г. Чита |
|
24 августа 2015 г. |
дело N А19-2289/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 июня 2015 года по делу N А19-2289/2015 по заявлению Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, место нахождения: г. Иркутск, ул. Ленина, д.14, пом.1) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, место нахождения: 107078, г. Москва, Орликов переулок, д.10, стр.1, адрес филиала в Иркутской области: 664007, г. Иркутск, ул. Софьи Перовской, 30) о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет нежилых помещений,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует общество с ограниченной ответственностью "Блик-Трейд" (ОГРН 1023801029163, ИНН 3808077225, место нахождения: 664011, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Горького, 27А, оф. 10-13),
(суд первой инстанции: судья Позднякова Н.Г.),
при участии в судебном заседании:
от Администрации города Иркутска - Слинковой В.Г. - представитель по доверенности от 19.12.2014,
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "Блик-Трейд" - Лысенко А.А. - представителя по доверенности от 08.10.2014,
установил:
Администрация города Иркутска обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" или учреждение) в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет:
- нежилого помещения с кадастровым номером 38:36:000034:21609, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого 8;
- нежилого помещения с кадастровым номером 38:36:000034:21608, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого 8;
- обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем снятия указанных нежилых помещений с кадастрового учета в течение 7 дней с момента вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 02 июня 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Действия ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области по постановке на кадастровый учет нежилых помещений с кадастровыми номерами 38:36:000034:21609 и 38:36:000034:21608, находящихся по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого 8, признаны незаконными.
На ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации города Иркутска путем снятия в течение 7 дней с момента вступления решения в законную силу с кадастрового учета данные земельные участки.
Не согласившись с указанным решением, учреждение обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и при неправильном истолковании закона и неприменении закона, подлежащего применению.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразила свое согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Администрации города Иркутска поддержала доводы отзыва на жалобу.
Общества с ограниченной ответственностью "Блик-Трейд" (далее - ООО "Блик-Трейд" или общество) в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва на жалобу.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако учреждение явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 12 августа 2015 года был объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 14 августа 2015 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, выслушав представителей предпринимателя и службы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.12.2011 серии 38 АД N 293852 в отношении объекта права - Дом быта, назначение: нежилое, 6 - этажный (подземных этажей - 1), общей площадью 8009,3 кв.м, инв. N 1026, лит. А, адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Урицкого, д. 8, зарегистрировано право собственности муниципального образования г. Иркутск.
В соответствии с договором аренды N 5816 от 21.11.2007, заключенным Администрацией города Иркутска (арендодатель) с ООО "Блик-Трейд" (арендатор), последнее является арендатором объектов недвижимости общей площадью 96,2 кв.м на 2 этаже здания Дома Быта: номера на поэтажном плане NN 8,9,13,14,15, площадью 71,7 кв.м и NN 53,56 площадью 24,5 кв.м, находящихся по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, 8.
23.12.2010 между сторонами заключен договор аренды нежилого помещения N 5816, по условиям которого арендодатель передал во временное возмездное владение и пользование муниципальное нежилое помещение, находящееся по адресу: ул. Урицкого, 8, общей площадью 96,2 кв.м, номера на поэтажном плане NN 8,9,13,14,15,53,56 на втором этаже, отраженных в техническом паспорте арендуемого нежилого помещения от 30.06.2008, изготовленном БТИ г. Иркутска. Срок действия договора установлен сторонами с 01.01.2011 по 30.06.2015.
Из содержания данного договора аренды следует, что он заключен в отношении тех же помещений с целью уточнения площадей, принимая во внимание данные нового технического паспорта от 30.06.2008, выкопировка из которого приложена к договору.
Правообладателем земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, является муниципальное образование. Согласно договору аренды нежилого помещения в состав арендной платы включена плата за пользование земельным участком, на котором расположен объект (нежилое помещение, общей площадью 96,2 кв.м, номера на поэтажном плане 8,9,13,14,15,53,56).
27.06.2014 ООО "Блик-Трейд" обратилось в Комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку Администрации города Иркутска с заявлениями о соответствии арендатора условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого по договору аренды нежилого помещения N 5816 от 23.12.2010 объекта недвижимости площадью 96,2 кв.м - на 2-м этаже здания Дома быта, номера на поэтажном плане NN 8,9,13,14,15,53,56, находящегося по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, д. 8.
Письмом от 16.07.2014 N 505-70-13646/14 Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска отказал в предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, указав, что указанные помещения входят в состав объекта недвижимости - нежилое здание, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, д. 8, в связи с чем, предоставить преимущественное право выкупа арендуемого помещения площадью 96,2 кв.м не представляется возможным.
В связи с отказом Администрации г. Иркутска в осуществлении преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого имущества, ООО "Блик-Трейд" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным, обязании направить распоряжение о приватизации и договор купли-продажи на указанные объекты недвижимости.
В рамках дела N А19-16834/2014 по заявлению ООО "Блик-Трейд" к Администрации города Иркутска о признании незаконным отказа в предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого объекта недвижимости заявителем (ООО "Блик-Трейд") в материалы дела были представлены:
- кадастровый паспорт помещения от 13.11.2014 N 3800/601/14-581820, кадастровый номер 38:36:000034:21609, помещение, этаж N 2, общая площадь помещения 24,5 кв.м,
- кадастровый паспорт помещения от 13.11.2014 N 3800/601/14-581817, кадастровый номер 38:36:000034:21608, помещение, этаж N 2, общая площадь помещения 71,7 кв.м.
Администрация г. Иркутска, полагая, что в данном случае отсутствовали основания для осуществления государственного кадастрового учета указанных объектов, обратилась в суд с настоящим заявлением о признании незаконными действий учреждения по постановке на кадастровый учет нежилых помещений.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По сути, аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 14044/10.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемых действия закону или иному нормативному правовому акту и 2) нарушение прав и законных интересов заявителя этими действием.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (далее - Закон о кадастре).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1).
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (часть 4 статьи 1).
Согласно части 5 статьи 1 Закона о кадастре в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2).
Частью 1 статьи 3 Закона о кадастре установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
В соответствии с частью 4 статьей 4 Закона о кадастре, сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Частью 1 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
- вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
- кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
- кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
- площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Кадастровый учет согласно части 1 статьи 16 Закона о кадастре осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно части 1 статьи 20 Закона о кадастре, с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Часть 2 статьи 20 Закона о кадастре предусматривает, что с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости, то есть земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 5 статьи 1), вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Как следует из материалов дела, общество в соответствии с положениями данной нормы Закона о кадастре обратилось в орган кадастрового учета как надлежащее лицо с соответствующим заявлением о постановке на учет спорных объектов недвижимости - помещений, переданных ему в аренду по договору от 23.12.2010 аренды нежилого помещения N 5816.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что конфигурация нежилых помещений, согласно приложению к договору аренды, являющемуся неотъемлемой частью договора, совпадает с конфигурацией нежилых помещений, поставленных на кадастровый учет (38:36:000034:21608, 38:36:000034:21609), что подтверждает факт отсутствия в данном случае реконструкции здания. То есть администрация города Иркутска в 2010 году передала ООО "Блик-Трейд" в аренду созданные (сформированные) собственником нежилое помещение, а не часть объекта недвижимости в смысле, придаваемом Законом о кадастре.
То есть необходимость кадастрового учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (учет части объекта недвижимости), предусмотренная частью 2 статьи 16, и подачи заявления об учете именно частей объектов недвижимости в соответствии с частью 4 статьи 20 Закона о кадастре в рассматриваемом случае отсутствует.
На момент регистрации договора аренды (2011 год) в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества и сделок с ним" не требовалось в обязательном порядке наличие сведений о регистрируемом объекте недвижимости в государственном кадастре недвижимости. Достаточным основанием являлись иные документы, которые содержат описание зданий, сооружений, помещений.
Договор аренды был зарегистрирован без предварительной постановки объектов недвижимости (спорных нежилых помещений) на кадастровый учет. Оспариваемыми действиями 2014 году все сведения о нежилых помещениях, содержащиеся в зарегистрированном договоре аренды, внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается графической частью кадастровых паспортов и графической частью договора аренды.
Статья 21 Закона о кадастре предусматривает порядок представления заявителями документов для осуществления кадастрового учета, статья 22 - состав необходимых для кадастрового учета документов.
Орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представления документов, не установленных настоящим Федеральным законом, а также документов, которые в соответствии со статьей 22 запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 4 статьи 21).
Из положений части 1 статьи 22 Закона о кадастре следует, что одним из необходимых для кадастрового учета документов относятся технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений (пункт 3).
Технический план в соответствии со статьей 37 Закона о кадастре является результатом кадастровых работ
В соответствии с частью 8 статьи 41 Закона о кадастре сведения о помещении указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости.
Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Как уже указывалось выше и следует из материалов дела, спорные нежилые помещения с кадастровыми номерами 38:36:000034:21608 и 38:36:000034:21609 находятся в нежилом здании, поставленном на кадастровый учет под номером 38:36:000034:15200, На данное нежилое здание зарегистрировано право собственности муниципального образования города Иркутска. Право собственности муниципального образования города Иркутска зарегистрировано 19.06.2000 на основании следующих документов:
Распоряжения КУМИ города Иркутска от 23.05.2000;
Карты реестра муниципального имущества N 00063;
Решения Малого Совета Иркутского городского Совета народных депутатов N 68/17 МС от 13.06.1992.
Разрешение на ввод нежилого здания в эксплуатацию либо иная разрешительная документация, проектная документация на нежилое здание не представлялась для государственной регистрации права.
Пунктом 23 части 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения о годе ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства или о годе завершения его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение.
Сведения о нежилом здании с кадастровым номером 38:36:000034:15000, в том числе о завершении строительства здания в 1974 год, внесены в государственный кадастр недвижимости на основании технического паспорта, переданного в орган кадастрового учета МУП БТИ города Иркутска.
Какая-либо разрешительная документация, проектная документация на нежилое здание, в котором находятся спорные нежилые помещения, в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлялись.
Следовательно, в рассматриваемом случае в отсутствие указанных документов в силу положений частью 8 статьи 41 Закона о кадастре соответствующие сведения о спорных помещениях указаны в технических планах на основании деклараций, составленных и заверенных обществом, как правообладателем объектов недвижимости -
арендатором спорных помещений.
Кроме того, в соответствии с частью 8 статьи 47 Закона о кадастре впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.
Таким образом, с 1 января 2013 года не применяются, в том числе положения постановлений Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 года N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства", от 10 сентября 2004 года N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства", приказа Минэкономразвития России от 5 апреля 2005 года N 70 "Об утверждении Положения об аккредитации Росреестром организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства".
С учетом указанного суд апелляционной инстанции считает правомерными доводы заявителя апелляционной жалобы со ссылкой на письмо Министерство экономического развития Российской Федерации письмо от 22 февраля 2013 года N Д23и-449, что согласно которым, в настоящее время действующим законодательством порядок осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, не относящихся к жилищному фонду, не установлен.
Таким образом, подготовка технических паспортов на объекты капитального строительства, не относящиеся к объектам жилищного фонда, не предусмотрена действующим законодательством.
В соответствии с частями 1, 8 статьи 41 Закона о кадастре технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер. Сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод такого объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации такого объекта недвижимости или технического паспорта на такой объект недвижимости.
Учитывая изложенное в настоящем письме, технический план может быть оформлен на основании технического паспорта объекта капитального строительства, относящегося к жилищному фонду, выданного после 1 января 2013 года. Осуществление подготовки технического плана на основании сведений технического паспорта на объект капитального строительства, не относящийся к жилищному фонду, изготовленного после 1 января 2013 года, не предусмотрено действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости, утвержденных Приказом Министерство экономического развития Российской Федерации приказ от 13 декабря 2010 года N 628 (далее - Требования), настоящие Требования устанавливают правила оформления декларации об объекте недвижимости (далее - Декларация).
Декларация составляется и заверяется правообладателем объекта недвижимости или его представителем (далее - лицо, заполнившее Декларацию) в отношении здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства (далее - объект недвижимости) (пункт 2).
Декларация заполняется в случае отсутствия разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости (если указанные документы в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности не изготавливались) или технического паспорта на объект недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года (пункт 4).
В соответствии с пунктом 5 Требований, в реквизите 7 Деклараций "Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)" указаны реквизиты правоустанавливающего документа - договор от 23.12.2010 г.
Пунктом 8 Требований установлено, что Декларация в форме бумажного документа должна быть прошита и скреплена подписью лица, заполнившего Декларацию. Подпись лица, которое вправе действовать от имени юридического лица без доверенности, подпись представителя соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления, заверяется оттиском печати соответствующего юридического лица или органа.
Подпись и расшифровка подписи лица, заполнившего Декларацию, проставляется на обороте последнего листа Декларации с указанием даты подготовки Декларации.
Декларации о спорных объектах недвижимости заполнены и подписаны директором ООО "Блик-Трейд" то есть его законным представителем, имеющим право действовать от имени общества без доверенности.
Отсутствие оттиска печати юридического лица в Декларациях о спорных объектах недвижимости в рассматриваемом случае не является основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета спорных объектов недвижимости в соответствии с положениями статьи 27 Закона о кадастре.
В соответствии с частью 7 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет помещения также в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" помещение это - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
Строительная конструкция - часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции (пункт 24 части 2 статьи 2)
В законодательстве отсутствует определение понятий "изолированность" и "обособленность", по мнению суда апелляционной инстанции, помещение является обособленным, если оно отграничено от остального объема здания (сооружения) строительными конструкциями, - изолированным, если отграничено от остального объема здания (сооружения) строительными конструкциями, имеет отдельный вход (выход) и не используется для доступа в иные помещения.
Как следует из материалов дела нежилое помещение с кадастровым номером 38:36:000034:21608 поставлено на кадастровый учет 13.11.2014 по заявлению N 35-1149066 от 28.09.2014 и техническому плану, подготовленному в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации приказ от 29 ноября 2010 года 583 "Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке", в состав которого включен, в том числе, план части этажа здания, в котором расположено спорное помещение. Из данного плана следует, что помещение изолировано от других помещений, поскольку оно отграничено от остального объема здания строительными конструкциями, имеет отдельный вход (выход) и не используется для доступа в иные помещения.
Нежилое помещение с кадастровым номером 38:36:000034:21609 поставлено на кадастровый учет 13.11.2014 по заявлению N 35-1139215 от 25.09.2014 и техническому плану в состав которого также включен, в том числе, план части этажа здания, в котором расположено спорное помещение. Из данного плана также следует, что помещение изолировано от других помещений.
Следовательно, у органа кадастрового учета отсутствовали основания, для отказа в осуществлении кадастрового учета спорных помещений в соответствии с частью 7 статьи 27 Закона о кадастре.
Заявителем не представлено и в материалах дела отсутствуют доказательства невозможности постановки на кадастровый учет спорных помещений.
В силу приведенных норм права и установленных по делу обстоятельств, оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оспариваемые действия органа кадастрового учета соответствуют Закону о кадастре.
Кроме того судом апелляционной инстанции не установлено каких-либо нарушений прав и законных интересов Администрации оспариваемыми действиями при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности.
Приведенные Администрацией доводы проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на данные выводы суда апелляционной инстанции, как основанные на неправильном толковании закона, и свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к вводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 июня 2015 года по делу N А19-2289/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Рылов Д.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2289/2015
Истец: Администрация г. Иркутска
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области
Третье лицо: ООО "Блик-Трейд"