г. Вологда |
|
24 августа 2015 г. |
Дело N А52-2768/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 августа 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от налоговой инспекции Хурват Н.А. по доверенности от 61.01.2015, от общества Нуколова Н.Н. по доверенности от 20.04.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 18 мая 2015 года по делу N А52-2768/2015 (судья Родионова И.М.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СК Альянс" (ОГРН 1046000306659, ИНН 6027022228, место нахождения: 180014, город Псков, улица Н.Васильева, дом 87а ; далее - общество, ООО "СК Альянс") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области о признании незаконным решений от 13.03.2014 N 15-05/7970 (ОГРН 1046000330683, ИНН 6027022228, место нахождения: 180017, город Псков, улица Яна Фабрициуса, дом 2а; далее - налоговая инспекция, налоговый орган) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 15-05/35 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 8 065 947 руб.
Решением суда от 18 мая 2015 признано незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области N 15-05/7970 от 13.03.2014 в части уменьшения налога на добавленную стоимость, предъявленного обществом с ограниченной ответственностью "СК Альянс" к возмещению из бюджета за 3-й квартал 2013 года в размере 7 959 786 руб. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Налоговая инспекция не согласилась с решением суда и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части признания недействительным оспариваемого решения. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и на неправильное применение судом норм материального права. В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по НДС за 3-й квартал 2013 года, по результатам которой составлен акт проверки от 03.02.2014 N 15-05/41288 и приняты решения от 13.03.2014 N 15-05/7970 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 15-05/6 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость.
В соответствии с указанными решениями обществу уменьшен заявленный к возмещению налог на 8 131 679 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области от 20.05.2014 N 2.5-07/3709 решения налоговой инспекции оставлены без изменения.
Общество, частично не согласившись с решениями налоговой инспекции, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично, признав незаконным решение налоговой инспекции от 13.03.2014 N 15-05/7970 в части уменьшения НДС, предъявленного обществом к возмещению из бюджета за 3-й квартал 2013 года в размере 7 959 786 руб. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Налоговая инспекция не согласилась с решением суда в части признания незаконным оспариваемого решения.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть судебного акта и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в оспариваемой части в соответствии с частью 5 статьи 208 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 этого Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и перевозки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В связи с чем, условиями для произведения вычета налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам) являются: факт приобретения товаров (работ, услуг), принятие приобретенных товаров на учет (оприходование), наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров с указанием суммы налога на добавленную стоимость.
В данном случае по результатам проверки налоговая инспекция сделала вывод о неправомерном заявлении обществом налоговых вычетов по НДС, предъявленному обществом с ограниченной ответственностью "Комстройсервис" (далее - ООО "Комстройсервис") за выполненные работы по договору от 06.04.2012 на строительство жилых домов первой очереди в количестве 45 штук.
Согласно указанному договору сроки выполнения работ определены в следующем порядке: начало работ 06.04.2012, окончание работ 31.12.2013.
Пунктом 2.1 названного договора предусмотрено, что стоимость подлежащих выполнению генподрядчиком работ по строительству объектов определяется согласованными сторонами сметами, которые являются неотъемлемой частью договора (пункт 1 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации). Общая стоимость работ по строительству жилых домов, согласно локальным сметным расчетам, представленным ООО "СК Альянс", составила 42 846 335 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 6 535 882 руб.
Момент сдачи заказчику работ определяется договором и гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 5.1.8 договора общество обязалось осуществлять прием объемов выполненных работ с подписанием форм КС-2 и КС-3.
Пунктом 3.1 данного договора установлено, что оплата заказчиком фактически выполненных ООО "Комстройсервис" работ производится на основании счетов-фактур, актов выполненных работ (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ (форма КС-3) при выполнении 95% объема работ по каждому объекту. Приемка работ по акту приемки осуществляется без чистовой отделки (пункты 7.1 и 7.3 договора от 06.04.2012).
Согласно локальным сметным расчетам - строительные работы на каждом участке включают в себя: земляные работы (разработка траншей экскаватором, планировка площадей, устройство основания под фундаменты), монтаж фундамента (устройство железобетонных фундаментных плит, устройство гидроизоляции), возведение стен (кладка стен кирпичных наружных, монтаж стальных плинтусов из гнутого профиля, огрунтовка металлических поверхностей, устройство поясов в опалубке установка панелей перекрытий с опиранием, утепление покрытий плитами из минеральной ваты или перлита, облицовка стен, штукатурка фасадов, устройство перегородок) и кровли (устройство стропил, устройство кровель различных типов из металлочерепицы, наружная облицовка стен металлосайдингом, окраска стен масляными составами по дереву, покрытие проолифленной поверхности лаками, устройство желобов), установка окон и дверей, устройство полов, подвесных потолков, работы по внутренним санитарно - техническим устройствам (вентиляция, отопление, водоснабжение, канализация, электроснабжение), навес (в том числе устройство забора), по некоторым объектам предусмотрены работы по устройству крыльца (участки N 1, 34, 33, 32, 30, 29, 26, 17, 16, 15, 13а, 13, 12, 10, 5, За, 3, 38, 27, 35, 36, 20, 28,31а, 19,25, 23), по устройству балкона (участки N 37, 37а).
Помимо строительства жилых домов договором генерального подряда от 06.04.2012, заключенным обществом с ООО "Комстройсервис", предусмотрено выполнение работ по устройству дорог.
Согласно локальным сметным расчетам, представленным ООО "СК Альянс", общая стоимость работ составила 9 000 113 руб., том числе НДС в размере 1 372 899 руб.
В соответствии с локальным сметным расчетам на устройство дорог, строительные работы включают в себя планировку площадей, разработку грунта, устройство подстилающих и выравнивающих слоев из песка, устройство подстилающих и выравнивающих слоев из щебня, перевозку грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 тн.
Также в рамках договора от 06.04.2012 ООО "Комстройсервис" обязано выполнить работы по организации турбопереездов и благоустройство на сумму 761 348 руб. с учетом налога на добавленную стоимость в размере 116 138 руб.
Общество при проверке представило соответствующие акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, счета-фактуры, подтверждающие выполнение подрядчиком указанных выше работ.
Налоговой инспекцией по результатам проверки сделан вывод о неправомерном заявлении ООО "СК Альянс" налоговых вычетов по указанным работам.
При этом налоговая инспекция исходила из того, что обществом не оприходованы данные работы, поскольку затраты отражены им по счету 20, а не по счету 08, как следовало по мнению налогового органа.
Также налоговой инспекцией в присутствии представителя ООО "СК Альянс" Нуколова Н.Н., с письменного разрешения руководителя ООО "СК Альянс", при участии старшего оперуполномоченного УЭБ и ПК УМВД России по Псковской области Барканова Р.А. проведены осмотры жилых домов и строительной площадки, расположенных по адресу: Псковская область, Псковский район, Писковичская волость, по результатам которых составлены протоколы осмотра N 15-16/131 от 14.01.2014 и N 15-16/133 от 20.01.2014.
При проведении осмотра установлено, что указанные выше работы выполнены частично.
Кроме того, налоговым органом установлено, что акты о приемке выполненных работ по строительству жилых домов N 1, 2, 4, 4а, 5а, 6, 6а, 7а, 8, 8а, 11, 11а, 21, 21а не содержат номера и даты составления, а справки о стоимости выполненных работ составлены ранее срока выполнения работ; акты о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ по строительству жилых домов на участках N 3, 3а, 5, 10, 12, 13, 13а, 15, 16, 17, 26, 29, 30, 32, 33, 34, 37, 37а, 38 составлены ранее срока выполнениях работ.
На основании этого налоговый орган пришел к выводу о том, что представленные налогоплательщиком первичные документы содержат недостоверные сведения по объему выполненных работ.
Также, налоговая инспекция посчитала, что поскольку договором не предусмотрена поэтапная приемка работ заказчиком, вычет по налогу на добавленную стоимость, возможен только после принятия заказчиком результата работ в объеме, определенном в договоре.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с данными выводами налоговой инспекции.
Исходя из указанных выше норм, право на применение заказчиком налоговых вычетов при приобретении работ обуславливается фактом приемки и принятия к учету результатов выполненных работ безотносительно того, выделены ли в договоре этапы строительных работ, происходит ли переход от подрядчика к заказчику рисков случайной гибели или повреждения результатов работ, а также вне зависимости от факта окончания или степени законченности строительных работ.
Общество в подтверждении заявленных вычетов представило соответствующие первичные работы, подтверждающие выполнение работ в соответствии с заключенным договором.
Налоговая инспекция не оспаривает наличие реальных хозяйственных отношений по договору подряда между заявителем и ООО "Комстройсервис".
Представленные налогоплательщиком счета-фактуры ООО "Комстройсервис" в совокупности с договором генерального подряда от 06.04.2012, актами о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и справками о стоимости выполненных работ по форме N КС-3, позволяют сделать вывод об объеме строительно-монтажных работ по объектам капитального строительства, а также о том, по каким работам предъявлена спорная сумма НДС (даты, стоимость работ, суммы налога в указанных документах совпадают).
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Псковской области от 11.12.2014 по делу N А52-2933/2014 установлен факт исполнения 30.08.2013 генподрядчиком - ООО "Комстройсервис" обязательств по договору от 06.04.2014.
Суд первой инстанции обоснованно не принял в качестве доказательств протоколы осмотра от 14.01.2014 N 15-16/131 и от 20.01.2014N 15-16/133, поскольку в соответствии со статьей 92 НК РФ, действующей до 01.01.2015, осмотр территорий, помещений налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков), в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов, возможен был только при проведении выездной налоговой проверки.
Данная правовая позиция подтверждена в пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому в контексте действующего законодательного регулирования осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли), не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки.
Налоговым органом в данном случае проведена камеральная налоговая проверка.
Доводы налоговой инспекции о том, что им проводился осмотр предметов в соответствии со статьей 92 НК РФ, а именно строящихся домов, материалов, противоречат представленным актам осмотра, из которых следует, что налоговым органом фактически производился осмотр территорий - строительных площадок. При этом в протоколе не указано, что налоговым органом производился осмотр именно предметом и каких именно.
Кроме того, из актов осмотра невозможно определить, каким образом налоговым органом установлено частичное выполнение работ.
Необоснованны доводы налоговой инспекции о непринятии обществом на учет указанных выше работ, поскольку налоговым органом не оспаривается, что общество вело учет затрат на строительство жилых домов с целью их дальнейшей перепродажи на счете 20 "Основное производство".
Указанный счет предназначен для обобщения информации о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания данной организации. В частности, этот счет используется для учета затрат: по выпуску промышленной и сельскохозяйственной продукции; по выполнению строительно-монтажных, геологоразведочных и проектно-изыскательских работ; по оказанию услуг организаций транспорта и связи; по выполнению научно-исследовательских и конструкторских работ; по содержанию и ремонту автомобильных дорог и т.п.
Учитывая, что действующее налоговое законодательство Российской Федерации не ставит право налогоплательщика на получение налогового вычета в зависимость от каких-либо иных, прямо не предусмотренных условий, в частности, от условия учета затрат на конкретном счете плана счетов, суд первой инстанции правомерно посчитал, что ООО "СК Альянс" выполнены все условия применения налогового вычета по НДС, указанные в статье 172 НК РФ.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы налоговой инспекции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 18 мая 2015 года по делу N А52-2768/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-2768/2014
Истец: ООО "СК "Альянс"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России N1 по Псковской области
Третье лицо: Нуколов Никита Николаевич