальном сайте органа кадастрового учета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" схем, используемых для формирования документов в формате XML. Требования к электронным образам документов, утвержденные органом кадастрового учета, размещаются на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Правила землепользования и застройки муниципального образования город Балахна, утверждены решением городской Думы г.Балахны Балахнинского района Нижегородской области от 23.12.2010 N 139.
В ходе рассмотрения настоящего дела суд первой инстанции выяснил, что орган местного самоуправления не направил в адрес Кадастровой палаты Нижегородской области указанные Правила.
Вместе с этим, исходя из вышеуказанных правоположений, юридические лица, обратившиеся в орган кадастрового учета, не должны получать отказ в проведении этого учета из-за сбоев в информационном взаимодействии между двумя уполномоченными Порядком N 71 органами.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что при обращении в уполномоченный орган ООО Поиск-М" представило все необходимые для осуществления государственного кадастрового учета документы, в том числе письма администрации Балахнинского района Нижегородской области, согласно которым рассматриваемый земельный участок расположен в зоне П-7, в которой согласно пункту 5.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 допускается размещение объектов торговли и общественного питания, и для изменения разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером 52:16:0050804:417, расположенного по адресу: Нижегородская область, г.Балахна, ул.Челюскинцев, д.28, не требуется распорядительного акта органа местного самоуправления.
Принимая во внимание установленные обстоятельства и вышеприведенные правоположения Правил, суд приходит к выводу о том, что испрашиваемое Обществом изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 52:16:0050804:417 с "общестроительные, ремонтные и монтажные работы" на "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" не противоречит действующему законодательству.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что у Кадастровой палаты по Нижегородской области отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе ООО "Поиск-М" в осуществлении государственного кадастрового учета изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уполномоченный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, однако не соответствует Федеральному закону N 221-ФЗ, Градостроительному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Руководствуясь частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции возложил на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав Общества.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с государственного органа в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба уполномоченного органа не подлежит удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.06.2015 по делу N А43-4196/2015 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.06.2015 по делу N А43-4196/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
председательствующий судья |
Захарова Т.А. |
судьи |
Смирнова И.А. Малькова Д.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-4196/2015
Истец: ООО Поиск-М
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области Отдел кадастрового учета N6