г. Москва |
|
25 августа 2015 г. |
Дело N А41-45892/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коновалова С.А., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области: Емельянова В.Ю. по доверенности N 03 от 12.01.15;
от закрытого акционерного общества "Авангард-Центр": Резниченко В.А. по доверенности N 7/2015 от 25.06.15; Медянцева О.П. по доверенности N 5 от 29.12.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05 июня 2015 года по делу N А41-45892/14, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области к закрытому акционерному обществу "Авангард-Центр" о взыскании задолженности по арендной плате, расторжении договора аренды,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к закрытому акционерному обществу (ЗАО) "Авангард-Центр" о взыскании задолженности по арендной плате за период с 16.12.09 по 30.06.14 в сумме 41 819 838 рублей 26 копеек, а также пени за период с 16.12.09 по 30.06.14 в сумме 10 544 850 рублей 45 копеек, всего 52 364 688 рублей 71 копейка (т. 1, л.д. 3-6).
Иск заявлен на основании статей 309, 310, 614, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил взыскать с ЗАО "Авангард-Центр" задолженность по арендной плате за период с 16.12.09 по 25.12.14 в сумме 46 754 633 рубля 70 копеек, пени за период с 16.12.09 по 25.12.14 в сумме 14 247 495 рублей 17 копеек, а всего - 61 002 128 рублей 87 копеек (т. 1. л.д. 118-119).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 июня 2015 года с ЗАО "Авангард-Центр" в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области были взысканы пени за несвоевременное внесение арендных платежей по Договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и используемого для ведения предпринимательской деятельности, от 31.08.04 N 21057-Z по состоянию на 25.12.14 в размере 626 906 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано (т. 1, л.д. 162-165).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела (т. 2, л.д. 2-5).
В судебном заседании апелляционного суда представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представители ЗАО "Авангард-Центр" возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 20.08.04 Министерством имущественных отношений Московской области было издано распоряжение N 543 "О переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования общества с ограниченной ответственностью "Авангард-Центр" на земельный участок, находящийся в государственной собственности, на право аренды" (т. 1, л.д. 34).
Во исполнение указанного распоряжения 31.08.04 между Министерством имущественных отношений Московской области (Арендодатель) и ЗАО "Авангард-Центр" (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и используемого для ведения предпринимательской деятельности, N 21057-Z, по условиям которого Арендатору в аренду сроком на 49 лет с 01.06.04 по 31.05.53 был предоставлен земельный участок общей площадью 77 000 кв.м., кадастровый номер: 50:20:0040603:0001, категория земель: земли поселений, расположенный по адресу: Московская область. Одинцовский район, Успенский с/о, в районе с. Успенское, в целях жилищного строительства (т. 1, л.д. 35-41).
Дополнительным соглашением от 06.07.06 к названному договору аренды, был изменен порядок расчета арендной платы, которая стала исчисляться по следующей формуле: Апл = Аб x Кд x Пкд x Км x S, где:
Аб - базовый размер арендной платы;
Кд - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;
Пкд - корректирующий коэффициент;
Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования;
S - площадь арендуемого земельного участка (т. 1, л.д. 49-54).
Также дополнительным соглашением предусматривалось, что арендная плата вносится арендатором в полном объеме до 15 числа последнего месяца соответствующего квартала.
При этом размер арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в случае изменения административно-территориального устройства Московской области, изменения (введения) базового размера арендной платы, коэффициентов к базовым размерам арендной платы, в случае перевода земельного участка из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, баз согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в договор. Стороны считают размер арендной платы измененным со дня введения нового базового размера арендной платы, коэффициентов к базовым размерам арендной платы, а также в даты принятия соответствующего распорядительного акта об изменении административно-территориального устройства Московской области, об изменении категории (разрешенного использования) земельного участка. Исчисление и уплата Арендатором арендной платы осуществляется на основании письменного уведомления об изменении арендной платы, направленного арендатору.
В соответствии с пунктом 5.2 договора аренды (в редакции дополнительного соглашения) за нарушение срока внесения арендной платы по договору, в том числе в связи с неправильным исчислением арендной платы, Арендатор уплачивает Арендодателю неустойку в размере 0,05% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
Дополнительным соглашением N 2 от 07.07.09 к договору аренды N 21057-Z от 31.08.04 права и обязанности Арендодателя по договору перешли от Министерства имущественных отношений Московской области к Комитету по управлению имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области (т. 1, л.д. 58).
ЗАО "Авангард-Центр" принятые на себя обязательства по внесению арендных платежей исполняло ненадлежащим образом, в результате чего за ним образовалась задолженность за период с 16.12.09 по 25.12.14 в сумме 46 754 633 рубля 70 копеек, наличие которой послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции применил срок исковой давности, а также указал, что задолженность по арендным платежам отсутствует.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Дополнительным соглашением от 06.07.06 к договору аренды земельного участка N 21057-Z от 31.08.04 стороны установили, что арендная плата должна рассчитываться по формуле, установленной Законом Московской области N 23/96-ОЗ от 07.06.96 "О регулировании земельных отношений в Московской области" (т. 1, л.д. 49-54).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 73 от 17.11.11 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Пунктом 19 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации закреплено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как указывалось выше, земельный участок с кадастровым номером 50:20:0040603:0001 был предоставлен ЗАО "Авангард-Центр" в аренду в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области N 543 от 20.08.04 (т. 1, л.д. 34).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.01 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорной задолженности) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2013 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах:
двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Аналогичное положение закреплено в пункте 2.1. статьи 14 Закона Московской области N 23/96-ОЗ от 07.06.96 "О регулировании земельных отношений в Московской области", согласно которому в случае переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков арендная плата определяется в размере:
двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 октября 2014 года по делу N А41-38787/14, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2014 года и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 апреля 2015 года, были внесены изменения в Приложение N 2 (Порядок расчета арендной платы) к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и используемого для ведения предпринимательской деятельности N 21057-Z от 31.08.04 (земельный участок общей площадью 77 000 кв.м., с кадастровым номером 50:20:004 0603:0001, категория земель "земли населенных пунктов" для жилищного строительства, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Успенский с/о, в районе с. Успенское), а именно Приложение N 2 к Договору аренды N 21057-Z от 31.08.04 было изложено в следующей редакции: "Размер арендной платы за Земельный участок определяется в соответствии с пунктом 2.1) статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" и составляет два процента кадастровой стоимости арендуемого Земельного участка. При этом размер арендной платы не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении Земельного участка" (т. 1, л.д. 88-104).
В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, на основании вступивших в законную силу судебных актов по делу N А41-38787/14 размер арендной платы по договору N 21057-Z от 31.08.04 должен рассчитываться как два процента кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:20:0040603:0001 в соответствии с Законом Московской области N 23/96-ОЗ от 07.06.96 "О регулировании земельных отношений в Московской области" в редакции от 31.12.09 и не должен превышать двойной ставки земельного налога на этот участок.
В обоснование исковых требований Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области указывает, что задолженность по арендным платежам возникла с 16.12.09 по 25.12.14.
Между тем, ответчик в суде первой инстанции заявил ходатайство о пропуске срока исковой давности (т. 1, л.д. 140-142).
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Из материалов дела следует, что Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области заявлено требование о взыскании основного долга за период с 16.12.09 по 25.12.14.
В дополнительном соглашении от 06.07.06 к договору аренды N 21057-Z от 31.08.04 установлено, что арендная плата вносится до 15 числа последнего месяца соответствующего квартала.
Таким образом, ответчик был обязан оплатить арендную плату по договору 16.12.09.
Согласно штампу канцелярии суда первой инстанции с настоящим иском Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области 29.07.14, то есть за пределами срока исковой давности для требований по взысканию задолженности за период до 29.07.11.
В силу пункта 8 статьи 14 Закона Московской области N 23/96-ОЗ от 07.06.96 исчисление арендной платы, в том числе и для ранее заключенных договоров аренды, с применением нового порядка определения размера арендной платы или с применением новых значений показателей (кадастровая стоимость земельного участка, коэффициент-дефлятор Кд, коэффициенты Пкд, Км, базовый размер арендной платы) осуществляется с 1 января года, следующего за годом вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего новый порядок определения размера арендной платы или новые значения показателей, за исключением случаев установления новых условий использования арендатором земельного участка или вида деятельности арендатора на земельном участке.
Кроме того, действующим законодательством установлен принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков (абзац 5 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.09 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации").
Таким образом, поскольку стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, стороны обязаны руководствоваться установленным размером арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому, независимо от предусмотренного договором порядка изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Применительно к рассматриваемому спору арендная плата в размере 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:20:0040603:0001 должна рассчитываться с 01.01.10.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 50:20:0040603:0001 от 06.02.13 его кадастровая стоимость составляла 581 520 940 рублей (т. 1, л.д. 131).
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 ноября 2014 года по делу N А41-32241/14, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2015 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:20:0040603:0001 была установлена с 01.01.14 в размере 393 460 577 рублей (т. 1, л.д. 109-110, 150-157).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительств.
Таким образом, размер арендной платы по договору N 21057-Z от 31.08.04 в 2013 году должен составлять 3 489 125 рублей 64 копейки (581 520 940 х 0,3% х 2), в 2014 году 2 360 763 рубля 46 копеек (393 460 577 х 0,3% х 2).
Арендная плата в 2011-2012 годах была установлена в соответствии с уведомлением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области N 7.1.18/406/2 от 19.02.14 в размере 1 585 430 рублей (т. 1, л.д. 59).
С учетом срока исковой давности задолженность ЗАО "Авангард-Центр" по арендным платежам по договору аренды N 21057-Z от 31.08.04 за период с 29.07.11 по 25.12.14 составляет 8 228 034 рубля 10 копеек.
Согласно контррасчету истца арендная плата за спорный период была внесена им в 2014 году в полном объеме, задолженности по арендной плате нет (т. 1, л.д. 143).
Факт внесения ЗАО "Авангард-Центр" арендных платежей, рассчитанных в размере двойной ставки земельного налога истцом не оспаривается.
Оснований для увеличения арендных платежей не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал во взыскании суммы основного долга.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 5.2 договора аренды N 21057-Z от 31.08.04 (в редакции дополнительного соглашения от 06.07.06) за нарушение срока внесения арендной платы по договору, в том числе в связи с неправильным исчислением арендной платы, Арендатор уплачивает Арендодателю неустойку в размере 0,05% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
Руководствуясь указанным положением, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области начислил ЗАО "Авангард-Центр" пени за период с 16.12.09 по 25.12.14 в сумме 14 247 495 рублей 17 копеек, исходя из суммы долга в размере 46 754 633 рубля 70 копеек (т. 1, л.д. 118-119).
Учитывая размер арендных платежей и период просрочки исполнения обязательств, тот факт, что уведомления об изменении размера арендной платы были получены ответчиком только 19.02.14, суд первой инстанции правомерно снизил размер неустойки, удовлетворив данные требования в части взыскания 626 906 рублей.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправомерности расчета арендной платы в размере 2% кадастровой стоимости арендуемого земельного участка и не превышающем двойной ставки земельного налога подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм материального права и направленный на оспаривание вступивших в законную силу судебных актов.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 05 июня 2015 года по делу N А41-45892/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-45892/2014
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района
Ответчик: ЗАО "Авангард-Центр"