г. Саратов |
|
26 августа 2015 г. |
Дело N А12-13904/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, С.А. Жаткиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.В. Самойловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 июня 2015 года по делу N А12-13904/2015, (судья Аниськова И.И.),
по иску администрации Ерзовского городского поселения (ОГРН 1053455072220, ИНН 3403020622)
к Комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (ОГРН 1023403453072, ИНН 3444080684),
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета финансов Волгоградской области (ОГРН 1063444006922, ИНН 344413062),
общества с ограниченной ответственностью "Спецдорстрой" (ОГРН 1023405372726, ИНН 3403017980),
о взыскании 2.926.900 руб.,
при участии в заседании:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация Ерзовского городского поселения (далее - Администрация, истец) с исковым заявлением о взыскании с Волгоградской области в лице Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области 2 926 900 руб. по соглашению N 392-14 от 05.11.2014.
Решением от 11 июня 2015 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-13904/2015 с Волгоградской области в лице Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области за счет средств областного бюджета (средств дорожного фонда Волгоградской области) в пользу администрации Ерзовского городского поселения взыскано 2.926.900 руб. по соглашению от 05.11.2014 (регистрационный N392-14) "О предоставлении в 2014 году субсидий бюджетам муниципальных образований Городищенского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области".
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что отсутствуют основания для удовлетворения иска, поскольку расходное обязательство Волгоградской области по предоставлению субсидии муниципальным образованиям было исполнено исходя из возможностей бюджета.
Закон о бюджете, а также соглашение N 392-14 от 05.11.2014 имеют ограниченный период действия - до 31 декабря финансового года.
Кроме того, заявитель считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, (в настоящее время переименовано в Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области), Администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области, Администрацией Ерзовского городского поселения заключено соглашение рег. N 392-14 от 05.11.2014 "О предоставлении в 2014 году субсидий бюджетам муниципальных образований Ленинского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" (далее -Соглашение рег. N 392-14 от 05.11.2014).
В пункте 1.2 Соглашения рег. N 392-14 от 05.11.2014 предусмотрено, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области в 2014 году направляет в бюджет Ерзовского сельского поселения субсидию в размере 2 941 600 руб. на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Администрация Ерзовского сельского поселения, в свою очередь, обязалось обеспечить направление средств бюджета поселения в размере 154.800 рублей на долевое финансирование работ (пункт 1.4 Соглашения рег. N 392-14 от 05.11.2014).
Дополнительным соглашением от 17 декабря 2014 г. рег.N 475-14 пункты 1.2 и 1.4 соглашения изменены, было указано, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области направляет в 2014 году субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в бюджет Ерзовского сельского поселения в сумме 2.926.900 руб. (пункт 1.1); Администрация Ерзовского сельского поселения обязана направить средств бюджета поселения на долевое финансирование работ в сумме 154.000 руб. (пункт 1.2).
Согласно абзацу 1 пункта 6.2 соглашения рег. N 392-14 от 05.11.2014 оно вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31 декабря текущего финансового года, а в части принятых Министерством обязательств до их полного исполнения.
Окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по соглашению.
Абзацем 2 пункта 6.2 указанного соглашения предусмотрено, что в случае если субсидии, полученные поселениями в рамках настоящего соглашения, не использованы в текущем финансовом году, они подлежат возврату в областной бюджет.
Указанные субсидии могут быть в установленном порядке использованы в очередном финансовом году на те же цели, при наличии потребности в указанных средствах.
В этом случае стороны считают соглашение пролонгированным на очередной финансовый год и распространяют его действие до 31 декабря года, следующего за текущим финансовым годом, за исключением пунктом 1.2.1.4 соглашения.
Во исполнение своих обязательств по Соглашению рег. N 392-14 от 05.11.2014 администрация Ерзовского городского поселения (как муниципальный заказчик) заключила с подрядчиком - ООО "Спецдорстрой" контракт N 29 от 10 декабря 2014 г. на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги "Дубовское шоссе-Томилино" Ерзовского городского поселения. Стоимость контракта составила 3.080.947,42 руб.
Выполненные подрядчиком работы оплачены частично из бюджета Ерзовского городского поселения в сумме 154.047,42 руб., что подтверждается платежным поручением 181730 от 19.12.2014.
Истцом и ответчиком составлен и подписан совместный акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.01.2015, согласно которому задолженность по предоставлению субсидии в 2014 году составляет 2.926.900 руб.
Ссылаясь на наличие у Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области перед ним кредиторской задолженности по Соглашению рег. N 392-14 от 05.11.2014 в размере 2.926.900 руб., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" дорожный фонд Волгоградской области (далее - дорожный фонд) - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Средства дорожного фонда имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с финансовым обеспечением дорожной деятельности и дорожного хозяйства в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -БК РФ), межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 135 БК РФ из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 БК РФ).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
Условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2014 году были определены Постановлением Правительства Волгоградской области от 14.02.2014 N 79-п в "Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" (далее - Порядок N 91 -п).
В Порядке N 79-п установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в том числе за счёт средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (пункт 1.3).
Распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области (пункт 1.4).
Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счёт средств бюджетов муниципальных образований в размере 20 процентов от стоимости работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, подлежащих выполнению в текущем году (пункт 1.5).
В соответствии с пунктом 1.9 Порядка N 79-п контроль за целевым использованием субсидий осуществляют органы финансового контроля в соответствии с действующим законодательством.
Согласно определениям по статье 6 Бюджетного кодекса:
- бюджетные обязательства - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;
* расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;
* публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Постановлением Правительства Волгоградской области от 17.09.2014 N 524-п, в соответствии с соответствии с Законом Волгоградской области от 07 ноября 2011 г. N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области", Законом Волгоградской области от 20 декабря 2013 г. N 182-ОД "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на 2014 год.
В частности, для Ерзовского городского поселения на 2014 год были предусмотрены средства (субсидия) в размере 2 941 600 руб.
Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, исходя из положений статьи 161 БК РФ, по статусу приравнивается к казенному учреждению.
Таким образом, на основании положений статьи 139 БК РФ, Закона Волгоградской области об областном бюджете на 2014 год и Соглашения рег. N 392-14 от 05.11.2014 с учетом дополнительного соглашения к нему от 17.12.2014 у Волгоградской области в лице Комитета перед Ерзовским городским поселением в лице Администрации возникли расходные бюджетные обязательства.
Ответчик свои обязательства по соглашению N 392-14 от 05.11.2014 о перечислении субсидии не выполнил.
Существование задолженности по Соглашению N 392-14 от 05.11.2014 в размере 2.926 900.руб. Комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области не оспорено и не опровергнуто.
По общему правилу статьи 5 БК РФ, закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим кодексом и, или законом/решением о бюджете).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Таким образом, обязательства по перечислению истцу субсидии должны быть исполнены до 31 декабря 2014 года.
Согласно статье 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджет каждого территориального уровня как инструмент реализации финансовой политики государства служит для распределения и перераспределения финансовых ресурсов на определенной территории, посредством чего происходит финансовое обеспечение публичных функций, а сами бюджетные отношения выступают в таком случае существенным элементом социально-экономического развития государства и муниципальных образований.
Публичный характер бюджетно-правового регулирования не исключает в то же время применения к бюджетным отношениям положений гражданского законодательства, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством.
В пункте 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляется, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В силу пункта 1 статьи 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году).
Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Следовательно, указание в Соглашении рег. N 392-14 от 05.11.2014 о его действии до 31 декабря текущего финансового года само по себе не влечет прекращение обязательства Комитета по перечислению в бюджет Ерзовского городского поселения причитающуюся городскому поселению субсидию при выполнении ее получателем всех необходимых для ее получения действий.
Кроме того, в пункте 6.2 соглашения указано, что указанные субсидии могут быть в установленном порядке использованы в очередном финансовом году на те же цели, при наличии потребности в указанных средствах.
В этом случае стороны считают соглашение пролонгированным на очередной финансовый год и распространяют его действие до 31 декабря года, следующего за текущим финансовым годом за исключением пунктом 1.2 и 1.4 соглашения.
Наличие потребности в указанных средствах подтверждено материалами дела.
Новая редакция (от 17.09.2014) Порядка N 79-п, исключающая пункт 1.6 о погашении кредиторской задолженности за отчетный финансовый год в текущем финансовом году (нормативный правовой акт меньшей юридической силы) не отменяет действия Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Волгоградской области "О дорожном фонде Волгоградской области", предусматривающих увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда на очередной финансовый год при неиспользовании предусмотренных в законе о бюджете ассигнований в истекшем году.
Истец в спорной ситуации является участником как бюджетных, так и гражданских правоотношений и обладает в силу закона (статья 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации) правом на получение финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, в том числе, и для обеспечения финансирования спорных обязательств перед подрядчиком и одновременно своих публичных обязательств перед населением поселения, исходя из предмета ведения органов местного самоуправления и гарантий осуществления своих полномочий, предусмотренных статьей 133 Конституции Российской Федерации, что предусматривает право органов местного - самоуправления на судебную защиту при отсутствии соответствующих денежных средств.
То обстоятельство, что Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области подавал заявки в Комитет финансов Волгоградской области на оплату задолженности по Соглашению N 392-14 от 05.11.2014, однако они не были оплачены, не является основанием для освобождения ответчика от исполнения своего обязательства по вышеуказанному Соглашению.
Довод ответчика о том, что Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, судом отклоняется.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 20 декабря 2013 г. N 182-ОД "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" по коду ведомства 830 главным распорядителем средств является Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области. Указанное положение также отражено в пункте 1.1. Соглашения рег. N 392-14 от 05.11.2014, заключенного и подписанного сторонами.
Согласно положениям статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает от имени субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Согласно материалам дела, ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения по Ерзовскому городскому поселению выполнен, что подтверждено представленными материалами дела. Таким образом, истец выполнил свои обязательства, предусмотренные Соглашением рег. N 392-14 от 05.11.2014.
В связи с чем исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 июня 2015 года по делу N А12-13904/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-13904/2015
Истец: Администрация Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области
Ответчик: Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области
Третье лицо: Комитет финансов администрации Волгограда, ООО "СПЕЦДОРСТРОЙ"