г. Пермь |
|
27 августа 2015 г. |
Дело N А50-11720/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,
при участии:
от истца Сельскохозяйственного производственного кооператива "Выль Сюрес" (ОГРН1125957000840, ИНН 5957016529) - Николаева Л.И., паспорт, доверенность от 02.06.2014;
от ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (ОГРН 1025901978761, ИНН 5919490600) - Курочкина С.А., паспорт, доверенность от 22.05.2014;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края от 17 июня 2015 года
по делу N А50-11720/2014,
принятое судьей Кетовой А.В.,
по иску Сельскохозяйственного производственного кооператива "Выль Сюрес"
к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
о взыскании субсидии в размере 7 898 848 руб.,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Выль Сюрес" (далее - истец, кооператив) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (далее - ответчик, Министерство) о взыскании денежных средств в размере 7 898 848 руб., являющихся субсидией сельскохозяйственному товаропроизводителю, пострадавшему от засухи в 2013 году.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.06.2015 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы указывает на то, что истцом представлены недостоверные сведения о размере площади сельскохозяйственных культур в хозяйстве и площади гибели, размере ущерба для получения субсидии сельскохозяйственному товаропроизводителю, пострадавшему от засухи в 2013 году, в связи с чем определить размер субсидии не представляется возможным. Настаивает на том, что представление ложных и (или) заведомо недостоверных сведений со стороны получателя субсидии является основанием для отказа в предоставлении субсидии в силу действующего законодательства.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва соответственно.
Приложенные к апелляционной жалобе документы, поименованные в п.п.3-6 приложения, не подлежат приобщению к материалам на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ и подлежат возврату заявителю жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Согласно пункту 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление N 36) поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
Каких-либо уважительных причин непредставления указанных выше доказательств в суд первой инстанции ответчиком не приведено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Комиссией по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности администрации Куединского района, ситуация, при которой установлена гибель сельскохозяйственных культур, признана чрезвычайной, вследствие чего приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 09.10.2013 утвержден реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края, пострадавших от засухи в 2013 году, куда включено СПК "Выль Сюрес".
Постановлением Правительства Пермского края от 13.11.2013 N 1563-п утвержден Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим от засухи в 2013 году (далее - Порядок) (л.д. 51-55).
В ходе заседания комиссии по включению в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края, пострадавших от засухи в 2013 году были внесены изменения, заключающиеся в отказе в получении субсидии СПК "Выль Сюрес" в связи с тем, что в реестре бюджетополучателей края оно находится в разделе 5 как допустившее ранее нецелевое использование.
Ссылаясь на то, что, несмотря на вступление в силу судебных актов по делам N А50-19102/2014, NА50-18325/2013, NА50-20265/2013, Министерство не выполняет требования суда об устранении нарушений прав и законных интересов кооператива путем предоставления субсидии в размере 7 898 848 руб., истец обратился в арбитражный суд с имущественным требованием.
Суд первой инстанции, признав требования истца правомерными, иск удовлетворил.
Заявитель жалобы настаивает на том, что кооперативом представлены ложные и (или) заведомо недостоверные сведения, что является основанием для отказа в предоставлении субсидии в силу действующего законодательства.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с Государственной программой "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае", утвержденной постановлением Правительства Пермского края 03.10.2013 N 1320-п, в целях сбора и обобщения информации о получателях государственной поддержки сельскохозяйственного производства за счет средств федерального бюджета и бюджета Пермского края, приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 05.04.2013 N СЭД-25-01.1-02-46 утверждено Положение о порядке ведения Реестра получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства (далее - Положение). Ведение Реестра поручено Министерству.
Согласно п. 3.22 Положения Реестр состоит из семи разделов: сельскохозяйственные товаропроизводители; организации агропромышленного комплекса; потребительские общества; сельскохозяйственные товаропроизводители, в отношении которых вынесено решение суда о признании банкротом и открытии конкурсного производства; сельскохозяйственные товаропроизводители, допустившие нецелевое использование бюджетных средств и не восстановившие их в доход бюджета Пермского края; сельскохозяйственные товаропроизводители, не представляющие отчетность; сельскохозяйственные товаропроизводители имеющие просроченную задолженность по заработной плате.
В соответствии с п. 3.23 Положения участники программы, допустившие нецелевое использование бюджетных средств либо нарушение условий, установленных при предоставлении субсидий, и не восстановившие их в доход бюджета Пермского края, включаются в 5 раздел Реестра на основании информации структурного подразделения Министерства, ответственного за контроль целевого использования и соблюдения условий предоставления субсидий.
Судом первой инстанции установлено, что в связи с невыполнением СПК "Выль Сюрес" условий предоставления в срок до 01.12.2011 формы отчетности N 9-АПК, N 13-АПК, N 15-АПК и документов, подтверждающих проведенную реорганизацию в форме присоединения колхоза "Югдон", Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края в письме от 22.05.2012 N СЭД-25-05.2-02-79 предложено кооперативу возвратить в доход краевого бюджета полученную субсидию.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09.01.2014 по делу N А50-18325/2013 заявление кооператива о признании недействительным требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края о возврате субсидий, изложенное в письме от 22.05.2012 N СЭД-25-05.2-02-79, удовлетворено.
Согласно п.1.3 раздела 5 "Сельскохозяйственные товаропроизводители, допустившие нецелевое использование бюджетных средств и не восстановившие их в доход бюджета Пермского края" приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 15.09.2013 N СЭД-25-01.1-02-159 "О внесении изменений в реестр получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства на 2013 год (далее по тексту - Приказ), утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 30.04.2013 N СЭД-25-01.1-02-63" дополнен позициями 5.7 и 5.7.1 следующего содержания: 5.7 Куединский район; 5.7.1 Куединский район, 5957016529, 593901001, Сельскохозяйственный производственный кооператив "Выль Сюрес", 617734, д. Кирга, ул. Мостовая, д.7, 617734, д. Кирга, ул. Мостовая, д.7, М.
Не согласившись с п. 1.3 Приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 15.09.2013 N СЭД-25-01.1-02-159, СПК "Выль Сюрес" направило в арбитражный суд заявление о признании этого пункта приказа недействительным.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12.03.2014 по делу N А50-20265/2013 требования удовлетворены, пункт 1.3. Приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 15.09.2013 N СЭД-25-01.1-02-159 признан недействительным. На Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14.01.2015 по делу N А50-19102/2014, принятого по заявлению СПК "Выль Сюрес" к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, признаны незаконными бездействия, допущенные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края в отношении СПК "Выль Сюрес" по невключению СПК "Выль Сюрес" в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края, пострадавших от засухи 2013 года, (в Приложение N 1) с размером ущерба 70 034 460 руб.; непринятию решения о представлении СПК "Выль Сюрес" субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям Пермского края, пострадавшим от засухи в 2013 году, в сумме 7 898 848 руб.; незаключению с СПК "Выль Сюрес" Соглашения о представлении субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям Пермского края, пострадавшим от засухи в 2013 году; непредоставлению СПК "Выль Сюрес" субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям Пермского края, пострадавшим от засухи в 2013 году, в сумме 7 898 848 руб., как несоответствующее положениям Приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 05.04.2013 N СЭД-25-01.1-02-46 "Об утверждении Положения о порядке ведения Реестра получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства". Суд обязал Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края устранить допущенное нарушение прав и законных интересов СПК "Выль Сюрес" путем устранения признанных незаконными бездействий в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Судебные акты по делам N А50-18325/2013, N А50-20265/2013, N А50-19102/2014 вступили в законную силу 09.02.2014,12.04.2014, 28.04.2015 соответственно.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Следует отметить, что преюдиция - установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же сторонами.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 21.12.2011 N 30-П указал, что преюдициальность это свойство законной силы судебных решений, общеобязательность и исполнимость которых в качестве актов судебной власти обусловлены ее прерогативами. Практическая значимость преюдиции направлена на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.
Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
В указанных делах Арбитражный суд Пермского края дал оценку обстоятельствам принятия решений, которые послужили основанием для принятия комиссией решения об отказе во включении в реестр "по засухе" СПК "Выль Сюрес" (протокол от 02.12.2013 N 1).
Соответственно, установленная арбитражным судом незаконность и недействительность предыдущих решений и ненормативных актов свидетельствует о незаконности основанного на них решения комиссии и бездействия Министерства в виде непредоставления субсидии СПК "Выль Сюрес".
Поскольку вступившие в силу судебные акты арбитражного суда Министерством не исполнены, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании денежных средств в размере 7 898 848 руб., являющихся субсидией сельскохозяйственному товаропроизводителю, пострадавшему от засухи в 2013 году.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о предоставлении истцом при расчете размера субсидии недостоверные сведений судом апелляционной инстанции отклоняются как голословные.
Требования, для получения субсидий сельскохозяйственными товаропроизводителями, установленными в п. 2.3. Порядка, кооперативом соблюдены.
Размер субсидии рассчитан кооперативом в соответствии с п. 2.12.1.Порядка.
В материалы дела представлена заявка на предоставление субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате засухи в 2013 году (л.д. 17), основные сведения о гибели сельскохозяйственных культур, материальном ущербе и фактических затратах на погибшие с/х культуры (л.д. 18), Акт обследования объектов растениеводства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (стихийного бедствия) от 10.07.2013 N 1 (л.д. 15-16).
При этом, вопреки доводам жалобы, расчетные суммы материального ущерба, представленные в п. 6 основных сведениях и п. 10 Акте обследования, совпадают.
Приведенные Министерством в апелляционной жалобе доводы об отсутствии у него обязанности по представлению СПК "Выль Сюрес" субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям Пермского края, пострадавшим от засухи в 2013 году, в сумме 7 898 848 руб., подлежат отклонению, поскольку наличие у ответчика в настоящем деле данной обязанности подтверждено вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу N А50-19102/2014.
Иных оснований для отказа в предоставлении субсидии Министерством не приводилось, возражений относительно размера субсидии, подлежащей выплате истцу, в ходе рассмотрения дела о признании бездействия по ее невыплате в сумме 7 898 848 руб., не заявлено, что прямо отражено в судебных актах по делу N А50-19102/2015.
Указанные доводы Министерства направлены на преодоление вступившего в законную силу судебного акта по делу N А50-19102/2014, что противоречит предусмотренному ч. 1 ст. 16 АПК РФ принципу обязательности вступивших в законную силу судебных актов.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
На основании подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 июня 2015 года по делу N А50-11720/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11720/2014
Истец: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ "ВЫЛЬ СЮРЕС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ