г. Пермь |
|
27 августа 2015 г. |
Дело N А60-15252/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Риб Л. Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
от заявителя (общество с ограниченной ответственностью "Комбинат общественного питания") (ОГРН 1116679005156, ИНН 6679003789): Сосновская М.В., доверенностm от 25.09.2014, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области) (ОГРН 1116659010291, ИНН 6678000016): Бессонова Е.А., доверенность от 19.01.2015, удостоверение;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Комбинат общественного питания"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 июня 2015 года
по делу N А60-15252/2015,
принятое судьей Ремезовой Н.И.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комбинат общественного питания"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Комбинат общественного питания" (далее - ООО "Комбинат общественного питания", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области (далее - Инспекция, административный орган) от 24.03.2015 N 05-04/3430/08519 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда от 08.06.2015 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным по характеру; полагает, что назначенный административный штраф в размере 40000 рублей не отвечает конституционным принципам соразмерности и справедливости назначения наказания.
Инспекция не согласна с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, решение суда считает законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.
В заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Инспекцией в отношении общества проведена проверка по вопросу полноты учета выручки денежных средств за период 01.01.2015 по 04.02.2015, в ходе которой установлены нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившиеся в несвоевременном и неполном оприходовании в кассу денежных средств.
Результаты проверки отражены в акте от 04.03.2015 (л.д.24-32) и послужили основанием для составления в отношении общества 16.03.2015 протокола об административном правонарушении (л.д. 33), по результатам рассмотрения которого совместно с другими материалами административного дела вынесено постановление от 24.03.2015 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 рублей (л.д. 33-44).
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции указал на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, не установил оснований для признания правонарушения малозначительным по характеру и нарушений порядка административного производства.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства предусмотрен Указаниями Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (далее - Указания).
Согласно п. 4.1, 5 Указаний кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002. Прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от лица, с которым заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера, проводится по приходным кассовым ордерам 0310001.
Пунктом 4.6 Указаний предусмотрено, что поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004.
Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002,
оформленному, соответственно, на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).
Согласно п. 5.2 Указаний приходный кассовый ордер 0310001 может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента).
Из материалов дела следует, что в ходе проверки выполнения ООО "Комбинат общественного питания" требований Указаний Банка России N 3210-У установлен факт несвоевременного оприходования в кассу обособленного подразделения юридического лица денежной наличности в размере 38450 рублей, поступившей в период 21.01.2015 - 22.01.2015 от осуществления деятельности по обеспечению питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий по адресу г. Екатеринбург, ул. Челюскинцев, д.90, а так же неоприходовании выручки денежных средств за 30.01.2015 в размере 100 рублей.
Установленные нарушения требований п. 4.6,5.1, 5.2,5.3 Указаний N 3210-У подтверждены документально, не оспариваются обществом, и свидетельствуют о наличии в действиях общества события административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как видно из оспариваемого постановления, вопрос вины заявителя исследован административным органом при рассмотрении административного дела, в тексте постановления данный вопрос отражен применительно к конкретным обстоятельствам дела и собранным доказательствам.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, что свидетельствует о виновности данного юридического лица в совершении вменяемого правонарушения.
Таким образом, состав административного правонарушения в действиях общества является доказанным.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Наказание назначено в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
На рассмотрение суда апелляционной инстанции подателем жалобы поставлен вопрос о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным по характеру согласно ст. 2.9 КоАП РФ и несоразмерности назначенного административного штрафа характеру и последствиям правонарушения.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, и в силу ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Объективной стороной вменяемого обществу правонарушения является несоблюдение установленного нормативными правовыми актами порядка в области финансовой (кассовой) дисциплины, которые должны носить устойчивый характер.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, по своей конструкции является формальным, поэтому наступление негативных последствий для других юридических лиц, общества и государства не является обязательным условием для применения этой статьи. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении правонарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении ООО "Комбинат общественного питания" к исполнению своих публично-правовых обязанностей, что создает угрозу общественным отношениям в сфере осуществления государством контроля за обращением денежной наличности, посягает на такие объекты публичных интересов, как устойчивость и стабильность денежной системы Российской Федерации.
Обстоятельств, которые свидетельствовали бы об исключительности случая вмененного заявителю административного правонарушения, что позволило бы признать его малозначительным, не установлено, такие обстоятельства, в нарушение ч. 1 ст. 65 АПК РФ подателем жалобы не подтверждены.
Таким образом, принимая во внимание степень общественной опасности совершенного правонарушения с учетом объекта посягательства, конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Административное наказание назначено обществу в минимальном размере, в пределах санкции вменяемой статьи, соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Ошибочно уплаченная при подаче апелляционной жалобы госпошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 июня 2015 года по делу N А60-15252/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комбинат общественного питания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Комбинат общественного питания" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 (Три тысячи) рублей, ошибочно уплаченную по платежному поручению N 1424 от 26.06.2015.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-15252/2015
Истец: ООО "КОМБИНАТ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 24 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ