город Воронеж |
|
25 августа 2015 г. |
Дело N А35-2108/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Синицыной Е.Г.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Контел": Свеженцевой В.И., представителя по доверенности от 01.08.2015;
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Курской области от 04.06.2015 по делу N А35-2108/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Лымарь Д.В.), по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Контел" (ОГРН 1054639043150, ИНН 4632053029) о признании незаконным постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Контел" (далее - заявитель, Общество, ООО "Контел", ОГРН 1054639043150, ИНН 4632053029) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу N 05-14/2161-5 от 04.02.2015 о назначении административного наказания, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об Административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 50000 рублей.
Данное дело было рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Решением суда от 04.06.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу обратилось Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что основания для применения положений ст.2.9 КоАП РФ отсутствуют. Правовая возможность исполнения существующей обязанности определятся отсутствием объективных причин для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица. Обществом не представлено доказательств, подтверждающих, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В судебное заседание Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, Межрегиональное управление по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу при проверке Общества с ограниченной ответственностью "Контел" установило, что Обществом была искажена информация при декларировании оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей в декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2014 г. (по форме Приложения N 11 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815) (далее - Правила) по лицензии серия и N 46 АА 000063, регистрационный номер 46РПА0000045, срок действия которой с 03.07.2012 по 03.07.2015, на розничную продажу алкогольной продукции.
При анализе деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей в электронном виде за 2 квартал 2014 года ООО "Контел" выявлено, что в декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции (Приложении N 11) организацией ООО "Контел" не отражена закупка алкогольной продукции у организации ООО "Торговый дом "Внешторгсервис", а именно:
- по ТТН N 16800 от 02.04.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.23 дал;
- по ТТН N 16801 от 02.04.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.60 дал;
- по ТТН N 16825 от 02.04.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.74 дал;
- по ТТН N 16851 от 02.04.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.30 дал;
- по ТТН N 17982 от 08.04.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.30 дал;
- по ТТН N 18223 от 09.04.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.21 дал;
- по ТТН N 18454 от 09.04.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.55 дал;
- по ТТН N 19949 от 16.04.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.94 дал;
- по ТТН N 19953 от 16.04.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.61 дал;
- по ТТН N 19998 от 16.04.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 2.55 дал;
- по ТТН N 19999 от 16.04.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 1.35 дал;
- по ТТН N 21345 от 22.04.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.30 дал;
- по ТТН N 21587 от 23.04.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 1.20 дал;
- по ТТН N 21593 от 23.04.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.24 дал;
- по ТТН N 21602 от 23.04.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.20 дал;
- по ТТН N 21603 от 23.04.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.58 дал;
- по ТТН N 21604 от 23.04.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.12 дал;
- по ТТН N 21611 от 23.04.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.60 дал;
- по ТТН N 21756 от 23.04.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 5.85 дал;
- по ТТН N 21759 от 23.04.2014не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 5.44 дал;
- по ТТН N 23395 от 30.04.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.17 дал;
- по ТТН N 23396 от 30.04.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.12 дал;
- по ТТН N 24427 от 05.05.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 1.16 дал;
- по ТТН N 25376 от 08.05.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.46 дал;
- по ТТН N 25684 от 12.05.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 1.20 дал;
- по ТТН N 26521 от 14.05.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.38 дал;
- по ТТН N 26610 от 14.05.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.45 дал;
- по ТТН N 26611 от 14.05.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.95 дал;
- по ТТН N 27236 от 16.05.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.98 дал;
- по ТТН N 28106 от 20.05.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.30 дал;
- по ТТН N 28211 от 21.05.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.71 дал;
- по ТТН N 28212 от 21.05.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.25 дал;
- по ТТН N 28274 от 21.05.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.60 дал;
- по ТТН N 28464 от 21.05.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 1.20 дал;
- по ТТН N 28941 от 23.05.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.23 дал;
- по ТТН N 29862 от 28.05.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.25 дал;
- по ТТН N 29863 от 28.05.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.28 дал;
- по ТТН N 29897 от 28.05.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.51 дал;
- по ТТН N 29898 от 28.05.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.51 дал;
- по ТТН N 29996 от 28.05.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 1.75 дал;
- по ТТН N 30002 от 28.05.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 5.65 дал;
- по ТТН N 31531 от 04.06.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.31 дал;
- по ТТН N 31536 от 04.06.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 1.20 дал;
- по ТТН N 32788 от 09.06.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 6.00 дал;
- по ТТН N 32789 от 09.06.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 6.00 дал;
- по ТТН N 32852 от 10.06.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 1.08 дал;
- по ТТН N 33276 от 11.06.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.11 дал;
- по ТТН N 33280 от 11.06.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 1.20 дал;
- по ТТН N 34529 от 18.06.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.26 дал;
- по ТТН N 34585 от 18.06.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.30 дал;
- по ТТН N 36421 от 25.06.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.20 дал;
- по ТТН N 36422 от 25.06.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 1.80 дал;
- по ТТН N 36423 от 25.06.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.20 дал;
- по ТТН N 36425 от 25.06.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 0.15 дал;
- по ТТН N 37239 от 30.06.2014 не отражена закупка алкогольной продукции в общем объеме 1.20 дал;
Таким образом, искажение данных составило 61,03 дал.
Проверяющими был сделан вывод о том, что сведения, полученные в ходе проведения административного расследования, указывают на нарушение ООО "Контел" требований ст.ст. 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N815 "О предоставлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей", Приказа Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N198 "Об утверждении формата представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (в редакции приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 08.04.2014 N92).
Указанные нарушения были отражены в протоколе об административном правонарушении N 05-14/2161-3 от 22.01.2015.
Рассмотрев протокол N 05-14/2161-3 от 22.01.2015 и другие материалы дела об административном правонарушении, 04.02.2015 И.о. заместителя руководителя Межрегионального управления по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу Поликарповой Т.Е. постановлением N 05-14/2161-5 по делу об административном правонарушении привлекла Общество к административной ответственности на основании ст.15.13 КоАП РФ в виде 50000 руб. штрафа.
Считая вынесенное постановление незаконным, ООО "Контел" обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения. Вместе с тем суд считает возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей в виде штрафа для юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения и рассмотрения материалов дела об административном правонарушении).
Из совокупного анализа положений статьи 2, пункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) следует, что законодательно определена обязанность организации, осуществляющей производство и (или) оборот алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции, представлять в уполномоченный орган декларации по утвержденной форме в электронном виде или на бумажном носителе.
При этом, запрещается искажение декларации об объеме производства, оборота и (или) использование этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N815 "О предоставлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила).
Пунктом 13 Правил предусмотрено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N11.
Декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 15 Правил).
В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей (часть 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ).
Как подтверждается материалами дела, в декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции (Приложении N 11) ООО "Контел" не отражена закупка алкогольной продукции у ООО "Торговый дом "Внешторгсервис". Искажение составило 61,03 дал.
Факт нарушения Обществом законодательно установленных требований подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 22 января 2015 года N 05-14/2161-3; декларацией об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей ООО "Контел" за 2 квартал 2014 года; документами ООО "Торговый дом "Внешторгсервис" вх.с1-29185 от 12 декабря 2014 года; письменными пояснениями ООО "Контел" вх.с1-1904 от 03 февраля 2015 года.
Искажение информации и нарушения порядка при декларировании об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей влечет за собой невозможность проведения своевременного контроля уполномоченным государственным органом.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выполняя требования законодательства в области оборота алкогольной продукции, общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением указанного законодательства. Общество при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, имело возможность проверить данные в декларации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Обстоятельств, исключающих вину общества, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом этого суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности административным органом события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса, и вины Общества в его совершении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюден.
Постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, суд первой инстанции, оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные ими доказательства, усмотрел основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Из апелляционной жалобы следует, что на рассмотрение суда апелляционной инстанции заявителем поставлен вопрос о правомерности вывода арбитражного суда о наличии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что КоАП РФ не содержит указаний на невозможность применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения.
Оценив имеющиеся в материалах дела документы, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, а также конкретные обстоятельства его совершения, приняв во внимание отсутствие негативных последствий и то обстоятельство, что правонарушение совершено впервые, суд первой инстанции, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, обоснованно квалифицировал совершенное Общества правонарушение в качестве малозначительного.
Как было установлено судом области при рассмотрении дела, декларация об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции (Приложение N 11) за 2 квартал 2014 года была направлена Обществом в установленные сроки, что не оспаривается МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО. Техническая ошибка, допущенная в вышеупомянутой декларации, не нанесла существенного ущерба отношениям в сфере налогообложения (неуплата налога, сбора и т.д.), Общество не имело прямого умысла на совершение правонарушения. ООО "Контел" является малочисленной организацией, (согласно декларации о среднесписочной численности за 2014 год, численность работников Общества составляла 5 человек), искажение данных в декларации имело место в отношении небольшого количества продукции (61,03 дал), объемы производства и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции невелики, в связи с чем назначенное административное наказание в виде штрафа в сумме 50000 руб., является существенным.
Позиция административного органа об отсутствии оснований для признания данного правонарушения малозначительным судом апелляционной инстанции отклоняется по той причине, что в обоснование этой позиции не представлено каких-либо доказательств существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным постановления и его отмене.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о доказанности административным органом вмененного Обществу состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ и возможности применения положений ст.2.9 КоАП РФ, является правомерным.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 04.06.2015 по делу N А35-2108/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч. 4 ст. 288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Судья |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-2108/2015
Истец: ООО "Контел"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЦФО