17 августа 2015 г. |
А11-1496/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сафроновой Д.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Устина Александра Леонидовича (ОГРНИП 304333218400045, ИНН 330506991314) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.04.2015 по делу N А11-1496/2015,
принятое судьей Новиковой Л.П.
по заявлению Ковровской городской прокуратуры о привлечении индивидуального предпринимателя Устина Александра Леонидовича к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании после перерыва принял участие представитель индивидуального предпринимателя Устина Александра Леонидовича - Логинова Е.В. по доверенности от 10.08.2015 сроком действия 1 год.
Ковровская городская прокуратура, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя для участия в судебном заседании не направила.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя индивидуального предпринимателя Устина Александра Леонидовича, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Устин Александр Леонидович (далее - Предприниматель, Устин А.Л.) имеет лицензию N АСС-33-013512 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Ковровской городской прокуратурой проведена проверка деятельности Устина А.Л. по вопросам соблюдения им законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства о лицензировании при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
В ходе проверки установлено, что с 04.02.2015 Предприниматель самостоятельно организовал регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении города Коврова по маршрутам N 25, 26, 27, опубликовав информацию о них в газете "Ковровские вести" и определив их схему с остановочными пунктами (без согласования и заключения соответствующего публичного договора с органом местного самоуправления). При этом проверкой выявлено, что 06.02.2015 маршрут N25 был изменен Предпринимателем относительно опубликованного в газете (перевозка пассажиров осуществлялась вместо заявленной улицы Тургенева по улице Ватутина).
Исполняющий обязанности Ковровского городского прокурора, усмотрев в действиях Предпринимателя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вынес в отношении Устина А.Л. постановление от 14.02.2015 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного исполняющий обязанности Ковровского городского прокурора обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Устина А.Л. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением от 20.04.2015 суд удовлетворил заявленные требования, привлек Устина А.Л. к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Предприниматель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Устина А.Л., в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку признак повторности нарушение и возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан не доказаны.
Заявитель жалобы считает, что несогласование перевозчиком графика и маршрута регулярных перевозок, отсутствие договора с органом местного самоуправления не является грубым нарушением лицензионных требований.
Представитель Предпринимателя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ковровская городская прокуратура отзыв на апелляционную жалобу в суд не представила, явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Ковровской городской прокуратуры.
В судебном заседании 04.08.2015 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11.08.2015 до 14 час. 15 мин.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 99-ФЗ задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона N 99-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 (далее - Положение о лицензировании), определяет порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В соответствии с подпунктом "и" пункта 4 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта), в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно пункту 5 данного Положения осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "и" пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, в том числе возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Согласно статье 5, пунктам 1, 2 статьи 19 Устава автомобильного транспорта одним из видов перевозок являются регулярные перевозки пассажиров и багажа, которые осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок и относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
Статьей 2 Устава автомобильного транспорта установлено, что маршрут регулярных перевозок - это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке; расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта.
В силу статьи 19 Устава автомобильного транспорта перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.
Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.
Пунктами 4, 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, установлено, что расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.
Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта.
В силу статей 5, 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
К полномочиям органов местного самоуправления городского округа области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
В силу статьи 5 Закона Владимирской области от 06.04.2004 N 18-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Владимирской области" (далее - Закон N 18-ОЗ) органы местного самоуправления организуют перевозки пассажиров транспортом общего пользования на территории соответствующих муниципальных образований в пределах своих полномочий.
Статьей 2 Закона N 18-ОЗ определено, что маршрутная сеть - это совокупность маршрутов регулярных перевозок, проходящих по автомобильным дорогам в границах территории области или муниципального образования. Муниципальный маршрут - маршрут регулярных перевозок, проходящий в границах поселения или между поселениями в границах муниципального района. Организатор перевозок -администрация области, орган местного самоуправления или уполномоченное ими лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями в сфере транспортного обслуживания населения. Паспорт маршрута - документ, удостоверяющий маршрут регулярных перевозок, составленный по установленной форме, содержащий сведения о маршруте и организации движения транспортных средств на маршруте.
В соответствии со статьей 6 Закона N 18-ОЗ для выполнения регулярных перевозок пассажиров формируется маршрутная сеть, включающая муниципальные, межмуниципальные и межрегиональные маршруты регулярных перевозок, проходящие по территории Владимирской области.
Регулярные перевозки пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом подразделяются на перевозки:
обеспеченные государственным (муниципальным) заказом, осуществляемые на основании государственных или муниципальных контрактов, заключаемых администрацией области или органами местного самоуправления с перевозчиками в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в области размещения заказов на оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
осуществляемые на основании договоров, заключенных администрацией области или органами местного самоуправления с перевозчиками, отобранными по результатам проведения конкурсов в порядке, предусмотренном постановлением Губернатора области или муниципальными правовыми актами.
Заказчик перевозок при осуществлении функций организатора перевозок: разрабатывает и совершенствует систему организации и управления пассажирскими перевозками; определяет потребность населения в перевозках транспортом общего пользования, в том числе в перевозках, обеспечиваемых государственным (муниципальным) заказом; в установленном порядке открывает новые маршруты, прекращает действие существующих маршрутов; утверждает и согласовывает паспорта маршрутов и расписания движения транспортных средств; организует и проводит конкурсы на право заключения договоров на осуществление перевозок пассажиров, размещает заказы на оказание услуг по перевозке пассажиров для государственных и муниципальных нужд, заключает с перевозчиками соответствующие договоры, государственные (муниципальные) контракты.
Перевозка пассажиров на маршрутах регулярных перевозок без заключения договора с заказчиком перевозок не допускается.
Как следует из материалов дела, Устин А.Л. осуществлял пассажирские перевозки в г. Коврове по маршрутам N 25, 26, 27 в условиях отсутствия соответствующего договора с органом местного самоуправления по неутвержденным в установленном порядке маршрутам.
Кроме того, самостоятельно организовав регулярные перевозки пассажиров и определив схему маршрутов, Предприниматель 06.02.2015 осуществлял перевозку пассажиров по маршруту N 25 с отклонением от заявленного расписания с остановочными пунктами (вместо улицы Тургенева посадка и высадка пассажиров осуществлялась на улице Ватутина), что подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.02.2015, объяснением Устина А.Л. от 14.02.2015, схемой Предпринимателя относительно маршрута N25, актом комиссии администрации города Коврова от 06.02.2015.
Выявленный факт подпадает под нарушение требований статьи 19 Устава автомобильного транспорта, согласно которым перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок.
Следовательно, деяние Предпринимателя свидетельствует о несоблюдении им требований подпункта "и" пункта 4 Положения о лицензировании.
Суд, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, пришел к выводу о наличии в действиях Устина А.Л. состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Основанием для квалификации правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ послужил вывод суда о том, что имело место грубое нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Вместе с тем надлежащих доказательств того, что деяние Предпринимателя повлекло возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан и иных обстоятельств, указанных в части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, Ковровской городской прокуратурой в материалы дела не представлено, равно как и не представлено документов, свидетельствующих о повторности нарушения Предпринимателем условий, предусмотренных лицензией.
Письмо общества с ограниченной ответственностью "ПАТП - Севис" от 06.02.2015 N 9 носит субъективный характер заинтересованного лица (лица, осуществляющего пассажирские перевозки в городе Коврове). По аналогичным основаниям не принимается во внимание письмо муниципального унитарного предприятия города Коврова "Управление троллейбусного транспорта" от 10.02.2015 N 1-01-104 и других перевозчиков.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Санкцией данной статьи предусмотрена ответственность должностных лиц за совершение указанного правонарушения в виде штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Таким образом, выводы административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, являются ошибочными.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Деяние Предпринимателя надлежит квалифицировать по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с чем Устина А.Л. следует привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался в связи с учетом положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.04.2015 по делу N А11-1496/2015 изменить.
Привлечь индивидуального предпринимателя Устина Александра Леонидовича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Предложить индивидуальному предпринимателю Устину Александру Леонидовичу не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу представить в арбитражный суд документ, подтверждающий уплату штрафа в добровольном порядке по следующим реквизитам: получатель: УФК по Владимирской области (Прокуратура Владимирской области), лицевой счет 04281171920, ИНН 3327102172, р/счет 40101810800000010002 Отделение Владимир, г. Владимир, ОКТМО 17701000, БИК 041708001, КПП 332701001, КБК 41511690040046000140.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в добровольном порядке, по истечении установленного срока направить решение для взыскания административного штрафа судебному приставу-исполнителю.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-1496/2015
Истец: Ковровская городская прокуратура
Ответчик: Устин Александр Леонидович
Третье лицо: Логинова Елена Витальевна