г. Пермь |
|
24 августа 2015 г. |
Дело N А60-16475/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Грибиниченко О. Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О. И.,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Потаповой Ларисы Юрьевны (ОГРН ИП 311663322100033, ИНН 663300852101): не явились;
от заинтересованного лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ОГРН 1056603541565, ИНН 6670083677) в городе Каменск-Уральский, Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя индивидуального предпринимателя Потаповой Ларисы Юрьевны
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 июня 2015 года по делу N А60-16475/2015,
принятое судьей Хачёвым И. В.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства,
по заявлению индивидуального предпринимателя Потаповой Ларисы Юрьевны к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Каменск-Уральский, Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Индивидуальный предприниматель Потапова Лариса Юрьевна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Потапова Л. Ю.) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Каменск-Уральский, Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах о назначении административного наказания N 05.13/13039-15 от 23.03.2015, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 3 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы предпринимателя сводятся к наличию грубых нарушений требований Федерального закона N 294-ФЗ, гарантии которого, по мнению ИП Потаповой Л. Ю. распространяются на нее. Ссылается на проведение проверки в ее отсутствие; акты проверки подписаны в силу отсутствия юридической грамотности. Также ссылается на отсутствие надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Административный орган по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании указания прокурора Свердловской области N 158/7-4 от 30.12.2014 о проведении проверки исполнения законодательства о защите прав потребителей 24.02.2015 Сухоложской городской прокуратурой Свердловской области совместно с сотрудниками ОНД ГО Сухой Лог, специалистотм-экспертом ТОУ Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменск-Уральский, Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах А.О. Нелюбиной проведена проверка ИП Потаповой Л. Ю., которая осуществляет свою деятельность в зданиях продуктовых магазинов, расположенных по адресам: Свердловская область, г. Сухой Лог, ул. Гоголя, д. 21 и Свердловская область, г. Сухой Лог, ул. Гоголя, д. 23-а.
В ходе проверки было установлено, что Потапова Л.Ю. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 09.08.2011 года. Основным видом предпринимательской деятельности ИП Потаповой Л.Ю. является розничная торговля пищевыми продуктами.
Свою деятельность она осуществляет в магазинах расположенных по адресам: Свердловская область, г. Сухой Лог, ул. Гоголя, д. 21 и Свердловская область, г. Сухой Лог, ул. Гоголя, д. 23-а.
В ходе проведенной проверки в деятельности ИП Потаповой Л. Ю. выявлены следующие нарушения федерального законодательства.
В нарушение п. 7 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением правительства РФ от 19.01.1998 N 55 ИП Потаповой Л. Ю. для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара, в торговом зале на доступном месте не установлено соответствующее измерительное оборудование, а именно: отсутствуют "контрольные весы".
В нарушение п. 9 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением правительства РФ от 19.01.1998 N 55 ИП Потаповой Л. Ю. до сведения покупателей не доводятся "Правила продажи отдельных видов товаров".
Результаты проверки оформлены актами проверки от 24.02.2015.
По факту выявленных нарушений заместителем городского прокурора вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 06.03.2015.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.49 КоАП РФ постановление направлено для рассмотрения по существу в территориальный отдел управления.
По результатам рассмотрения материалов административного дела 23.03.2015 административным органом вынесено постановление о назначении административного наказания, согласно которому предприниматель привлечен к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованиями о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности в действиях предпринимателя состава вмененного ему административного правонарушения, отсутствия существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения судом норм действующего законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со ст. 14.15 КоАП РФ нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Согласно п. 7 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 55 продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку. Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного тиара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование.
Согласно п. 9 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 55 настоящие правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.
Факт выявленных нарушений подтверждается актами проверки Сухоложской городской прокуратуры от 24.02.2015, фотоматериалами, справкой о проведенной проверке специалиста-эксперта Территориального отдела Роспотребнодзора А.О. Нелюбиной.
Согласно объяснений ИП Потаповой Л. Ю. от 06.03.2015 по результатам проведенных проверок в магазинах по адресам: г. Сухой Лог, ул. Гоголя, д. 21 и ул. Гоголя, д. 23 А, меры по устранению выявленных нарушений принимаются, с выявленными нарушениями она согласна частично.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, фактические обстоятельства в совокупности с представленными в дело доказательствами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности в действиях заявителя события вмененного ему административного правонарушения, факт наличия которого подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств и заявителем документально не опровергнут.
В ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица. Следовательно, индивидуальные предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц.
Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана в соответствии со ст. 2.2 Кодекса.
Вина предпринимателя в совершении вменяемого ему административного правонарушения установлена и подтверждена материалами дела.
Предприниматель должен был и мог предвидеть последствия осуществления деятельности в нарушение вышепоименованных требований действующего законодательства, но не предвидел наступления вредных последствий своего действия (бездействия), хотя должен был и мог их предвидеть.
Таким образом, материалами дела в действиях заявителя доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.15 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, рассмотрев доводы предпринимателя о нарушениях процедуры привлечения к административной ответственности, отклонил их, признав несостоятельными.
Апелляционный суд по материалам дела также не установил со стороны административного органа процессуальных нарушений, которые препятствовали бы привлечению к административной ответственности.
Из материалов дела усматривается, что спорная проверка проведена прокуратурой с привлечением специалиста отдела.
Положения Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в соответствии с ч. 3 ст. 1 настоящего Закона к действиям по осуществлению прокурорского надзора не применяются.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти.
В силу ч. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона (в их числе органы управления коммерческих организаций), иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Таким образом, органы прокуратуры наделены полномочиями на проведение проверки соблюдения законодательства в области защиты прав потребителей. Возможность взаимодействия прокуратуры с органами Роспотребнадзора при осуществлении надзорной функции не ограничена.
Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона (ч. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре).
Статьей 28.4 КоАП РФ предусмотрено, что при осуществлении надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса, выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
В этой связи, несостоятельными являются доводы апеллятора о грубом нарушении положений Федерального закона N 294-ФЗ.
Кроме того, доводы предпринимателя о том, что она не принимала участие при проведении проверки, опровергаются материалами дела, на что также указал суд, акты проверки содержат личную подпись ИП Потаповой Л. Ю. свидетельствующую о том, что она лично ознакомлена с данными актами и с копией распоряжения о проведении проверки.
Доводы предпринимателя о ненадлежащем извещении о времени месте рассмотрения дела об административном правонарушении, не находят своего подтверждения материалами дела.
Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении составлено заместителем Сухоложского городского прокурора младшим советником юстиции Копыловым Д. И. 06.03.2015. С данным постановлением ИП Потапова Л. Ю. ознакомлена, копию получила 06.03.2015, о чем сделана соответствующая запись. Предпринимателем по существу вменяемых ей нарушений 06.03.2015 даны объяснения, согласно которым по результатам проведенных проверок в магазинах по адресам: г. Сухой Лог, ул. Гоголя, д. 21 и ул. Гоголя, д. 23 А, меры по устранению выявленных нарушений принимаются, с выявленными нарушениями она согласна частично.
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела от 16.03.2015 ИП Потапова Л. Ю. путем телефонограммы 17.03.2015 уведомлена о времени и месте рассмотрение дела 23.03.2015, что подтверждается копией журнала регистрации телеграмм и телефонограмм Сухоложского ТО Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, направлением заказного письма с уведомлением о вручении 17.03.2015 и электронной выпиской из раздела Почта России (л.д. 27-30 оборот).
Таким образом, заявитель имел реальную возможность воспользоваться всеми процессуальными правами лица, привлекаемого к административной ответственности.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание назначено заявителя в пределах санкции ст. 14.15 КоАП РФ.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае не имеется.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 июня 2015 года по делу N А60-16475/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Потаповой Ларисы Юрьевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-16475/2015
Истец: Потапова Лариса Юрьевна
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Каменск-Уральский, Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах