г. Киров |
|
26 августа 2015 г. |
Дело N А82-14512/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой С.Г.
судей Малых Е.Г., Чернигиной Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Ярославской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.06.2015 по делу N А82-14512/2014, принятое судом в составе судьи Карташовой Н.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью "М-Инжиниринг" (ИНН: 7604172118, ОГРН: 1097604023659)
к Ярославской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (ИНН: 7604016214, ОГРН: 1027600691469), Департамента строительства Ярославской области (ИНН: 7604036179, ОГРН: 1027600685694), Правительства Ярославской области (ИНН: 7604003720, ОГРН: 1027600684308),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, казенное предприятие Ярославской области "Дирекция службы заказчика",
о взыскании 902 273 руб. 85 коп.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "М-Инжиниринг" (далее - истец, ООО "М-Инжиниринг") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области к Ярославской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений (далее - ответчик, Департамент имущественных и земельных отношений), Департамента строительства Ярославской области (далее - ответчик, Департамент строительства), Правительства Ярославской области (далее - ответчик, Правительство) с иском (с учетом уточнения) о взыскании 902 273 руб. 85 коп., в том числе 852 233 руб. 47 коп. основного долга, 29 359 руб. процентов, 20 681 руб. 38 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины, в порядке субсидиарной ответственности.
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 115, 309, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 03.06.2015 с Департамента имущественных и земельных отношений в пользу ООО "М-Инжиниринг" в порядке субсидиарной ответственности взыскана задолженность 902 273 руб. 85 коп.
Не согласившись с принятым решением, ответчик Департамент имущественных и земельных отношений обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик Департамент имущественных и земельных отношений указал, что при рассмотрении спора судом первой инстанции не были применены положения статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и доводы о том, что Департамент имущественных и земельных отношений не является надлежащим ответчиком по делу. Субсидиарную ответственность по обязательствам третьего лица несет Ярославская область в лице главного распорядителя бюджетных средств по отношению к основному должнику - Департаменту строительства Ярославской области. Осуществление Департаментом имущественных и земельных отношений полномочий собственника имущества третьего лица не является основанием для возложения на Департамент имущественных и земельных отношений субсидиарной ответственности по денежным обязательствам казенного предприятия. Кроме того, Департамент имущественных и земельных отношений не является ни стороной каких-либо договорных обязательств при строительстве концертно-зрелищного центра, ни стороной договора подряда, не осуществлял контроль за ходом выполнения подрядных работ и соблюдением подрядчиками своих обязательств по заключенному договору подряда.
Истец ООО "М-Инжиниринг" в отзыве на апелляционную жалобу указал, что судом правильно установлено, что учредителем предприятия и собственником его имущества является Ярославская область, а полномочия собственника имущества от имени Ярославской области осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений. Учитывая организационно-правовую форму должника, взыскание в субсидиарном порядке обусловлено не распределением денежных средств и не функциональной подчиненностью, а полномочиями собственника имущества казенного предприятия, которыми в рассматриваемой ситуации наделен Департамент имущественных и земельных отношений, являющийся надлежащим ответчиком по делу. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 03.06.2015 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей сторон.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
ООО "М-Инжиниринг" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к казенному предприятию Ярославской области "Дирекция службы заказчика" о взыскании 902 273 руб. 85 коп., в том числе 852 233 руб. 47 коп. задолженности за выполненные работы по договору от 30.03.2012 N 33/01/2012, 29 359 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 21.05.2013 по делу N А82-4730/2013 с казенного предприятия Ярославской области "Дирекция службы заказчика" в пользу ООО "М-Инжиниринг" взыскано 854 710 руб. - основного долга, 29 359 руб. - процентов за пользование чужими денежными средствами, всего 884 069 руб. 24 коп., а также 20 681 руб. - в возмещение расходов по уплате госпошлины.
В связи с неисполнением в добровольном порядке решения суда судом по заявлению взыскателя был выдан исполнительный лист серия АС N 005034386, который предъявлен взыскателем в Службу судебных приставов.
04.10.2013 Службой судебных приставов установлен факт отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный лист возвращается взыскателю).
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 04.10.2013 исполнительное производство N 57985/13/03/76 окончено, исполнительный лист возвращен взыскателю.
Поскольку у должника отсутствует имущество для взыскания по исполнительному листу, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно пункту 5 статьи 115 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
Пунктом 1 статьи 399 ГК РФ предусмотрено, что до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с применением субсидиарной ответственности, необходимо иметь в виду, что предусмотренный пунктом 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок предварительного обращения кредитора к основному должнику может считаться соблюденным, если кредитор предъявил последнему письменное требование и получил отказ должника в его удовлетворении либо не получил ответа на свое требование в разумный срок.
Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотрено возложение субсидиарной ответственности на Российскую Федерацию, субъекты РФ или муниципальные образования по обязательствам казенных предприятий только при недостаточности их имущества.
Оценив исследованные доказательства и обстоятельства настоящего спора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные истцом требования о взыскании долга подлежат удовлетворению с субсидиарного должника за счет средств казны Ярославской области.
При этом судом установлено, что требование к собственнику имущества казенного предприятия со стороны кредитора последовало после предъявления соответствующего требования к основному должнику, а также после принятия мер принудительного исполнения исполнительного документа, выданного судом, через службу судебных приставов.
Поскольку в материалы дела представлено постановление службы судебных приставов об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью исполнения исполнительного документа с основного должника, суд второй инстанции считает, что факт недостаточности имущества предприятия является подтвержденным. Данное обстоятельство является достаточным для предъявления требования к субсидиарному ответчику.
Являются несостоятельными указания Департамента имущественных и земельных отношений о неприменении судом статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанная норма бюджетного законодательства регулирует отношения, связанные с полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, а настоящий иск предъявлен к субъекту Российской Федерации как собственнику имущества созданного им казенного предприятия.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, сделанные судом первой инстанции в обжалуемом решении, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда первой инстанции, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция полагает, что судом первой инстанции спор разрешен согласно действующему законодательству, фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.06.2015 по делу N А82-14512/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
С.Г. Полякова |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-14512/2014
Истец: ООО " М-ИНЖИНИРИНГ"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, Департамент строительства Ярославской области, Правительство Ярославской области
Третье лицо: Казенное предприятие Ярославской области "Дирекция службы заказчика"