г. Тула |
|
24 августа 2015 г. |
Дело N А23-457/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.08.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.08.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Горизонт плюс" (г. Калуга, ОГРН 1074027007647, ИНН 4027083160) - Казанникова Ю.Е. (доверенность от 30.07.2015), от ответчиков - Городской Управы города Калуги (г. Калуга, ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947) - Белла Н.Ю. (доверенность от 10.11.2014 N 01/186-14-д), Харчевниковой Л.Г. (доверенность от 26.05.2014 N 01/109-14-д), Управления экономики и имущественных отношений г. Калуги (г. Калуга, ОГРН 1114027004332, ИНН 4027104445) - Белла Н.Ю. (доверенность от 06.05.2014 N 783/16-14), Харчевниковой Л.Г. (доверенность от 12.08.2014 N 2536/16-14), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления экономики и имущественных отношений города Калуги на решение Арбитражного суда Калужской области от 12.05.2015 по делу N А23-457/2015 (судья Ипатов А.Н.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Горизонт плюс" (далее по тексту- общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению экономики и имущественных отношений городской Управы города Калуги (далее по тексту - управление), Городской Управе города Калуги (далее по тексту - управа) о признании незаконным и отмене отказа от 17.12.2014.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 12.05.2015 заявленные требования удовлетворены частично. Признан незаконным отказ Управления экономики и имущественных отношений Городской Управы города Калуги в предоставлении преимущественного права ООО "Горизонт плюс" на приобретение арендуемого нежилого помещения площадью 7,7 кв. м в нежилом помещении общей площадью 180,40 кв. м, расположенном по адресу: г. Калуга, ул. Дарвина, д. 7, содержащийся в письменном ответе начальника Управления экономики и имущественных отношений Городской Управы города Калуги от 17.12.2014 N 34399/16-14. Суд обязал Управление экономики и имущественных отношений Городской Управы города Калуги устранить нарушения прав общества с ограниченной ответственностью "Горизонт плюс", заключив с обществом с ограниченной ответственностью "Горизонт плюс" договор купли-продажи нежилого помещения площадью 7,7 кв. м в нежилом помещении общей площадью 180,40 кв. м, расположенном по адресу: г. Калуга, ул. Дарвина, д. 7. В удовлетворении заявленных требований к Городской Управе города Калуги отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что принадлежность общества к субъектам малого и среднего предпринимательства, отсутствие задолженности по арендной плате, отсутствие арендуемого имущества в перечне имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства подтверждаются материалами дела и администрацией не оспариваются; спорное помещение является обособленным объектом, поставлено на кадастровый учет на момент обращения заинтересованного лица с заявлением о предоставлении преимущественного права выкупа спорного объекта, спорное нежилое помещение находилось в пользовании ООО "Горизонт плюс" более пяти лет.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований общества к Городской Управе города Калуги, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем оспаривался ответ Управления экономики и имущественных отношений Городской Управы города Калуги, которым оказывается услуга отчуждения недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства согласно административному регламенту, утвержденному постановлением Городской Управы г. Калуги от 29.06.2012 N 251-п.
В апелляционной жалобе Управление экономики и имущественных отношений Городской Управы города Калуги просит данное решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что у управления не было оснований для реализации преимущественного права ООО "Горизонт плюс" на приобретение арендуемого имущества в соответствии с требованиями Закона N 159-ФЗ, поскольку на момент обращения заявителя за выкупом испрашиваемого имущества с учетом даты его формирования как самостоятельного объекта недвижимого имущества, площади объекта, заявитель владел им менее срока, предусмотренного статьей 3 Закона N 159-ФЗ.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Горизонт плюс", опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Городская Управа города Калуги отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для изменения решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Горизонт плюс" на основании договора аренды от 23.01.2008 (на основании распоряжения городского головы городского округа "Город Калуга" от 23.01.2008 N 586-р) являлось арендатором помещения, расположенного на первом этаже здания по адресу: г. Калуга, ул. Дарвина, д. 7, общей площадью 19,60 кв. м для использования под офис.
В дальнейшем, общество по договорам аренды от 30.05.2008 (на основании распоряжения городского головы городского округа "Город Калуга" от 30.05.2008 N 6243-р), от 28.01.2009 (на основании распоряжения городского головы городского округа "Город Калуга" от 28.01.2009 N 529-р), от 17.12.2009 (на основании распоряжения городского головы городского округа "Город Калуга" от 17.12.2009 N 141412-р), от 28.12.2010 (на основании распоряжения городского головы городского округа "Город Калуга" от 28.12.2010 N 16728-р), от 19.12.2011 (на основании постановления городской Управы города Калуги от 19.12.2011 N 9545-пи), от 25.12.2012 (на основании постановления городской Управы города Калуги от 25.12.2012 N 15451-пи), от 01.04.2014 (на основании постановления городской Управы города Калуги от 01.04.2014 N 3633-пи), от 20.05.2015 (на основании постановления Городской Управы города Калуги от 08.05.2014 N 5426-пи) является арендатором нежилого помещения общей площадью 7,90 кв. м (на поэтажном плане комната N 4) в нежилом помещении общей площадью 180,40 кв. м, расположенном в строении по адресу: г. Калуга, ул. Дарвина, д. 7, для использования под офис.
Общество 18.11.2014 обратилось в Управление экономики и имущественных отношений города Калуги с заявлением о предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дарвина, д. 7, общей площадью 7,7 кв. м, приложив к заявлению необходимый пакет документов.
Письмом от 17.12.2014 N 4399/16-14 Управление экономики и имущественных отношений города Калуги указало на невозможность предоставления ООО "Горизонт плюс" преимущественного права на приобретение спорного помещения в связи с тем, что регистрация права собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Калуга, ул. Дарвина, д. 7, общей площадью 7,7 кв. м произведена обществом 17.10.2014 (запись о регистрации N 40-40-01/051/2014-467, свидетельство о государственной регистрации права серии 40 КЛ N 818587 от 17.10.2014), что свидетельствует о том, что формирование объекта площадью 7,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дарвина, д. 7, как обособленного объекта недвижимого имущества, произведено только 17.10.2014.
Ранее по договорам аренды с ООО "Горизонт плюс" объект недвижимости площадью 7,7 кв. м не передавался.
Не согласившись с вышеуказанным отказом Управления экономики и имущественных отношений города Калуги, ООО "Горизонт плюс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Из статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - арендуемое имущество), в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, регулируются Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту -Закон N 159-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: 1) арендуемое имущество по состоянию на 01.07.2013 находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 данного Федерального закона; 2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 данного Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 данного Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 данного Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Основаниями для отказа субъекту малого и среднего предпринимательства в удовлетворении такого заявления являются: несоответствие заявителя установленным статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ требованиям и (или) запрет на отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами (часть 4 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ).
Судом установлено и не оспаривается заинтересованными лицами, что заявитель относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и отвечает критериям, установленным Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, необходимым для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Задолженность по арендной плате по договору аренды отсутствует.
Как следует из заявления ООО "Горизонт плюс", оно просило предоставить ему в порядке реализации преимущественного права арендуемое имущество - нежилое помещение площадью 7,7 кв.м, расположенное по адресу: г. Калуга, ул. Дарвина, д. 7.
Основанием для отказа в реализации обществу преимущественного права на выкуп указанного помещения послужили выводы управления о том, что на момент обращения ООО "Горизонт плюс" за выкупом испрашиваемого имущества с даты его формирования как самостоятельного объекта недвижимого имущества, площади объекта, общество владело им менее срока, предусмотренного статьей 3 Федерального закона N 159-ФЗ, так как регистрация права собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Калуга, ул. Дарвина, д. 7, общей площадью 7,7 кв. м произведена только 17.10.2014.
Признавая ошибочной данную позицию ответчика, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с выпиской из реестра муниципального имущества муниципального образования "Город Калуга", спорное нежилое помещение площадью 7,7 кв. м по адресу: г. Калуга, ул. Дарвина, д. 7, является муниципальным недвижимым имуществом, основание возникновения права собственности муниципального образования "Город Калуга" - решение Малого Совета КО СНД от 17.12.1992 N 205.
Аналогичные данные содержатся в графе "правоустанавливающие документы на объект недвижимости" в декларации об объекте недвижимости, подписанной начальником управления 03.06.2014 при подаче соответствующего заявления о регистрации права собственности на спорное имущество.
При этом, как справедливо указал суд первой инстанции, управлением заключались вышеуказанные договора аренды с обществом, в которых было прямо указано, что арендуемое имущество является муниципальным, что подтверждено имеющимися в деле доказательствами, в том числе и свидетельством о государственной регистрации права серии 40 КЛ N 818587 от 17.10.2014.
Факт того, что свидетельство датировано 17.10.2014, как обоснованно заключено судом первой инстанции, не отменяет факта нахождения данного имущества, арендованного обществом, в муниципальной собственности в момент заключения договоров аренды, обратного ответчиком не доказано.
Судом первой инстанции также обоснованно принято во внимание то обстоятельство, что спорное помещение с момента передачи его в аренду по договору в 2008 году из пользования общества не выбывало, по акту приема-передачи не возвращалось, требований о возврате указанного имущества муниципальным образованием либо иным лицом не предъявлялось.
Отклоняя довод ответчика о том, что указанные договоры аренды являются ничтожными, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что указанные договоры являются заключенными, поскольку между сторонами были достигнуты соглашения по всем существенным условиям, установленным главой 34 ГК РФ, а именно: определен предмет договора, размер арендной платы.
Какого-либо несоответствия закону в указанном порядке оформления арендных отношений между хозяйствующими субъектами не имеется.
Имеющееся расхождение в площади помещения, указанной в договорах аренды (7,7 кв. м и 7,9 кв. м) обусловлено методикой применяемого расчета площади и не является существенным и значимым в правовом смысле для разрешения настоящего спора при идентификации объекта аренды и не может являться основанием для отказа в реализации преимущественного права на приобретение нежилого помещения.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134, реализация субъектом малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение части здания (помещения) возможна, если на основе части арендуемого здания (помещения) может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект.
Судом установлено, что спорное помещение является обособленным объектом, поставлено на кадастровый учет на момент обращения заинтересованного лица с заявлением о предоставлении преимущественного права выкупа помещения (объекта).
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно посчитал, что у Управления экономики и имущественных отношений Городской Управы города Калуги отсутствовали достаточные правовые основания для отказа обществу в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность в порядке приватизации объекта недвижимости, выраженного в письме от 17.12.2014 N 34399/16-14, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленное обществом к управлению требование.
В силу части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из заявления общества следует, что оно в качестве способа восстановления нарушенного права просило суд обязать управление заключить с ООО "Горизонт плюс" договор купли-продажи нежилого помещения общей площадью 7,7 кв. м в нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Калуга, ул. Дарвина, д. 7, и именно данный способ восстановления нарушенного права общества указан судом в резолютивной части обжалуемого решения.
Вместе с тем суд, рассматривая споры в порядке лавы 24 АПК РФ, не связан требованиями заявителя о способе восстановления нарушенного права. Определение способа восстановления нарушенного права является прерогативой суда.
При этом определение судом порядка восстановления прав заявителя производится им на основании оценки представленных в дело доказательств и фактических отношений сторон спора, а также в пределах требований действующего законодательства.
Как указано выше, предметом настоящего спора является отказ управления в предоставлении обществу преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения на основании его заявления.
Частью же 3 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ определен перечень действий, которые должен совершить уполномоченный орган в случае предоставления лицу преимущественного права на приватизацию арендуемого им помещения: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
С учетом этого в рассматриваемом случае адекватным способом восстановления нарушенного управлением права ООО "Горизонт плюс" будет возложение на Управление экономики и имущественных отношений Городской Управы города Калуги обязанности совершить действия, необходимые для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения, предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Возлагая же на управление обязанность заключить договор купли-продажи, суд первой инстанции не учел, что данный способ восстановления нарушенных прав согласно части 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть определен лишь в рамках гражданско-правового требования об обязании заключить договор купли-продажи нежилого помещения, поскольку такой способ восстановления нарушенного права предполагает указание на обязательные условия такого договора, к которым отнесена, в числе прочего, цена выкупаемого недвижимого имущества. Она же на момент рассмотрения настоящего спора не определена ввиду несовершения управлением действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ.
При таких обстоятельствах решение суда в части избрания судом способа устранения нарушенного управлением права общества подлежит изменению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 12.05.2015 по делу N А23-457/2015 изменить.
Абзац 3 резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции: "Обязать Управление экономики и имущественных отношений Городской Управы города Калуги устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Горизонт плюс" путем осуществления действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": а именно: в двухмесячный срок обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости нежилого помещения площадью 7,7 кв. м, кадастровый номер 40:26:000321:1120, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дарвина, д. 7; в двухнедельный срок с даты принятия отчета об оценке нежилого помещения площадью 7,7 кв. м, кадастровый номер 40:26:000321:1120, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дарвина, д. 7, принять решение об условиях приватизации данного имущества; в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого нежилого помещения направить в адрес общества с ограниченной ответственностью "Горизонт плюс" проект договора купли-продажи нежилого помещения площадью 7,7 кв. м, кадастровый номер 40:26:000321:1120, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Дарвина д. 7".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-457/2015
Истец: ООО "Горизонт плюс"
Ответчик: Городская Управа города Калуги, Управление экономики и имущественных отношений г. Калуги