г. Санкт-Петербург |
|
24 августа 2015 г. |
Дело N А56-3057/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, В.М.Толкунова
при ведении протокола судебного заседания: Г.А.Шамовой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): предст. Гунгер К.Т. - доверенность от 30.12.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13697/2015) общества с ограниченной ответственностью "Строительное Управление - 19" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2015 по делу N А56-3057/2015 (судья Радынов С.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительное Управление-19"
к Государственной административно-технической инспекции
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительное Управление-19" (ОГРН 1089848009679; адрес: 197372, Санкт-Петербург, пр. Богатырский, д. 18, корп. 1, пом. 509; далее - Общество, ООО "СУ-19") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга (далее - Инспекция, ГАТИ, административный орган) от 05.12.2014 N 5036, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 43.1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Решением суда от 29.04.2015 постановление ГАТИ от 05.12.2014 N 5036 изменено в части назначения наказания, суд снизил размер штрафа до 250000 руб.
В апелляционной жалобе ООО "СУ-19" просит решение от 29.04.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить постановление ГАТИ от 05.12.2014 N 5036 в полном объеме. Податель жалобы полагает, что в оспариваемом постановлении не установлены обстоятельства, указывающие на совершение Обществом вмененного ему административного правонарушения, а доказательств, подтверждающих совершение Обществом правонарушения, не имеется. Податель жалобы также ссылается на то, что Общество не имело возможности заблаговременно подать заявку и получить распоряжение на ограничение движения, работы проводились в рамках государственного контракта; ограничение движения действовало не более 6 часов и снято в день выявления правонарушения; при проведении работ были установлены соответствующие дорожные знаки. Учитывая изложенное, податель жалобы считает совершенное Обществом правонарушение малозначительным.
В судебном заседании представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда без изменения.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителе не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 11.11.2014 специалистом ГАТИ в присутствии двух понятых и с применением средств фотофиксации проведен осмотр территории (места производства работ по ордеру ГАТИ N У-1964 от 24.05.2013) по адресу: Санкт-Петербург, Красное село, перекресток ул. Лермонтова и ул. Равенства, в ходе которого выявлен факт самовольного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в Санкт-Петербурге, а именно осмотром установлено, что на перекрестке выполнено устройство котлована шириной более 1 м и длинной более 2,5 м, отходы асфальтобетонного лома и грунта размещены на проезжей части, движение транспортных средств на перекрестке ограничено. Результаты осмотра отражены в протоколе осмотра от 11.11.2014 (л.д. 65-70).
14.11.2014 специалистом ГАТИ в присутствии двух понятых и представителя Общества Соловьева И.В. (доверенность от 12.11.2014) повторно проведен осмотр вышеуказанной зоны производства работ по адресу: Санкт-Петербург, Красное село, перекресток ул. Лермонтова и ул. Равенства. Осмотром установлено, что работы по подключению газопровода завершены, произведена засыпка котлована, асфальтобетонное покрытие не восстановлено (протокол осмотра от 14.11.2014 с фототаблицей, л.д.56-59).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 14.11.2014 в отношении Общества (в присутствии представителя Соловьева И.В.) протокола N 48268 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 43.1 Закона N 273-70 (л.д. 55).
Постановлением от 05.12.2014 N 5036 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 48268 от 14.11.2014 ООО "СУ-19" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 43.1 Закона N 273-70 с назначением наказания в виде штрафа в размере 500000 рублей (л.д. 46-47). Указанным постановлением Обществу вменено самовольное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге (Красное село, перекресток ул. Лермонтова и ул. Равенства), что является нарушением пункта 3.2.21 Правил производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга (утв. распоряжением ГАТИ от 22.01.2008 N 4), пункта 1.6 Порядка осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге (утв. постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2012 N 272), пунктов 2 и 4 Порядка принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге, приема и рассмотрения заявок о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге (утв. распоряжением ГАТИ от 03.05.2012 N 4).
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество обжаловало постановление ГАТИ в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным, вместе с тем изменил постановление в части назначения наказания, снизив размер штрафа до 250000 руб.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 29.04.2015 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.
Распоряжением Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга от 22.01.2008 N 4 утверждены Правила производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга (далее - Правила N 4), в соответствии с пунктом 3.2.21 которых производитель работ обязан получить распоряжение ГАТИ о временном ограничении (временном прекращении) движения транспортных средств по автомобильным дорогам Санкт-Петербурга при необходимости такого ограничения (прекращения), а также соблюдать порядок и сроки временного ограничения (временного прекращения) движения транспортных средств по автомобильным дорогам Санкт-Петербурга в соответствии с распоряжением ГАТИ.
Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2012 N 272 (далее - Порядок N 272).
В соответствии с пунктом 1.6 Порядка N 272 временные ограничение или прекращение движения транспортных средств, предусмотренные в пункте 1.2.6 (при производстве земляных работ при прокладке, ремонте инженерных сетей, коммуникаций и сооружений) названного Порядка, устанавливаются ГАТИ путем принятия акта об ограничении или прекращении движения.
Согласно пункту 10.1 Порядка N 272 временные ограничение или прекращение движения при установлении временных ограждений и(или) временных объектов (в том числе строительных площадок, зон производства работ, строительных лесов для ремонта фасадов зданий) на автомобильных дорогах, а также при производстве земляных работ при прокладке, ремонте инженерных сетей (коммуникаций) и сооружений устанавливаются ГАТИ путем принятия акта об ограничении и прекращении движения на основании:
заявки лица, осуществляющего установку объектов, производство земляных работ;
разрешения на строительство (при производстве работ, требующих получения разрешения на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации), ордера на производство земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга (при производстве работ, требующих получения указанного ордера);
схемы организации дорожного движения, согласованной с ГИБДД, Комитетом по транспорту, ГКУ "ДОДД".
В силу пункта 16.1 Порядка N 272 в целях обеспечения безопасности дорожного движения в Санкт-Петербурге запрещается устанавливать временные ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге в нарушение настоящего Порядка.
Распоряжением ГАТИ от 03.05.2012 N 4 утвержден Порядок принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге, приема и рассмотрения заявок о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге (далее - Порядок N 4).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 4 указанный Порядок распространяется на случаи ограничения движения или прекращения движения при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог регионального значения в Санкт-Петербурге, а также при установлении временных ограждений и(или) временных объектов (в том числе строительных площадок, зон производства работ, строительных лесов для ремонта фасадов зданий) на автомобильных дорогах регионального значения в Санкт-Петербурге, а также при производстве земляных работ при прокладке, ремонте инженерных сетей (коммуникаций) и сооружений.
В силу пунктов 4 и 5 Порядка N 4 введение ограничения движения и(или) прекращения движения осуществляется на основании распоряжения ГАТИ; поводом для принятия решения об ограничении движения или прекращении движения является заявление граждан и юридических лиц при наличии оснований, предусмотренных в пункте 2 настоящего Порядка.
При этом, согласно пункту 7 Порядка N 4 заявка с приложением схемы организации дорожного движения представляется в ГАТИ не позднее 15 рабочих дней до планируемой даты начала ограничения движения или прекращения движения. ГАТИ в течение 12 рабочих дней после регистрации заявки рассматривает ее и принимает решение об ограничении движения или прекращении движения либо об отказе в ограничении движения или прекращении движения.
Пунктом 1 статьи 43.1 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за нарушение порядка временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в Санкт-Петербурге, установленного Правительством Санкт-Петербурга.
Факт совершения Обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 43.1 Закона N 273-70 (самовольное, без распоряжения ГАТИ ограничение движения транспортных средств по адресу: Санкт-Петербург, Красное село, перекресток ул. Лермонтова и ул. Равенства), установлен административным органом и судом, подтверждается материалами дела, в том числе протоколом осмотра от 11.11.2014 с фототаблицей, и Обществом не оспаривается (при составлении протокола об административном правонарушении от 14.11.2014, в заявлении об оспаривании постановления и в апелляционной жалобе Общество не отрицало, что работы проводились в отсутствие распоряжения на ограничение движения).
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения (в том числе, принятия мер по своевременному обращению за разрешением на ограничение движения) при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены. Как следует из материалов дела, работы проводились по ордеру ГАТИ N У-1964 от 24.05.2013 в рамках исполнения государственного контракта на строительство газопроводов, следовательно, производство работ на спорном участке дороги являлось плановым и не являлось аварийным (не было обусловлено повреждением инженерных сетей газопровода, требующим безотлагательного производства работ для устранения опасности, непосредственно угрожающей безопасности людей) Таким образом, Общество в силу положений пункта 3.2.21 Правил, пунктов 1.6, 10.1 Порядка N 272 обязано было получить распоряжение ГАТИ о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств на спорном участке автомобильной дороги. Доказательства того, что Общество вплоть до 11.11.2014 не знало о возникшей необходимости проведения на вышеуказанном перекрестке земляных работ по врезке газопровода и не имело возможности своевременно спланировать и согласовать с ООО "ПетербургГаз" сроки проведения работ, требующих ограничения движения, в материалы дела не представлено.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 43.1 Закона N 273-70.
Нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено; оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Вывод суда сделан с учетом официального толкования по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащегося в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционная коллегия, учитывая, что совершенное Обществом правонарушение посягает на установленный порядок ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, направленный, в том числе, на обеспечение безопасности дорожного движения, также не усматривает оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным. Ссылки подателя жалобы на то, что ограничение движения действовало не более 6 часов и было снято в день выявления правонарушения, а также на то, что при проведении работ были установлены соответствующие дорожные знаки, не свидетельствуют о малозначительности правонарушения; указанные обстоятельства могут быть учтены при назначении наказания.
В рассматриваемом случае, суд первой инстанции, руководствуясь частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, оценив обстоятельства дела, а также вышеприведенные доводы заявителя, посчитал назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание (штраф в размере 500000 руб.) чрезмерным и не соответствующим характеру совершенного правонарушения и его последствиям, а также целям административного наказания, в связи с чем изменил оспариваемое постановление в части назначенного штрафа и снизил размер штрафа до 250000 руб. По мнению суда апелляционной инстанции, избранная судом мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности. Возражений относительно решения суда в указанной части Инспекцией в суде апелляционной инстанции не заявлено.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 29.04.2015 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 апреля 2015 года по делу N А56-3057/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительное Управление - 19" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3057/2015
Истец: ООО "Строительное Управление-19"
Ответчик: Государственная Административно-техническая инспекция Санкт-Петербурга