г. Красноярск |
|
26 августа 2015 г. |
Дело N А69-856/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" августа 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Елистратовой О.М.,
при участии:
от административного органа (Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва) - Ондар О.Б., представителя по доверенности от 10.12.2014 N 39,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "29" мая 2015 года по делу N А69-856/2015, принятое судьёй Хертек А.В.,
установил:
открытое акционерное общество "Тываэнерго" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - ответчик, Министерство) от 21 января 2015 года N 5 "О ликвидации государственного унитарного предприятия Республики Тыва "Кондитерская фабрика".
Определением суда от 03 апреля 2015 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено государственное унитарное предприятие Республики Тыва "Кондитерская фабрика" (далее - предприятие, ГУП "Кондитерская фабрика").
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от "29" мая 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Министерство ссылается на нарушение судом первой инстанции статьи 35 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статьи 4 Конституции Российской Федерации.
Министерство полагает, что выводы суда первой инстанции о том, что в соответствии со статьей 40 Закона Республики Тыва от 09.11.2001 N 1143 "Об управлении государственной собственностью Республики Тыва" ликвидация унитарного предприятия осуществляется по решению Правительства Республики Тыва, распоряжение Минземимущества Республики Тыва издано с превышением полномочий, являются необоснованными и противоречащими действующему законодательству.
Министерство указывает, что полномочия Министерства по принятию решения в отношении имущества предприятия доказаны материалами дела.
Открытое акционерное общество "Тываэнерго", государственное унитарное предприятие Республики Тыва "Кондитерская фабрика" уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей открытого акционерного общества "Тываэнерго", государственного унитарного предприятия Республики Тыва "Кондитерская фабрика".
Представитель Министерства в судебном заседании изложил доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Тыва от 13 июля 2011 года по делу N А69-644/2011 с государственного унитарного предприятия "Кондитерская фабрика" в пользу открытого акционерного общества "Тываэнерго" взыскана в сумме 1 978 266 рублей 08 копеек.
16.01.2015 общество обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании государственного унитарного предприятия "Кондитерская фабрика" несостоятельным (банкротом).
Распоряжением от 21.01.2015 N 5 Министерство приняло решение ликвидировать государственное унитарное предприятие Республики Тыва "Кондитерская фабрика", утвержден ликвидатор Предприятия, ликвидатору поручено письменно сообщить в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации предприятия, утвержден порядок ликвидации предприятия.
Производство по делу о банкротстве Предприятия возбуждено определением Арбитражного суда Республики Тыва от 03.02.2015.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 15.04.2015 требования открытого акционерного общества "Тываэнерго" признаны обоснованными, в отношении государственного унитарного предприятия Республики Тыва "Кондитерская фабрика" введена процедура наблюдения.
Общество посчитав свои права и законные интересы нарушенными, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным и отмене распоряжения от 21.01.2015 N 5.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
При вынесении обжалуемого решения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 21 января 2015 года N 5 "О ликвидации государственного унитарного предприятия Республики Тыва "Кондитерская фабрика" не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктом 3.1 Устава государственного унитарного предприятия "Кондитерская фабрика", собственником имущества предприятия является Республика Тыва.
Вместе с тем, в силу статьи 17 Закона Республики Тыва от 09.11.2001 N 1143 "Об управлении государственной собственностью Республики Тыва", Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 14.05.2007 N 591 (в редакции от 21.10.2009 N 522, действовавшей в момент издания спорного акта), Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции, в том числе, по управлению государственным имуществом Республики Тыва.
Пунктом 7.2 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва предусмотрено, что Министерство осуществляет в соответствии с действующим законодательством полномочия собственника в отношении имущества государственных унитарных предприятий, казенных предприятий Республики Тыва и республиканских государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Республики Тыва, а также полномочия собственника по передаче республиканского имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) имущества Республики Тыва.
Таким образом, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва обладает полномочиями собственника, в том числе, в отношении имущества государственных унитарных предприятий Республики Тыва.
Согласно пункту 29 указанного Положения, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, по поручению Правительства Республики Тыва создает, реорганизует, ликвидирует в установленном порядке государственные унитарные предприятия, выступает учредителем (соучредителем) хозяйственных обществ.
Подпунктом ж пункта 4 статьи 17 Закона Республики Тыва от 09.11.2001 N 1143 "Об управлении государственной собственностью Республики Тыва" предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти в сфере управления государственной собственностью создает, реорганизует, ликвидирует в установленном порядке государственные унитарные предприятия, выступает учредителем (соучредителем) хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм по поручению Правительства Республики Тыва.
Статьей 40 Закона Республики Тыва от 09.11.2001 N 1143 "Об управлении государственной собственностью Республики Тыва" предусмотрено, что ликвидация государственного унитарного предприятия осуществляется по решению Правительства Республики Тыва по представлению соответствующего министерства и ведомства (часть 3).
Реорганизация и ликвидация государственного унитарного предприятия осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти в сфере управления государственной собственностью на основании и в порядке, установленном нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 4).
Статьей 15 Конституционного закона Республики Тыва "О Правительстве Республики Тыва" установлено, что актами Правительства Республики Тыва являются постановления и распоряжения.
Таким образом, Положение о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва, утвержденное Постановлением Правительства Республики Тыва от 14.05.2007 N 591, не наделяет Министерство полномочием по принятию решения о ликвидации государственных унитарных предприятий самостоятельно. Государственное унитарное предприятие может быть ликвидировано Министерством по решению Правительства Республики Тыва.
В апелляционной жалобе Министерство указывает, что выполняет функции собственника имущества унитарного предприятия "Кондитерская фабрика", в связи с чем, обладает полномочиями на издание распоряжения о его ликвидации.
Доказательств наличия необходимого в соответствии с Законом Республики Тыва от 09.11.2001 N 1143 "Об управлении государственной собственностью Республики Тыва" акта Правительства Республики Тыва о ликвидации предприятия в материалы дела не представлено.
При установленных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у Министерства отсутствовали правовые основания для издания спорного распоряжения.
Кроме того, как указано ранее, 16.01.2015 общество обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании предприятия несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 15.04.2015 по делу N А69-77/2015 в отношении предприятия введена процедура наблюдения, что свидетельствует о нарушении оспариваемым распоряжением о ликвидации государственного унитарного предприятия "Кондитерская фабрика" прав и законных интересов заявителя.
Апелляционный суд также обращает внимание, что ранее аналогичный действия были обжалованы и оценены в деле N А69-2847/2012. С тех пор нормативное регулирование не изменилось.
Министерство указывает, что, тем не менее, у него имеются полномочия по принятию решения о ликвидации государственных унитарных предприятий самостоятельно.
В силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
По мнению апелляционного суда, судебный акт, вступивший в законную силу, не может быть преодолен принятием еще одного ненормативного акта с таким же содержанием, что и ранее признанный незаконным.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
При подаче заявления об оспаривании ненормативного правового акта и апелляционной жалобы Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении дела, в том числе апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "29" мая 2015 года по делу N А69-856/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-856/2015
Истец: ОАО "Тываэнерго"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Третье лицо: ГУП РТ "Кондитерская фабрика"