г. Киров |
|
26 августа 2015 г. |
Дело N А29-11366/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.05.2015 по делу N А29-11366/2014, принятое судом в составе судьи Тарасова Д.А.,
по заявлению акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК" (ОГРН 1021101121194, ИНН 1121003135)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ОГРН 1021100524345, ИНН 1101481670)
о признании недействительными ненормативных правовых актов,
установил:
акционерное общество "Монди Сыктывкарский ЛПК" (далее - заявитель, АО "Монди СЛПК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - ответчик, Минприроды РК, Министерство) о признании незаконными разрешений N 5 от 26.11.2014 и N 6 от 12.12.2014 в части предоставленного права проведения работ "на снятие, сохранение и использование почвенного покрова (плодородного слоя) в целях проведения внутрихозяйственных работ (в соответствии с договором аренды лесного участка) в лесном фонде" и особых условий выполнения работ - с глубиной "проведения земляных работ - на глубину почвенного слоя", а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и интересов Общества путем внесения в указанные разрешения следующих изменений, а именно: указать в качестве разрешенного вида работы - добычу общераспространенных полезных ископаемых и глубину разработки - до 5 метров.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.05.2015 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, в рассматриваемом случае Обществом не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов оспариваемым бездействием. В обоснование указанного довода Минприроды РК, в частности, указывает, что выданные Обществу разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, позволяют осуществлять все виды работ, предусмотренные договорами аренды земельных участков. Договорами аренды лесных участков предусмотрено, что участки передаются Обществу для заготовки древесины, а не для добычи полезных ископаемых. Кроме того, ответчик считает, что возложение судом на Министерство обязанности внести в спорные разрешения изменения, касающиеся вида разрешенных работ и глубины разработки в соответствии с заявлениями Общества, не соответствует нормам материального права.
АО "Монди СЛПК" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов Минприроды РК, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество в частности приводит доводы о том, что им не извлекается прибыль от добычи общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ), поскольку песок не реализуется третьим лицам, понесенные расходы учитываются в составе затрат на строительство лесных дорог и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль; добыча ОПИ является деятельностью, сопутствующей заготовке древесины; добытые ОПИ остаются в федеральной собственности в виде лесных дорог. Заявитель считает, что неуказание Минприроды РК в выданных разрешениях допустимого вида работ и глубины разработки создает препятствия в реализации права безлицензионной добычи ОПИ, предусмотренного федеральным законодательством.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Комитет лесов Республики Коми (арендодатель) и АО "Монди СЛПК" (арендатор) заключили договор аренды от 01.11.2007 N 1 лесного участка площадью 228 337 га, расположенного в Ужгинском, Койгородском, Кобринском и Палаузском лесничествах муниципального района "Койгородский" Республики Коми, сроком на 47 лет.
Общество обратилось в Койгородский районный комитет Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Комитет) с заявлениями от 17.11.2014 N 27/10583 и от 08.12.2014 N 27/11291 о выдаче разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, по добыче общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, открытым способом без применения взрывных работ с целью проведения строительных, лесозаготовительных и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, глубина разработки до пяти метров.
Комитетом выданы разрешения от 26.11.2014 N 5 и от 12.12.2014 N 6, в соответствии с которыми Обществу предоставлено право на проведение следующих работ - снятие, сохранение и использование почвенного покрова (плодородного слоя) в целях проведения внутрихозяйственных работ (в соответствии с договором аренды лесного участка) в лесном фонде с указанием особых условий выполнения работ - с глубиной проведения земляных работ: на глубину почвенного слоя.
Общество, посчитав, что разрешения от 26.11.2014 N 5 и от 12.12.2014 N 6 в указанной части не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Арбитражный суд Республики Коми при рассмотрении дела пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда являются одной из категории земель в Российской Федерации.
Из пункта 6 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов.
Частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1, 11 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации самостоятельными видами использования лесов являются, в том числе: заготовка древесины (пункт 1), выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (пункт 11).
Из частей 1, 7 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины (часть 1). Граждане, юридические лица в целях заготовки древесины вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений (часть 7).
Таким образом, АО "Монди СЛПК" на основании заключенного в целях заготовки древесины с Комитетом лесов Республики Коми договора аренды лесного участка от 01.11.2007 N 1 вправе осуществлять строительство лесных дорог.
В соответствии со статьей 19 Закона о недрах (в редакции, действовавшей в спорный период) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Перечню общераспространенных полезных ископаемых по Республике Коми, утвержденному совместным распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 7-р, Правительства Республики Коми от 28.02.2007 N 343-р, песок является общераспространенным полезным ископаемым.
Пунктом 11 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67 установлено, что проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется на основании выданных разрешений. Выдача разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из пунктов 1, 2 Порядка выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на территории Республики Коми, утвержденных приказом Минприроды РК от 18.12.2013 N 595 следует, что выдача разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в соответствии с названным Порядком. Данный Порядок распространяется на: проведение строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских, лесозаготовительных (за исключением участков для строительства лесных дорог и дорог противопожарного назначения) и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы (пункт 1). Территориальный орган Министерства в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения заявления и прилагаемых к нему документов проверяет их на соответствие требованиям пункта 2 настоящего Порядка, а также на предмет наличия оснований, установленных пунктом 5 Порядка, и направляет заявителю разрешение по форме, установленной Приложением N 3 к настоящему приказу, либо мотивированный отказ в выдаче разрешения с указанием причин, по которым проведение указанных в заявлении работ невозможно (пункт 3). Заявитель вправе приступить к осуществлению внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, только после получения разрешения (пункт 8).
На основании пунктов 2, 3, 5, 6, 7, 9 Порядка пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденного приказом Минприроды Республики Коми от 14.06.2011 N 239, действовавшего в спорный период, собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению осуществлять: добычу общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд, в соответствии с названным Порядком, в границах принадлежащих им земельных участков без применения взрывных работ на глубину до пяти метров на участках недр, не числящихся на государственном балансе запасов полезных ископаемых (пункт 2). К числу общераспространенных полезных ископаемых относятся полезные ископаемые, определенные Перечнем общераспространенных полезных ископаемых по Республике Коми, утвержденным совместным распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 7-р и Правительства Республики Коми N 343-р от 28.02.2007 (пункт 3). Собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, осуществляющим пользование недрами в соответствии с названным Порядком, получение лицензии на пользование недрами и оформление горного отвода не требуется (пункт 5). Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков до начала использования земельных участков в целях, предусмотренных настоящим Порядком, направляют в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми уведомление, составленное в произвольной форме (пункт 6). Уведомление должно содержать: сведения о собственнике, землепользователе, землевладельце, арендаторе земельного участка - полное официальное наименование (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей); контактный телефон (факс); адрес для направления корреспонденции; фамилию, имя, отчество (для граждан); адрес, по которому гражданин постоянно или преимущественно проживает; сведения о местоположении, площади земельного участка, кадастровом номере, категории и виде разрешенного использования; планируемые сроки и объемы добычи общераспространенных полезных ископаемых в пределах участка в соответствии с целями, предусмотренными настоящим Порядком; планируемые сроки строительства подземных сооружений, бытовых колодцев и скважин в соответствии с целями, предусмотренными настоящим Порядком; подпись собственника, землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка (законного представителя - для юридических лиц), печать (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) (пункт 7). Арендаторы земельных участков вправе осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых при наличии: документов, удостоверяющих право на пользование земельным участком (для арендаторов, субарендаторов земельных участков); кадастрового паспорта земельного участка; разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, выданного территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми; заключения государственного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды Республики Коми" об отсутствии в пределах планируемого для добычи земельного участка общераспространенных полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе (только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) (пункт 9).
Согласно пунктам 5.1, 6, 7 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на территории Республики Коми, утвержденного приказом Минприроды РК от 13.09.2010 N 369 (Административный регламент) предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на территории Республики Коми, утвержденного приказом Минприроды РК от 13.09.2010 N 369 (Административный регламент) результатом предоставления территориальными органами Минприроды РК государственной услуги по выдаче разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на территории Республики Коми является выдача разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова (далее - разрешение). Форма разрешения приведена в приложении N 2 к Административному регламенту. Срок предоставления государственной услуги составляет 5 (пять) рабочих дней с даты регистрации поступившего в территориальные органы Минприроды Республики Коми заявления на выдачу разрешения.
Пунктом 9.1.1 Административного регламента установлено, что к заявлению на выдачу разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова прилагаются:
а) копия правоустанавливающего документа на земельный участок:
- копия правоустанавливающего документа на земельный участок, в случае предоставления земельного участка на срок менее одного года, предоставляется заявителем лично;
- копия правоустанавливающего документа на земельный участок, в случае предоставления земельного участка на срок более одного года, предоставляется по собственной инициативе заявителя, так как представление предусмотрено в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
б) чертеж (план) землепользования с нанесенными границами мест проведения работ, складирования плодородного слоя почвы, размещения потенциально плодородных пород (при их наличии).
В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Коми, когда требуется проведение рекультивации, дополнительно в заявлении указываются следующие сведения:
а) финансовые и технические возможности для рекультивации земель, данные о привлекаемых для этих целей подрядных организациях;
б) дата окончания технического этапа рекультивации, срок восстановления плодородия рекультивируемых земель и их дальнейшее использование, перечень мероприятий по улучшению рекультивированных земель (биологический этап рекультивации).
В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Коми, когда требуется проведение рекультивации, дополнительно к заявлению прилагаются:
а) проект рекультивации нарушенных земель, согласованный в установленном порядке с уполномоченными органами государственной власти Республики Коми;
б) заключение государственной экологической экспертизы регионального уровня по проекту рекультивации нарушенных земель в случае проведения работ на объектах, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения. Заключение государственной экологической экспертизы регионального уровня по проекту рекультивации нарушенных земель может быть представлено заявителем по собственной инициативе, так как представление предусмотрено в рамках информационного взаимодействия.
Как установил суд первой инстанции АО "Монди СЛПК" представило Минприроды РК указанные выше документы для получения разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова. Соответствующие выводы первой инстанции ответчиком не оспариваются.
Материалами дела подтверждено, что Общество обратилось в Комитет с заявлениями о выдаче разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, согласно которым данные работы проводятся с целю добычи общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, открытым способом без применения взрывных работ, с целью строительных, лесозаготовительных и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы.
Согласно Форме разрешения, приведенной в приложении N 2 к Административному регламенту, в выдаваемом разрешении на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова должны быть отражены такие показатели, как "право проведения работ" (добыча общераспространенных полезных ископаемых) и Особые условия выполнения работ, в том числе - "глубина разработки". В этой связи неуказание в разрешениях NN 5, 6 таких показателей, как заявленных ОАО "Монди СЛПК" видов проведения работ (добыча общераспространенных полезных ископаемых) и глубины разработки (до 5 метров) не соответствует Административному регламенту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Ответчик, не указав в разрешениях виды проведения работ и особые условия выполнения работ, а именно глубину разработки (до 5 метров), создал препятствия Обществу в реализации права добычи общераспространенных полезных ископаемых, поскольку недра с содержащимися в них общераспространенными полезными ископаемыми, расположены ниже почвенного слоя.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в договоре аренды лесных участков условий о добыче полезных ископаемых, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в рассматриваемой ситуации Обществом испрашивалось разрешение на добычу общераспространенных полезных ископаемых в порядке статьи 19 Закона о недрах. Административным регламентом и Порядком выдачи разрешений выдача разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова не поставлена в зависимость от наличия договора аренды, предусматривающего именно данный вид деятельности.
В силу положений пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела возложение судом на Министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения изменений в разрешения N 5 от 26.11.2014 и N 6 от 12.12.2014, касающихся вида разрешенных работ и глубины разработки в соответствии с заявлениями Общества от от 17.11.2014 N 27/10583 и от 08.12.2014 N 27/11291 непосредственно обеспечивает восстановление нарушенного права Общества, ввиду чего является правомерным.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы Минприроды РК, однако они не могут быть положены в основу отмены законно принятого судебного акта, поскольку не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Арбитражного суда Республики Коми от 26.05.2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Минприроды РК освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.05.2015 по делу N А29-11366/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-11366/2014
Истец: АО Монди Сыктывкарский ЛПК
Ответчик: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
Третье лицо: ГБУ РК "Центр правового обеспечения"