г.Воронеж |
|
21 августа 2015 г. |
Дело N А14-16938/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Поротикова А.И., |
судей |
Щербатых Е.Ю., |
|
Суховой И.Б. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барбашиной М.С.,
при участии:
от Администрации городского округа город Воронеж: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области": Селивановой Ольги Викторовны, представителя по доверенности N 23 от 07.04.2015;
от Территориального управления Федерального агента по управлению государственным имуществом в Воронежской области: Семенихиной Дарьи Алексеевны, представителя по доверенности N НБ-12/5260 от 13.08.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.05.2015 г. по делу N А14-16938/2014 (судья Сидорова О.И.) по иску Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области" к Администрации городского округа город Воронеж, при участии третьего лица - Территориального управления Федерального агента по управлению государственным имуществом в Воронежской области, о признании права собственности на самовольную постройку,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области" (далее - ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Администрации городского округа город Воронеж (далее - ответчик) о признании права оперативного управления на объект недвижимого имущества - гаражи, общей площадью 301,1 кв.м, инвентарный номер 13503 от 17.11.2009, расположенный по адресу: г.Воронеж, проспект Патриотов, 49-а.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, которое просило признать право собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - гаражи, общей площадью 301,1 кв.м, инвентарный номер 13503 от 17.11.2009, расположенный по адресу: г. Воронеж, проспект Патриотов, 49-а.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.05.2015 г. по делу N А14-16938/2014 требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области удовлетворены. В удовлетворении исковых требований ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области" отказано.
Не согласившись с принятым решением в части удовлетворения требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Администрация городского округа город Воронеж обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.05.2015 г. по делу N А14-16938/2014 отменить, отказав в удовлетворении названных требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 14.08.2015 г. не явился представитель заявителя жалобы.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения вышеназванного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие его представителя.
Представители ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области" и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, явившиеся в судебное заседание, в отношении доводов апелляционной жалобы возражали, считая принятое по делу решение в обжалуемой части законным и обоснованным по основаниям, изложенным в соответствующих возражениях на жалобу, просили оставить данное решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По правилам части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая, что от участвующих в деле лиц не поступило возражений против проверки решения в обжалуемой части, апелляционный суд на основании части 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения суда только в указанной части.
Судебная коллегия, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, а также заслушав пояснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 4 208 кв.м, с разрешенным использованием служебные и административные помещения, расположенный по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, Советский район, проспект Патриотов, 49а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 36-АГ 057525 от 03.04.2013,
Истцом на указанном земельном участке осуществлено строительство гаражей для размещения служебного автотранспорта по обслуживанию полка полиции УВО по городу Воронежу.
В целях легализации спорного объекта истец обратился в Администрацию городского округа город Воронеж.
29.10.2014 заместителем главы Администрации городского округа по градостроительству истцу отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с отсутствием разрешения на строительство.
Невозможность осуществить государственную регистрацию права оперативного управления в установленном законом порядке, послужила основаниям для обращения истца в суд с заявленными требованиями.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области заявило требование о признании права собственности на спорные объекты недвижимого имущества.
Проанализировав представленные материалы дела, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области в силу следующего.
В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу пункта 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что спорные объекты были возведены при наличии соответствующих разрешений на строительство.
В этой связи в настоящее время данные объекты имеют статус самовольной постройки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно пункту 2 статьи 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
В соответствии с пунктом 26 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В этой связи судом апелляционной инстанции не может быть принят довод апелляционной жалобы ответчика о том, что перед экспертом не был поставлен вопрос о соответствии построенного объекта требованиям, установленным в градостроительном плане земельного участка.
Документом, подтверждающим соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающим застройщику право на строительство в силу пункта 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ является разрешение на строительство, отсутствие которого в силу вышеназванных разъяснений, само по себе, не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку при соблюдении иных, поименованных ранее условий.
В ходе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Как следует из заключения строительно-технической экспертизы N СА02/15 от 24.04.2015, исследуемые строения соответствуют требованиям строительных норм и правил, противопожарным и санитарным требованиям. Сохранение указанного объекта и его эксплуатация не создает угрозу жизни и здоровью граждан и не препятствует пользованию прилегающими строениями, сооружениями, дорогами, проездами, проходами.
Принятие мер к легализации самовольно построенных объектов также подтверждается материалами дела.
Поскольку отсутствие возможности зарегистрировать права на возведенные строения в установленном законом порядке является препятствием к осуществлению гражданских прав и обязанностей в отношении объектов, суд области пришел к верному выводу о наличии оснований для признания права собственности Российской Федерации на спорное имущество.
Иных доводов, опровергающих вышеназванные выводы суда, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить решение суда в обжалуемой части, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
В силу изложенного решение суда в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежат.
Администрация городского округа город Воронеж освобождена от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.05.2015 г. по делу N А14-16938/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Воронеж - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Поротиков |
Судьи |
Е.Ю.Щербатых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-16938/2014
Истец: ФГКУ "Управление вневедомственной охраны ГУ МВД РФ по Воронежской области"
Ответчик: Администрация ГО г. Воронеж
Третье лицо: ТУ Росимущества в ВО, ТУФАУГИ в Воронежской области