г. Москва |
|
25 августа 2015 г. |
Дело N А40-92291/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Сазоновой Е.А.,
судей: Юрковой Н.В., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чумудовой Т.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.05.2015 г.
по делу N А40-92291/14, принятое судьей А.А. Комаровым (шифр судьи 156-784),
по иску Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1"
(ОГРН 1055406226237, 644037, Омск, Партизанская, д. 10)
к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
(ОГРН 1037700255284, 119160, г.Москва, ул. Знаменка, д.19)
Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
(ОГРН 1037550010519, 672027, Чита, ул. Ленинградская, д.100)
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от истца: Тугушева К.В. по доверенности от 01.01.2015 года,
от ответчика(1): Харламов А.В. по доверенности от 12.08.2015 года,
от ответчика(2): не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности в размере 809 067 руб. 82 коп. с учетом уточнений принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
От истца поступило заявление об отказе от иска в части требований к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, удовлетворенное судом первой инстанции в порядке п.4, ч.1, ст.150 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.05.2015 г. по делу N А40-92291/14 исковые требования были удовлетворены в полном объеме. Производство по делу в части требований к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации прекращено.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя ответчика 2, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что в период с февраля 2009 по апрель 2013 истец осуществлял поставку тепловой энергии в жилые помещения, находящихся в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Омск, ул. Красных Зорь, д. 148 (кв.49); ул. 9-я Линия, д. 195 (кв.кв. N N 1,48,60,72,79,84); ул. 9-я Линия, д. 193 (кв.кв.N N 1, 2, 6, 11, 12, 13, 14, 17, 25, 31, 41, 42, 44, 48, 49, 59,61, 62, 66, 67, 68, 71, 72, 73, 78, 79, 80, 83, 84, 85); ул. 3-я Линия, Д.161/А (кв.кв. NN 6, 12, 14,16,18, 21, 23, 24, 26, 41, 44, 45, 47, 50, 53,59,63,65,71,77,78,80); ул. Биофабрика, д. 15/1, кв. 32.
По правилам п.3 ст. 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно п.4 ст. 154 ЖК РФ в структуру платы за коммунальные услуги включается плата за отопление (теплоснабжение). При этом неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п.11 ст. 155 ЖК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 155 ЖК плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Как правильно установил суд первой инстанции, вышеуказанные жилые помещения находятся в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, актами приема-передачи квартир от 03.12.2009 к государственному контракту N 021209/1 от 02.12.2009, от 30.11.2009 к государственному контракту N 131109/6 от 13.11.2009, от 03.12.2009 к государственному контракту N 301109/4 от 30.11.2009, от 15.12.2009 к государственному контракту от 08.09.2009 N 080909/4 от 06.11.2009 к государственному контракту от 06.11.2009 N 061109/2, выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность собственника нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения и участвовать в расходах на содержание общего имущества многоквартирного дома в силу п. 1 ст. 158 ЖК РФ возникает перед управляющей организацией.
Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, и его приватизации, Министерство обороны РФ осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных сил РФ и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
По искам к Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации, являясь представителем, в силу положений п. 1 ст.125 ГК РФ и п.3 ст. 158 БК РФ выступает в суде в качестве ответчика не от собственного имени, а от имени субъекта Российской Федерации.
Отсутствие у ответчика договорных отношений с истцом не освобождает его от несения расходов по поставке тепловой энергии.
Таким образом, в отношении указанных квартир задолженность за потребленную тепловую энергию подлежит уплате ответчиком.
На основании изложенного, ссылка апелляционной жалобы ответчика о том, что договорные отношения между сторонами отсутствуют, следовательно, обязанность по уплате задолженности за отпущенную тепловую энергию на стороне ответчика не возникла, несостоятельна.
Как следует из материалов дела, в период с февраля 2009 г. по апрель 2013 г. истец осуществил поставку тепловой энергии в квартиры, которые принадлежат ответчику по указанным государственным контрактам, что подтверждается материалами дела.
Ответчиком обязанность по оплате поставленной тепловой энергии за указанный период не исполнена.
Согласно представленному истцом расчету, сумма задолженности ответчика за указанный период составила 809 067 руб. 82 коп.
Ответчик указанный расчет документально не опровергли, своего расчета не представили.
Поскольку в силу ст. 309-310 ГК РФ обязательства должны исполняться в соответствии с условиями договора и требованиями закона и односторонний отказ от исполнения обязательств или их изменение не допустимы, и доказательств погашения образовавшейся задолженности ответчиком не представлено, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что требование истца о взыскании 809 067 руб. 82 коп. задолженности за поставленную тепловую энергию законно, доказано и подлежит удовлетворению.
Довод ответчика о том, что истцом не доказан факт принадлежности квартир к собственности РФ в лице Минобороны РФ ввиду непредставления свидетельств о праве, правомерно отклонен судом первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав.
При этом свидетельство о государственной регистрации прав оформляется только в форме документа на бумажном носителе.
Кроме того, самим ответчиком в материалы дела представлены письма и приказы, изданные ответчиком (Министерством обороны РФ), в которых также указано на принадлежность квартир к собственности РФ в лице Минобороны РФ.
Указание Минобороны РФ на передачу спорных квартир от Минобороны РФ к Омской КЭЧ района Минобороны РФ подтверждено приказами Минобороны РФ, однако согласно имеющимся сведениям на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ деятельность ФГУ "Омская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ прекратило свою деятельность 26.09.2011 в связи с реорганизацией в форме присоединения, о чем в Едином государственном реестре юридических лиц внесена запись.
Ссылка апелляционной жалобы Министерства обороны РФ о том, что в данном споре оно является ненадлежащим ответчиком, несостоятельна.
Как усматривается из материалов дела, вышеуказанные жилые помещения приобретены по государственным контрактам в собственность Российской Федерации.
Представителем покупателя являлось Министерство обороны РФ, а жилые помещения приобретались для обеспечения жильем военнослужащих, следовательно, Министерство обороны Российской Федерации является надлежащим ответчиком в настоящем споре.
Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абз.2 п. 5 совместного Постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснили, что в силу абз.5 п.1 ст.216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Доказательств зарегистрированного права за ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ" ответчиком не представлено.
Указание апелляционной жалобы ответчика на передачу спорных квартир гражданам по договорам социального найма несостоятельно, поскольку не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств передачи квартир гражданам ответчиком в материалы дела не представлено.
Согласно ст. 68 АПК РФ, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами не могут подтверждаться в арбитражному суде иными доказательствами.
В данном случае факт передачи квартир гражданам по договору социального найма могут быть подтверждены только договорами социального найма, оформленными и зарегистрированными в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделки с ним, а не ответом Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.05.2015 по делу N А40-92291/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Сазонова |
Судьи |
Н.В. Юркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-92291/2014
Истец: ОАО "ТГК N1", ОАО ТГК N11
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ, Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации