г. Воронеж |
|
21 августа 2015 г. |
Дело N А64-7898/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Колянчиковой Л.А.,
Маховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевелюхиной М.Д.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания": Романовской Е.А., представителя по доверенности N 3 от 12.01.2015;
от публичного акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от закрытого акционерного общества "Агротехмаш-Т": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.05.2015 по делу N А64-7898/2014 (судья Краснослободцев А.А.), по иску открытого акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания" (ОГРН 1056882378464, ИНН 6829017247) к открытому акционерному обществу "Тамбовская энергосбытовая компания" (ОГРН 1056882285129, ИНН 6829010210) третье лицо: закрытое акционерное общество "Агротехмаш-Т" (Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Монтажников, д. 8) о взыскании 98 957,62 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Тамбовская областная сбытовая компания" (ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области к открытому акционерному обществу "Тамбовская энергосбытовая компания" (ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания", ответчик) с иском о взыскании 98 957 руб., 62 коп., в том числе: 91 145 руб, 68 коп. - задолженности за поставленную электрическую энергию по договору энергоснабжения N 1433/09 от 30.12.2009 за период с января 2013 по август 2013, 7 811 руб., 94 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 13.11.2013 по 21.11.2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, было привлечено закрытое акционерное общество "Агротехмаш-Т".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.05.2015 исковые требования ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.05.2015, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ЗАО "Агротехмаш-Т", ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Посредством сервиса "Мой арбитр" от ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Учитывая наличие в материалах дела сведений о надлежащем извещении ЗАО "Агротехмаш-Т" о месте и времени судебного заседания и ходатайства ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие их представителей.
От ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" посредством сервиса "Мой арбитр" в электронном виде поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просило обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, указанным в отзыве, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Выслушав представителя ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания", изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.05.2015 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела между ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" и ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" заключен договор энергоснабжения N 1433/09 от 30.12.2009, согласно которому ОАО "ТОСК" (гарантирующий поставщик) обязалось осуществлять продажу (поставку) электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а ОАО "ТЭСК" обязалось принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги на условиях, предусмотренных договором.
Пунктом 3.1.4. договора установлена обязанность ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" надлежащим образом производить оплату электроэнергии (мощности) и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией с соблюдением сроков, размера и порядка оплаты, установленных договором.
Порядок оплаты установлен в п. 5.5. договора, согласно которому, 50% стоимости договорного объема потребления электрической энергии в месяце, за который осуществляется плата, вносится до 12-го числа этого месяца, фактически потребленная в истекшем месяце электрическая энергия (мощность) с учетом средств, ранее внесенных в качестве оплаты за электрическую энергию (мощность) в расчетном периоде, оплачивается в срок до 12-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25.12.2012 N 251-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на 2013 год" были утверждены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Тамбовской области в двух вариантах: одноставочном и двухставочном. Энергопринимающие устройства ЗАО "Агротехмаш-Т" присоединены к объектам электросетевого хозяйства ОАО "Тамбовмаш", о чем свидетельствует акт разграничения балансовой принадлежности электросети и эксплуатационной ответственности сторон от 04.03.2013.
В свою очередь, объекты электросетевого хозяйства ОАО "Тамбовмаш" присоединены к энергетическим установкам производителя электрической энергии (ОАО "Квадра"), что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности электросети и эксплуатационной ответственности сторон от 23.01.2007 г., подписанным между филиалом ОАО "Квадра" - "Восточная генерация" и ОАО "Тамбовмаш". Таким образом, сети ЗАО "Агротехмаш-Т" опосредованно, через лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии, подключены к энергетическим установкам производителя электрической энергии.
Впоследствии, между ОАО "Тамбовмаш" и ОАО "Тамбовские коммунальные системы" 01.08.2013 был заключен договор аренды имущества N 116-2013/08-061, согласно которому ОАО "Тамбовмаш" передал в аренду ОАО "Тамбовские коммунальные системы" принадлежащие ОАО "Тамбовмаш" кабельные линии.
То есть объекты электросетевого хозяйства ЗАО "Агротехмаш-Т" с 01.08.2013 перестали быть опосредованно подключенными к сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии.
Письмом от 30.10.2013 исх. N 130-06/2749 Ответчик уведомил Истца о наличии между ОАО "Тамбовмаш" и ОАО "Тамбовские коммунальные системы" заключенного договора аренды имущества N 116-2013/08-061 от 01.08.2013, указав на то, что расчеты за услуги по передаче электрической энергии ЗАО "Агротехмаш-Т", резервное питание которого осуществляется через энергопринимающие устройства ОАО "Тамбовмаш", с 01.08.2013 должны производиться по диапазону напряжения СН2.
ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" поставило в интересах ЗАО "Агротехмаш-Т" (потребителя Ответчика) электрическую энергию (мощность) за период с января 2013 по август 2013 на сумму 330 221 руб., 45 коп., что подтверждается корректировочными актами N Т0001405 от 29.10.2013, N Т0001406 от 29.10.2013, N Т0001407 от 29.10.2013, N Т0001408 от 29.10.2013, N Т0001409 от 29.10.2013, N Т0001410 от 29.10.2013, N Т0001411 от 29.10.2013.
На оплату выставлены счета-фактуры N Т0036505/1 от 29.10.2013, N Т0036506/1 от 29.10.2013, N Т0036507/1 от 29.10.2013, N Т0036508/1 от 29.10.2013, N Т0036509/1 от 29.10.2013, N Т0036510/1 от 29.10.2013, N Т0036511/1 от 29.10.2013.
За период с января 2013 по август 2013 ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" произвело оплату в размере 239 075 руб., 77 коп. Задолженность за январь 2013 - август 2013 в размере 91 145 руб., 68 коп. ответчиком не оплачена.
24.11.2014 истец направил в адрес ответчика претензию исх. N 006/1437, в которой просил в срок до 28.11.2014 уплатить образовавшуюся задолженность в размере 91 145 руб., 68 коп. за период с января 2013 по август 2013, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 7 811 руб., 94 коп.
Ссылаясь на то, что задолженность не была погашена, ОАО "ТОСК" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
В силу пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат: цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Согласно пункту 3 статьи 24 Федерального закона "Об электроэнергетике" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2011 N 1178 (Основы ценообразования) также предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая: единые (котловые) тарифы; тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя.
Указанные цены (тарифы) устанавливаются в отношении сетевых организаций, соответствующих критериям отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, согласно приложению N 3.
Вышеуказанные нормы законодательства императивно устанавливают, что при оплате услуг по передаче электроэнергии должны применяться только цены (тарифы), установленные уполномоченными органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в соответствии с требованиями методических указаний, утвержденных Федеральной службой по тарифам.
В пункте 55 Методических указаний, разработанных в соответствии с Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования, предусмотрены особенности оплаты услуг по передаче электрической энергии для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, которые должны учитываться регулирующим органом при утверждении тарифов.
Так, согласно указанному пункту Методических указаний, для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, регулирующий орган устанавливает тарифы с учетом следующих особенностей оплаты услуг по передаче электрической энергии.
В случае, если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 10.02.2011 по делу N ВАС-14764/10, из пункта 55 Методических указаний следует, что опосредованно присоединенные к сетям сетевых компаний потребители оплачивают услуги по передаче электрической энергии не в полном размере, а только в части ставки за содержание сетей.
Таким образом, обеспечивается баланс экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, что является одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики, закрепленных в статье 6 Закона об электроэнергетике.
При этом опосредованно присоединенный потребитель оплачивает только одну из составляющих тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а сетевая компания получает возмещение условно-постоянных расходов на содержание сетей, которые она несет независимо от объема фактически переданной электрической энергии.
Исходя из вышеизложенного, опосредованно присоединенный к сетям сетевых компаний потребитель, оплачивая только одну из составляющих тарифа на услуги по передаче электрической энергии (в части ставки за содержание сетей), не должен оплачивать услуги по передаче электрической энергии в части ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии.
В соответствии с абзацем 1 пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной службой по тарифам дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения на долгосрочный период или очередной год.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают единые (котловые) тарифы, а также иные тарифы в соответствии с регламентом, утверждаемым Федеральной службой по тарифам.
Согласно пункту 81 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей в спорный период) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях; одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях.
Потребители электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, оплачивают услуги по передаче электрической энергии с учетом следующих особенностей: расходы на содержание электрических сетей оплачиваются в полном объеме; нормативные потери оплачиваются только в части объемов электрической энергии, не обеспеченных выработкой электрической энергии соответствующей электрической станцией.
При расчете и применении тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается наиболее высокий уровень напряжения, на котором энергетические установки производителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации (абзац 2 пункта 81 Основ ценообразования).
В Тамбовской области органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии, является Управление по государственному регулированию тарифов Тамбовской области.
Приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.05.2012 N 47-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на второе полугодие 2012 года" были утверждены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Тамбовской области, в том числе для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к энергетическим установкам производителя электрической энергии - ОАО "Квадра".
С 2013 года действует аналогичный приказ Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25.12.2012 N 251-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на 2013 год", которым установлены одновременно одноставочные и двухставочные единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям для группы "прочие потребители" в рамках предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФСТ России на соответствующий период регулирования.
Согласно Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в случае если стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении, то предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по четвертой или шестой ценовым категориям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 N 750 также конкретизирован пункт 97 Основных положений функционирования розничных рынков. В абзаце двадцатом пункта 97 императивно закреплено, что опосредованно присоединенные потребители выбирают между четвертой и шестой ценовыми категориями. При этом в случае отсутствия уведомления потребителя о выборе четвертой или шестой ценовой категории для расчетов за электрическую энергию (мощность) в отношении указанных потребителей (покупателей) применяется четвертая ценовая категория.
Таким образом, согласно действующему законодательству услуги по передаче электроэнергии, оказанные опосредованно присоединенным потребителям, оплачиваются только по двухставочным тарифам, конечная стоимость электрической энергии должна определяться в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на электроэнергию, рассчитанных по четвертой или по шестой ценовым категориям.
Факт поставки электрической энергии в спорный период подтверждается актами N Т0001405 от 29.10.2013, N Т0001406 от 29.10.2013, N Т0001407 от 29.10.2013, N Т0001408 от 29.10.2013, N Т0001409 от 29.10.2013, N Т0001410 от 29.10.2013, N Т0001411 от 29.10.2013 и ответчиком оспорен не был.
ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания", возражая против исковых требований, указывал на то, что применение двухставочного тарифа при расчете задолженности за поставленную электроэнергию незаконно.
Доводы ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" о применении к нему в спорный период одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии суд первой инстанции счел несостоятельными и оценил их с учетом положений п. 6 Правил недискриминационного доступа, п. 55 Методических указаний, абз. 20 п. 81 Основ ценообразования, приказов Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.05.2012 47-э, от 25.12.2012 251-э, от 20.12.2013 N 260-э.
Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1178 от 29.12.2011 определено, что цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении группы потребителей "прочие" устанавливаются одновременно в 2 вариантах: - двухставочный тариф; - одноставочный тариф.
При этом для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, установлен следующий порядок оплаты данных услуг: - расходы на содержание электрических сетей оплачиваются в полном объеме; - нормативные потери оплачиваются только в части объемов электрической энергии, не обеспеченных выработкой электрической энергии соответствующей электрической станцией; - при расчете и применении тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается наиболее высокий уровень напряжения, на котором энергетические установки производителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации.
В силу пункта 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 г. N 20-э/2 в случае если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня.
Управление по регулированию тарифов Тамбовской области в письме от 30.01.2013 N 02-16/263 указало, что на территории Тамбовской области к потребителям, энергопринимающие устройства которых присоединены к сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии при оплате услуг в 2013 году применяется ставка тарифа, указанная в строке 2.2.1 в диапазоне напряжения ВН приложения к приказу Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25.12.2012 N 251-э, то есть ставка двухставочного тарифа.
Согласно Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в случае если стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении, то предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по четвертой или шестой ценовым категориям.
В силу п. 97 Основных положений применение первой ценовой категории для осуществления расчетов между истцом и ответчиком невозможно, а применение двухставочного тарифа в силу вышеуказанного не требует согласия сторон по договору и подлежит применению независимо от внесения изменений в договор энергоснабжения.
Таким образом, применение ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" при расчетах с ответчиком по настоящему договору за поставленную электрическую энергию (мощность) четвертой ценовой категории согласно ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ не требует согласия сторон публичного договора энергоснабжения N 1433/09 от 01.11.2011, не зависит от воли сторон и подлежит применению независимо от внесения изменений в договор.
Согласно ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания", заключив с ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" договор, предусмотрело в нем порядок определения цены за электрическую энергию и мощность, приобретаемую последним. Так, согласно пункту 5.7. договора, нерегулируемая цена на момент заключения договора определялась истцом не произвольно, а в соответствии с пунктами 109, 110 Правил N 530 и публиковалась на сайте истца по адресу www.tosk.tmb.ru.
Законом не установлен запрет на определение энергосбытовой организацией свободных нерегулируемых цен тождественными нерегулируемым ценам, применяемым гарантирующим поставщиком в рамках предельных уровней нерегулируемых цен.
В связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации N 442 от 04.05.2012 применяемое ранее сторонами Постановление Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006 утратило силу.
Само по себе понятие ценовой категории было введено Основными положениями N 442. Учитывая, что сторонами договора оговорен порядок определения нерегулируемой цены, которая на момент его заключения рассчитывалась и применялась в соответствии с пунктами 109 и 110 раздела "VII. Порядок определения и применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) и структура нерегулируемых цен", истец обоснованно в спорный период применял цену, рассчитанную в соответствии с нормами аналогичного раздела Постановления Правительства Российской Федерации N 442 - раздела "V.
В момент заключения спорного договора стороны, несмотря на статус истца (гарантирующий поставщик либо энергосбытовая организация), в пунктах 5.7 и 8.6 договора согласовали порядок определения стоимости электрической энергии исходя из цены гарантирующего поставщика, добровольно приняв на себя обязательства руководствоваться и применять при его исполнении именно те нормы, на которые ссылался истец в своем исковом заявлении (п. 97 Основных положений и др.).
Таким образом, применение ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" в расчетах с ответчиком цены электрической энергии (мощности), тождественной применяемой ОАО "ТОСК" в качестве гарантирующего поставщика нерегулируемой цене, определенной за спорный период согласно требованиям Основных положений (п. 97), соответствует действующему законодательству Российской Федерации и условиям договора.
Верховный суд Российской Федерации и по делу N А72-6642/2013 в Определении от 06.03.2015. Верховный суд Российской Федерации указал, что потребителям электроэнергии присоединенных к шинам генераторов, право выбора тарифа фактически не предоставлено, поскольку единые котловые тарифы та услуги по передаче электроэнергии, используемые в расчетах между истцам и ответчиком, установлены таким образом, что ставка на содержание электрических сетей выделена только в составе двухставочного тарифа, одноставочный тариф такого выделения не содержит, в связи с чем, применение одноставочного котлового тарифа не допускается. Цена услуг по передаче электроэнергии для потребителей на генераторном напряжении определена законодательством однозначно.
Согласно определению Верховного суда Российской Федерации от 08.05.2015 по делу N А14-9373/2013 потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии (потребители на генераторном напряжении), оплачивают услуги только в части ставки на содержание сетей (пункт 55 Методических указаний N 20-э/2). Правила расчета тарифов на услуги по передаче электроэнергии урегулированы в разделе VIII Методических указаний N 20-э/2, в соответствии с которым ставка на содержание сетей двухставочного тарифа определяется, исходя из величины заявленной мощности потребителей и устанавливается в расчете на мегаватт в месяц. Заявленная мощность учитывается с учетом заявленной мощности опосредованно присоединенных к электросети потребителей. Из указанных правовых норм следует, что возможность выбора тарифа на услуги по передаче электроэнергии предопределятся условиями технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя. Потребители на генераторном напряжении должны оплачивать эти услуги по ставке на содержание сетей, которая устанавливается исключительно в двухставочном тарифе.
Довод ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" о том, что передача ОАО "Тамбовмаш" с 01.08.13 в аренду ОАО "ТКС" своих объектов электросетевого хозяйства не изменило в спорном периоде статус ЗАО "Агротехмаш" при резервном питании как потребителя, энергопринимающие устройства которого присоединены к электрическим сетям сетевой организации (ОАО "МРСК Центра) через энергетические установки производителя электрической энергии (ОАО "Квадра") был рассмотрен и правомерно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (Правила) сетевыми организациями являются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Порядок заключения, исполнения и существенные условия таких договоров установлены Правилами.
На основании пункта 8 Правил в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (смежные сетевые организации).
В соответствии с пунктом 34 Правил по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии.
Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с пунктом 41 Правил.
С учетом фактически сложившихся отношений сторон и законодательного регулирования сходных отношений нельзя признать обоснованными возражения ответчика о том, что ОАО "Тамбовские коммунальные системы" не является смежной сетевой организацией по отношению к ОАО "МРСК Центра" и с учетом пункта 6 Правил лишь является владельцем сетей, который не вправе препятствовать перетоку электрической энергии.
Без участков сетей и оборудования, которые арендует ОАО "Тамбовские коммунальные системы", доставить электрическую энергию до конечных потребителей невозможно. Непосредственно в сеть таким потребителям электрическую энергию передает ОАО "Тамбовские коммунальные системы", одновременно оказывая услуги по передаче электроэнергии смежной сетевой организации - ОАО "МРСК Центра".
Вышеизложенное опровергает утверждение Ответчика о том, что ОАО "ТКС" не обладает статусом сетевой организации по арендованным у ОАО "Тамбовмаш" объектам электросетевого хозяйства в связи с отсутствием установленного индивидуального тарифа на передачу электрической энергии в спорный период по данному участку сетей.
Иск в части суммы 91 145 руб., 68 коп. основного долга материалами дела подтвержден и правомерно удовлетворен судом первой инстанции.
Учитывая то обстоятельство, что со стороны ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" была просрочка исполнения обязательства по оплате полученной от истца электроэнергии, положения статьи 395 ГК РФ, разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 13/14 от 08.10.1998 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами", арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 13.11.2013 по 21.11.2014 в сумме 7 811 руб., 94 коп. исходя из размера банковского процента 8,25% годовых на дату подачи рассматриваемого искового заявления.
ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" контррасчет суммы процентов в материалы дела не представило.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Доказательства по настоящему делу судом первой инстанции оценены правильно, нарушений статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допущено. Оснований для иной оценки собранных доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют возражения ответчика на иск, рассмотренные и отклоненные судом первой инстанции по изложенным выше основаниям.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.05.2015 по делу N А64-7898/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
Л.А. Колянчикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7898/2014
Истец: ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания"
Ответчик: ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания"
Третье лицо: ЗАО "Агротехмаш-Т"