г. Москва |
|
26 августа 2015 г. |
Дело N А40-173675/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.Н. Садиковой
судей В.Р. Валиева, О.Н. Лаптевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.М. Ханиным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 мая 2015 года
по делу N А40-173675/14
по иску Открытого акционерного общества "НГК " Славнефть"
(ОГРН 1027739026270, г. Москва, переулок Лесной 4-й, 4)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН 1037739877295, 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, д. 2)
о взыскании пени
при участии в судебном заседании:
от истца: Сыслова Е.М. (по доверенности от 22.12.2014)
от ответчика: Матявина Н.В. (по доверенности от 22.07.2015)
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.05.2015 г. уточненные исковые требования Открытого акционерного общества "НГК " Славнефть" о взыскании с Открытого акционерного общества "РЖД" пени в размере 1 420 258,92 руб. удовлетворены в полном объеме.
Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждена просрочка доставки грузов ответчиком. Суд не нашел оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)
Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой оспаривает правомерность взыскания пени по ряду накладных, указывая на наличие оснований для увеличения сроков доставки грузов по 33 спорным накладным на основании п.8 Правил исчисления сроков доставки грузов, а также указал на необходимость отнесения на истца судебных расходов в связи с несоблюдением претензионного порядка урегулирования спора. Полагает также необоснованным отказа суда в применении ст.333 ГК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал, представитель истца возражал по доводам жалобы, указывая на законность и обоснованность принятого судебного акта, просил решение суда оставить в силе, а жалобу- без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не находит.
При исследовании материалов дела установлено, что ответчик принял на себя обязательство по перевозке грузов истца на станции назначения, указанные в накладных.
Факт заключения договоров перевозки подтверждается составленными ответчиком и выданными истцу транспортными накладными, имеющимся в материалах дела.
Истец (грузоотправитель) в полном объеме уплатил ответчику (перевозчику) провозную плата за перевозку вагонов по маршрутам, указанным в накладных.
При передаче вагонов ответчику (перевозчику) на станции отправления каких-либо претензий к техническому и/или коммерческому состоянию вагонов со стороны ответчика не предъявлялось. Истец свои обязательства, связанные с передачей вагонов перевозчику, а также обязательства по оплате провозных платежей, исполнил надлежащим образом. Вагоны доставлялись на станцию назначения и выдавались грузополучателю с просрочкой. Истцом в адрес ответчика направлены претензии об уплате пени, которые ответчик оставил без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно статье 792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таковых сроков в разумный срок.
В силу статьи 793 ГК РФ за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 Устава. Согласно ст. 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца в полном объеме указал на отсутствие оснований для увеличения сроков доставки грузов и применения ст.333 ГК РФ. Отклоняя заявление ответчика о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд привел мотивы, соответствующие требованиям закона, а также рекомендациям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и Информационного письма N 17 от 14.07.1997 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", применять которые необходимо в совокупности.
Суд исходил из того, что доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств, представляются лицом, заявившим ходатайство об уменьшении неустойки, однако таковые ответчиком не представлены, что истец не обязан доказывать наличие и размер убытков при заявлении требования о взыскании неустойки.
Апелляционный суд соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Довод жалобы о том, что в нарушение пункта 8 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом истец при начислении не увеличил срок доставки грузов ввиду перевозки опасного груза по фактически пройденному расстоянию не принимаются во внимание, поскольку по спорным накладным перевозился груз класс опасности которого 2, 3, что подтверждается отметками на железнодорожных накладных.
Доводы ответчика о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора и необходимости возложения судебных расходов на истца также отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно статье 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования.
Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации установлен порядок предъявления претензий с определением лиц, имеющих право на предъявление претензии к перевозчику, а также перечня документов, прилагаемых к претензии. Кроме того, статьей 122 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что порядок предъявления и рассмотрения таких претензий устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 года N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что предъявление грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования претензий к перевозчику за пределами сроков, предусмотренных статьей 123 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, при условии соблюдения установленного уставом и правилами перевозок грузов порядка предъявления претензий, не является основанием к возвращению искового заявления.
Однако если при рассмотрении иска будет установлено, что дело возникло вследствие нарушения истцом предусмотренных статьей 123 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации сроков предъявления претензии к перевозчику, арбитражный суд в соответствии с частью 1 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе отнести на истца судебные расходы (в полном размере или в части) независимо от исхода спора.
Из материалов дела следует, что факт соблюдения претензионного порядка урегулирования спора имел место.
В свою очередь, из содержания приведенного выше пункта 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 года N 30 следует, что суду предоставлено право, но не обязанность отнести на истца судебные расходы в случае нарушения им срока предъявления претензии. Из материалов настоящего дела не следует, что истец действовал недобросовестно при направлении претензий ответчику, претензии были направлены в рамках установленного срока и ответчик знал о наличии спора, в виду чего суд апелляционной инстанции не находит основания возложить судебные расходы, связанные с рассмотрением настоящего дела, на истца.
Размер подлежащих возмещению истцу судебных расходов ответчиком в суде апелляционной инстанции не оспорен.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 мая 2015 года по делу N А40-173675/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Н. Садикова |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-173675/2014
Истец: ОАО " НГК " Славнефть", ОАО "НГК СлавНефть"
Ответчик: ОАО " РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"