г. Москва |
|
25 августа 2015 г. |
Дело N А40-163351/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Сазоновой Е.А., Юрковой Н.В. |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чумудовой Т.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Кашинское автотранспортное предприятие"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.05.2015 г.
по делу N А40-163351/14,
принятое судьей Бурмаковым И.Ю, (шифр судьи 48-1156),
по иску Открытого акционерного общества "Кашинское автотранспортное предприятие" (ОГРН 1026901660334, 171640, Тверская область, г. Кашин, Калязинское шоссе, д. 1)
к Российской федерации в лице Министерства финансов Российской федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г.Москва, ул. Ильинка, д.9, стр.1
и к Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области (ОГРН 1026900521230, 170008, Тверская область, г. Тверь, набережная реки Лазури, д. 20)
о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика(1): не явился, извещен,
от ответчика(2): не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Кашинское автотранспортное предприятие", с учетом уточнения требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в сумме 3 020 242 руб. 74 коп., а также с Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области за счет казны Тверской области в сумме 3 606 824 руб. 33 коп.
Решением суда от 18.05.2015 года в удовлетворении исковых требований ОАО "Кашинское автотранспортное предприятие" отказано.
ОАО "Кашинское автотранспортное предприятие" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, указав на несоответствие выводов, изложенных в решении суда фактическим обстоятельствам дела, и ненадлежащую оценку судом представленных по делу доказательств.
Министерство финансов России представило письменные пояснения, в которых считают доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционных инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
В обоснование заявленных требований истец указал, что являясь транспортной организацией, осуществляющей регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на платной основе в Кашинском, Бежецком, Кесовогорском районах Тверской области, оказал за период 2013 года услуги по перевозке граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте на основании единого социального проездного билета (ЕСПБ), в связи с чем понес убытки в виде не возмещенных расходов Российской федерации на перевозку льготных категорий граждан федерального регистра в сумме 3 020 242 руб.74 коп., а также убытков в виде некомпенсированных затрат Тверской области на перевозку льготных категорий граждан регионального регистра в сумме 3 606 824 руб. 33 коп..
Согласно пункту 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом и иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно ст. ст. ст. 3, 44, 63 названного Закона, меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация в силу пункта 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации приняла на себя и обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
Постановлением Администрации Тверской области от 16.05.2005 года N 32-па на территории Тверской области введен единый социальный проездной билет (ЕСПБ) и утверждены стоимость ЕСПБ, порядок их распространения среди населения Тверской области, а также утверждены перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение ЕСПБ, порядок компенсации транспортным предприятиям расходов, связанных с перевозкой льготных категорий граждан.
Постановлением Администрации Тверской области от 16.05.2005 года N 32-па на территории Тверской области введен единый социальный проездной билет (ЕСПБ) и утверждены стоимость ЕСПБ, порядок их распространения среди населения Тверской области, а также утверждены перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение ЕСПБ, порядок компенсации транспортным предприятиям расходов, связанных с перевозкой льготных категорий граждан.
Пунктом 3.3 вышеназванного постановления установлено, что размер компенсации за каждый ЕСПБ определяется как разница между стоимостью льготного проезда и стоимостью ЕСПБ, оплаченной гражданином. Размер компенсации по каждому муниципальному образованию определяется из расчета размера компенсации за каждый билет, умноженного на общее количество выданных ЕСПБ в муниципальном образовании.
Постановлением Правительства Тверской области от 16.10.2012 года N 609-пп "О государственной программе Тверской области "Социальная поддержка и защита населения Тверской области на 2013 - 2018 годы", действие льготы в виде единого социального проездного билета было продлено до 2018 года.
Согласно Постановления Администрации Тверской области от 16.05.2005 года N 32-па, ЕСПБ предоставляет право проезда на всех видах, на всех маршрутах наземного городского и пригородного транспорта общего пользования (кроме железнодорожного, водного и такси, включая маршруты), включенных в установленное расписание движения транспорта. Полная стоимость проезда одного пассажира по ЕСПБ в месяц на дачном пригородном маршруте устанавливается в размере полной стоимости проезда одного пассажира по ЕСПБ в соответствующем городском округе.
Пунктом 4 вышеназванного постановления, было утверждено Положение о порядке приобретения единого социального проездного билета для проезда в наземном городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме железнодорожного и такси) и компенсации расходов транспортным предприятиям по обеспечению равных условий предоставления транспортных услуг для отдельных категорий граждан.
Продажу ЕСПБ населению производят территориальные отделы социальной защиты населения через отделения связи ФГУП "Почта России".
Согласно пунктам 1.2 - 1.3 Раздела 1 "Общие положения" вышеуказанного Положения, правом приобретения ЕСПБ по цене 64 руб. обладают граждане, включенные в федеральный и региональный регистр лиц, имеющих право на получение социальной помощи. Льготники регионального регистра покупают ЕСПБ за счет ежемесячной денежной выплаты из бюджета Тверской области (Закон Тверской области от 29.12.2004 года N 80-30 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", Закон Тверской области от 29.12.2004 года N 84-30 "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу...").
Раздел 3 Положения представляет собой регламент перечисления компенсации транспортным предприятиям.
Постановление Администрации Тверской области от 16.05.2005 года N 32-па не дает представления о том, на основании чего была определена величина "полная стоимость льготного проезда". Указанная величина никак не связана с тарифами на проезд, с фактическими расходами транспортных предприятий. То, что она распределяется между перевозчиками пропорционально транспортной работе, то есть пробегу подвижного состава (пункт 3.8 Положения), позволяет отнести компенсацию, установленную Постановлением N 32-па, к субсидиям юридическим лицам на покрытие убытков (ст. ст. 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Функцию по перечислению компенсации транспортным предприятиям Администрация Тверской области возложила на территориальные отделы социальной защиты населения в муниципальных образованиях (пункт 3.7 Положения).
Пунктом 3.1 Положения, территориальным отделам социальной защиты населения предписывается выявить предприятия общественного транспорта, на которые распространяется действие ЕСПБ, в конкретном муниципальном образовании, и заключить с ними договоры на перечисление компенсации, предусмотренной Постановлением Администрации Тверской области от 16.05.2005 года N 32-па.
Частью второй пункта 3.2 Положения, территориальные отделы социальной защиты населения обязаны прописывать установленную Постановлением "полную стоимость льготного проезда" в договорах с предприятиями, осуществляющими перевозки граждан на основании ЕСПБ.
Согласно пункту 1 статьи 426 и пункту 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается (пункт 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации). ЕСПБ является публичным договором перевозки, поэтому истец как транспортная организация общего пользования обязан был предоставить льготникам право проезда на своем транспорте на основании ЕСПБ.
Как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законом N 122-ФЗ были изменены ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд.
С 01.01.2005 года предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату. Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
В соответствии со статьей 26.3 данного Федерального закона, полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
Из пункта 1 статьи 786, статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира и багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа. Если из закона, иных правовых актов вытекает, что коммерческая организация обязана осуществлять перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина, то такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Из пунктов 3.3, 3.8 Положения N 32-па следует, что компенсация определялась по каждому муниципальному образованию из расчета размера компенсации за каждый билет, умноженного на общее количество проездных билетов, выданных в муниципальном образовании, и впоследствии распределялась между перевозчиками на основании показателей фактической транспортной работы.
Размер компенсации за каждый билет определялся как разность между стоимостью льготного проезда и стоимостью проездного билета, оплаченной пассажиром.
Полная стоимость проезда одного пассажира по проездному билету в месяц указана в пункте 3.2 Положения N 32-па.
Таким образом, льготные пассажиры, покупая проездной билет, оплачивали часть его стоимости. Эта плата перечислялась перевозчикам. Оставшаяся часть полной стоимости проезда компенсирована перевозчикам (истцу в частности) из бюджета в виде компенсации выпадающих доходов.
Положение N 32-па являлось действующим нормативным правовым актом, установившим порядок компенсации, методику расчета и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчиков.
Поскольку субъектом были приняты соответствующие нормативные акты, предусматривающие формулу расчета подлежащей выплате компенсации лицам, осуществляющим перевозку пассажиров, имеющих право на льготы при оплате проезда, в отсутствие у истца доказательств иных убытков по смыслу статьи 15 Гражданского кодекса, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что расчет недополученной платы должен определяться в соответствии с указанными актами и предусмотренной в них формулой.
Как установлено, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство социальной защиты населения Тверской области исполнило свои обязанности по возмещению расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта, в связи чем оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно расчета убытков, порядка возмещения убытков уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.05.2015 г. по делу N А40-163351/14 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Открытого акционерного общества "Кашинское автотранспортное предприятие" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
Е.А.Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-163351/2014
Истец: ОАО "Кашинское автотранспортное предприятие", ОАО "Кашинское АТП"
Ответчик: Министерства социальной защиты населения Тверской области, Министерство финансов Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, РФ в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области, Тверская область в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области