г. Вологда |
|
24 августа 2015 г. |
Дело N А05-2751/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 августа 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Кутузовой И.В. и Рогатенко Л.Н. при ведении протокола секретарями судебного заседания Коряковской М.А., Саакян Ю.В.,
при участии от Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области Некрасова М.В. по доверенности от 26.05.2015 N 21-Д, от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания" Медведевой О.Н. по доверенности от 12.01.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 июня 2015 года по делу N А05-2751/2015 (судья Низовцева А.М.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания" (163502, Архангельская обл., Приморский р-н, п. Уемский, ул. Большесельская, д. 84, корп. А; ОГРН 1072930000747, ИНН 2921010743; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Архангельской области в лице Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49; ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; далее - министерство) о взыскании 582 520 руб. 55 коп. убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения в 2014 году.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Архангельской области (ОГРН 1022900535558; место нахождения: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, дом 49) (том 2, листы 57-58).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 02 июня 2015 года требования заявителя удовлетворены, с Архангельской области в лице министерства за счет средств казны Архангельской области в пользу истца взыскано 582 520 руб. 55 коп. убытков, в части взыскания 19 223 руб. 18 коп. неустойки производство по делу прекращено.
Министерство с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на неправомерность взыскания судом первой инстанции 582 520 руб. 55 коп.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено без его участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, апелляционная инстанция считает, что решение суда отмене (изменению) не подлежит.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество является организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования "Уемское" Приморского района Архангельской области.
Данные функции истец фактически осуществляет с 03.06.2014, что подтверждается договором безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры от 27.06.2014, договором поставки холодной воды от 27.06.2014 N 1-17.37, договором аренды муниципального имущества жилищно-коммунального назначения от 10.10.2014 N 1з/2014 и справкой администрации указанного муниципального образования от 27.05.2015 N 590.
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 16.07.2014 N 31-в/1 обществу на период с 02.08.2014 по 31.12.2014 установлены тарифы на воду: для населения 28,97 руб./куб. м, для прочих потребителей - 55,86 руб./куб. м; тариф на услуги водоотведения для населения - 27,04 руб./куб. м, для прочих потребителей - 37,46 руб./куб. м.
Истцом и ответчиком 02.08.2014 заключен договор N 101-В, в соответствии с пунктом 1 которого обществу предоставляется субсидия на возмещение убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для нужд населения и потребителей, приравненных к населению, в соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления в 2014 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Порядок предоставления в 2014 году субсидий), изложенного в приложении 18 к Закону Архангельской области от 19.12.2013 N 59-4-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Закон N 59-4-ОЗ).
Пунктом 5.1 данного договора предусмотрено, что он вступает в силу с момента его подписания, распространяет свое действие на отношения, возникшие с даты вступления в действие тарифов на холодную воду, и действует в течение 30 календарных дней.
Пунктом 1.2 названного договора установлено, что объем субсидии рассчитывается в соответствии с пунктами 5.3 - 5.6 Порядка предоставления в 2014 году субсидий.
После государственной регистрации договоров аренды от 10.10.2014 N 1з/2014, 2з/2014 и 3/з/2014, согласно которым заявителю в аренду передано муниципальное имущество, между сторонами на аналогичных условиях заключен договор от 12.12.2014 N 101/1-В со сроком действия с 10.10.2014 по 31.12.2014.
В соответствии с заключенными договорами о предоставлении субсидий для возмещения убытков, причиненных разницей в тарифах, общество представило в министерство расчеты фактической потребности в средствах субсидий, произведенные за период с июня по декабрь 2014 года.
Министерство отказалось выплатить обществу 582 520 руб. 55 коп., ссылаясь на то, что в период с 03.06.2014 по 01.08.2014 у общества отсутствовал установленный тариф на водоснабжение и водоотведение, а в период с 01.09.2014 по 09.10.2014 у заявителя не имелось законных прав на эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры.
Не согласившись с данным отказом ответчика, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с рассматриваемыми в рамках данного спора требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанная сумма субсидии подлежит выплате обществу.
Суд апелляционной инстанции считает такие выводы суда первой инстанции правомерными, доводы, приведенные подателем жалобы, подлежащими отклонению.
Подпунктом 16 пункта 8 Положения о министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 03.04.2012 N 128-пп (далее - Положение о министерстве), установлено, что к числу полномочий министерства отнесено предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов.
Разделом 5 Порядка предоставления в 2014 году субсидий определен механизм предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению.
Судом первой инстанции установлено, что общество, предъявляя к возмещению разницу в тарифах, исходило из объема воды, определенного расчетным путем с применением установленных нормативов, а также показаний индивидуальных приборов учета холодной воды, установленных в квартирах.
Данный факт податель жалобы не оспаривает.
Министерство в жалобе указывает на то, что им не осуществляется субсидирование организаций водопроводно-канализационного хозяйства в случае непредставления ими сведений, предусмотренных пунктом 5.12 Порядка предоставления в 2014 году субсидий.
При этом податель жалобы ссылается на то, что предоставление субсидии обусловлено наличием у заявителя на законных основаниях объектов коммунальной инфраструктуры, в то время как в спорный период с 01.09.2014 по 09.10.2014 у общества отсутствовал заключенный договор на пользование объектами коммунального комплекса. Также министерство считает, что у заявителя не имелось законных оснований для использования тарифов, утвержденных для общества с ограниченной ответственностью "Аква Норд" (далее - ООО "Аква Норд"), осуществлявшего холодное водоснабжение и водоотведение на территории поселка Уемское до 03.06.2014.
Данные доводы министерства оценивались судом первой инстанции и правомерно им отклонены.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для иных выводов.
Судом первой инстанции установлен, подтверждается материалами дела и не оспаривается министерством тот факт, что заявитель с 03.06.2014 фактически оказывал населению коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению.
Отсутствие надлежащим образом оформленных правоустанавливающих документов на объекты коммунальной инфраструктуры в спорный период также не опровергает указанный факт.
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 16.07.2014 N 31-в/1 тарифы установлены обществу на период с 02.08.2014 по 31.12.2014.
Действительно, до момента утверждения обществу тарифа им при расчетах с населением применялся тариф, установленный для ООО "Аква Норд".
Вместе с тем, как следует из пункта 5.2 Порядка предоставления в 2014 году субсидий, целью предоставления субсидий является покрытие расходов организаций водопроводно-канализационного хозяйства, связанных с государственным регулированием тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению.
В данной ситуации у суда отсутствуют основания полагать, что расчет субсидии, произведенный обществом за период с 03.06.2014 по 01.02.2014, является необоснованным.
Судом первой инстанции установлен, из материалов дела следует и подателем жалобы не оспаривается, что расчет субсидии заявитель произвел в соответствии с положениями, установленными в пункте 5.3 Порядка предоставления в 2014 году субсидий. Применение обществом в расчетах тарифа, фактически использованного при предъявлении к оплате услуг населению, не является основанием для признания этих расчетов не соответствующими требованиям названного Порядка.
Каких-либо оснований полагать, что расчеты истца не соответствуют критерию экономической обоснованности, в данном случае не имеется, на указанные обстоятельства не ссылается и податель жалобы.
С учетом изложенного, а также разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", и правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд первой инстанции правомерно признал иск заявителя в оспариваемой министерством части обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 июня 2015 года по делу N А05-2751/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
И.В. Кутузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2751/2015
Истец: ООО "Управляющая жилищная компания"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство финансов Архангельской области