город Москва |
|
25 августа 2015 г. |
Дело N А40-35711/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н,
судей: Мухина С.М., Румянцева П.В., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.06.2015 по делу N А40-35711/15 принятое судьей Михайловой Л.В. (шифр судьи: 23-278)
по заявлению ООО "РегионЭнергоСервис" (ОГРН 1065032059641, 143002, Московская область, г. Одинцово, ул. Акуловская, д. 2а)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822, 115191, Москва, ул. Большая Тульская, д. 15)
о признании незаконными отказов в государственной регистрации права собственности на вновь созданные объекты недвижимости
при участии:
от заявителя: |
Иванушкина Т.Н. по доверенности от 15.01.2015; |
от ответчика: |
Маричев В.А. по доверенности от 26.03.2015; Кадыков А.Ю. по доверенности от 30.12.2014; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось Общество с ограниченной ответственностью "РегионЭнергоСервис" с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконными отказов от 28.01.2015 N 22/005/2014-945, от 28.01.2015 г. N 22/005/2014-949,950, от 29.01.2015 г. N 22/006/2014-13,18.
Решением суда от 04.06.2015 признаны незаконными, как не соответствующее Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997 г., решения Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве N 22/005/2014-945 от 28.01.2015 г., N 22/005/2014-949,950 от 28.01.2015 г., N 22/006/2014-13,18 от 29.01.2014 г. об отказе в государственной регистрации права собственности. Суд обязал Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве осуществить государственную регистрацию права собственности Общества с ограниченной ответственностью "РегионЭнергоСервис" на объекты недвижимости, расположенные по адресам: г. Москва, г. Московский, ул. Московская, д. 2, стр. 1, общей площадью 220,9 кв.м.; г. Москва, г. Московский, ул. Радужная, д. 8, стр. 1, общей площадью 219,8 кв.м.; г. Москва, г. Московский, ул. Солнечная, д. 5, стр. 1, общей площадью 221,8 кв.м.; г. Москва, г. Московский, ул. Радужная, д. 19, корп. 2, стр. 1, общей площадью 222,1 кв.м.; г. Москва, г. Московский, ул. Радужная, д. 9, стр. 1, общей площадью 222,7 кв.м. При этом суд исходил из того, что изменение разрешенного использования на "под размещение ЦТП" было произведено в 2011 г., то есть после завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию и до подачи заявлений о государственной регистрации прав собственности.
С решением суда не согласился ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что действующее на момент возведения объекта недвижимого имущества законодательство не устанавливало возможности ограниченного использования земельных участков общего пользования, в связи с чем строительство на таком земельном участке не отвечало требованиям Гражданского кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. Заявителем представлены письменные пояснения.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлениями о государственной регистрации прав собственности на следующие объекты недвижимого имущества:
11.12.2014 г. вх. N 22/005/2014-945 в отношении здания площадью 220,9 кв.м. с кадастровым номером N 77:17:0110205:981, расположенного по адресу: г. Москва, г. Московский, ул. Московская, д.2, стр.1;
11.12.2014 г. вх. N 22/005/2014-494 в отношении нежилого здания площадью 219,8 кв.м. с кадастровым номером 77:17:0110205:985, расположенного по адресу: г. Москва, г. Московский, ул. Московская, д.2, стр.1;
11.12.2014 г. вх. N 22/005/2014-450 в отношении нежилого здания площадью 221,8 кв.м. с кадастровым номером 77:17:0110205:984, расположенного по адресу: г. Москва, г. Московский, ул. Солнечная, д.5, стр.1;
12.12.2014 г. вх. N 22/006/2014-13 в отношении нежилого здания площадью 222,7 кв.м. с кадастровым номером 77:17:0110205:982, расположенного по адресу: г. Москва, г. Московский, ул. Радужная, д.9, стр.1;
12.12.2014 г. вх. N 22/006/2014-18 в отношении нежилого здания площадью 222,1 кв.м. с кадастровым номером 77:17:0110205:983, расположенного по адресу: г. Москва, г. Московский, ул. Радужная, д.9, стр.1.
На основании абз.4,10 п.1 ст.20 Закона о регистрации заявителю в регистрации прав собственности на указанные объекты регистрирующим органом отказано.
Для регистрации заявителем были представлены следующие документы: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU0503000-310/10-р/в от 23.07.2010, договор аренды земельного участка N 292-2009/Ю от 06.07.2009 с дополнительными соглашениями, договор о передаче прав и обязанностей N 292/пп от 01.07.2013 г.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:110205:407 и 50:21:110205:398 были переданы в аренду ООО "Эко-про", вид разрешенного использования земельных участков - земли общего пользования.
Изменение разрешенного использования на "под размещение ЦТП" было произведено в 2011 г., то есть после завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию.
В качестве основания для отказа в государственной регистрации Управление указало, что действующее законодательство не устанавливает возможности ограниченного использования земельных участков общего пользования, в связи с чем строительство на таком земельном участке не будет отвечать требованиям норм гражданского и градостроительного кодексов.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон регистрации) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества, на момент совершения сделки.
В силу части 1 статьи 18 Закона регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, в том случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявитель является участником реализации инвестиционного проекта, предусмотренного Инвестиционным контрактом на осуществление застройки земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, городское поселение Московский, от 04.06.2007 г., в редакции Дополнительного соглашения N 1 от 28.12.2009 г.
Предметом Инвестиционного контракта согласно п.2.1. в редакции Дополнительного соглашения N 1 от 28.12.2009 г., Дополнительного соглашения N 2 от 15.11.2011 г. и Дополнительного соглашения N 3 от 15.11.2011 г. к Инвестиционному контракту является реализация Инвестиционного проекта на осуществление застройки земельных участков общей площадью 329 389 кв.м., расположенных по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, городское поселение Московский, в районе г. Московский, указанных в Приложении N 3 от 15.11.2011 г. к Инвестиционному контракту, с жилыми зданиями с встроено-пристроенными нежилыми помещениями, отдельно-стоящими нежилыми зданиями с инженерными сетями и сооружениями, необходимыми для их функционирования, автоматизированной газовой водогрейной котельной, а также объектами культурно-бытового и социального назначения в соответствии с исходно-разрешительной и проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Заявителем были представлены справки БТИ об идентификации адресов.
Застройщиком, владельцем земельного участка, на котором осуществлялось строительство, являлось ООО "Эко-про", с которым Администрация Ленинского муниципального района заключила Договор аренды земельного участка с кадастровым -номером 50:21:0110205:328 площадью 370 295 кв.м., категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под застройку жилыми зданиями, объектами культурно-бытового и социального назначения.
Администрация Ленинского муниципального района Московской области выдала ООО "Эко-про" разрешения на строительство от 15.06.2009 г. N 000174-233/09-р/с; N 000174-236/09-р/с; N 000174-237/09-р/с; N 000174-243/09-р/с жилых корпусов кварталов 1 и 2 с внутриплощадочными инженерными сетями (водоснабжения и канализации, теплоснабжения, электроснабжения, устройств связи и сигнализации).
На основании Распоряжения Администрации Ленинского муниципального района Московской области от 11.03.2009 г. N 739-р/о (т.1 л.д. л.д.115-117) указанный земельный участок был разделен на 56 новых участков, в том числе:
земельный участок с кадастровым номером 50:21:0110205:382 площадью 526 кв.м.
земельный участок с кадастровым номером 50:21:0110205:360 площадью 511 кв.м.
земельный участок с кадастровым номером 50:21:0110205:398 площадью 659 кв.м.
земельный участок с кадастровым номером 50:21:0110205:400 площадью 636 кв.м.
земельный участок с кадастровым номером 50:21:0110205:407 площадью 608 кв.м.
На указанные земельные участки Администрацией Ленинского муниципального района заключила с ООО "Эко-про" договоры аренды земельных участков от 06.07.2009 г. N 277-2009/Ю, N 282-2009/Ю, N 285-2009/Ю, N 295-2009/Ю, N 292-2009/Ю.
Дополнительными соглашениями N 1 от 01.08.2011 г. к Договорам аренды изменено разрешенное использование земельных участков: под размещения ЦТП; Дополнительными соглашениями о передаче прав и обязанностей от 01.07.2012 г. за N М-11-039462; N М-11-039463; N М-11-039472: N М-11-039464; N М-11-039465 права и обязанности арендодателя по Договорам аренды были переданы Департаменту земельных ресурсов города Москвы.
Договорами о передаче прав и обязанностей по договорам аренды N 277/ПП, N 282/ПП, N285/ПП, N 295/ПП, N 292/ПП от 01.07.2013 г. права и обязанности арендатора по Договорам аренды были переданы от ООО "Эко-про" к ООО "РЭС".
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле не оспариваются.
В соответствии со ст. 24.2 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимого имущества при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по данному договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества, предусмотренным этим документом.
В оспариваемых отказах указано, что изменение разрешенного использования на "под размещение ЦТП" было произведено в 2011 г., то есть после завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию и до подачи заявлений о государственной регистрации прав собственности.
Доводы заявителя о том, что действующее на момент возведения объекта недвижимого имущества законодательство не устанавливало возможности ограниченного использования земельных участков общего пользования, в связи с чем строительство на таком земельном участке не отвечало требованиям Гражданского кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в ст. 20 Закона о регистрации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав. Заявителем представлены в соответствии с Законом о регистрации документы, необходимые для регистрации права.
Согласно ч.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд первой инстанции с учетом положения п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ правомерно возложил на регистрирующий орган обязанность устранить нарушения прав и законных интересов заявителя, обязав зарегистрировать право собственности заявителя на спорные объекты недвижимого имущества.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.06.2015 по делу N А40-35711/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-35711/2015
Истец: ООО "РЭС", ООО РЕГИОНЭНЕРГОСЕРВИС
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ