г. Москва |
|
26 августа 2015 г. |
Дело N А41-25050/05 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Закутской С.А.,
судей Мизяк В.П., Миришова Э.С.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Магомадовой К. С.,
при участии в заседании:
от конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Служба единого заказчика жилищно-коммунального комплекса Муниципального образования "Воскресенский район" Тарасова Ю.С.: Тернов О.О., представитель по доверенности от 05.11.2014 г.;
от муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области": представитель не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" на определение Арбитражного суда Московской области от 15 июня 2015 года по делу N А41-25050/05, принятое судьей Зеньковой Е.Л., по заявлению муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" о предоставлении рассрочки исполнения судебного акта,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Московской области от 31.03.2010 по делу N А41-25050/05 должник - муниципальное унитарное предприятие "Служба единого заказчика жилищно-коммунального комплекса Муниципального образования "Воскресенский район" (МУП "СЕЗ ЖКК") признан несостоятельным (банкротом), в отношении последнего открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Тарасов Ю.С.
Сообщение о введении конкурсного производства в отношении МУП "СЕЗ ЖКК" опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 73 от 24.04.2010 г.
Определением Арбитражного суда Московской области от 10 октября 2013 года в конкурсную массу должника МУП "СЕЗ ЖКК" за счет казны Муниципального образования "Воскресенский муниципальный район" Московской области в лице Администрации Воскресенского муниципального района взыскано 359 324 978 руб. 97 коп.
На основании вышеуказанного определения выдан исполнительный лист серии АС N 006821164.
28 мая 2015 года МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения вышеуказанного судебного акта сроком до 25 апреля 2017 года, с ежемесячной выплатой 10 000 000 руб. в счет погашения задолженности, ссылаясь на ст.37 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Определением Арбитражного суда Московской области от 15 июня 2015 года в удовлетворении заявления МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило определение суда первой инстанции отменить, как вынесенное с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность определения суда проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание не явился представитель заявителя, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации о принятии апелляционной жалобы к производству на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (http://10aas.arbitr.ru/) и на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обращаясь в арбитражный суд с заявленными требованиями, МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" ссылалось на тот факт, что выделение дополнительных бюджетных ассигнований на полное исполнение исполнительного листа серии АС N 006821164 в 2015 году не представляется возможным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" требований, сослался на то, что нормами Бюджетного Кодекса предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, в целях своевременного исполнения судебных актов, в связи с чем Администрация имела возможность своевременно исполнить определение суда.
Кроме того, суд указал, что заявителем не представлено в материалы дела доказательств принятия им мер, направленных на исполнение судебного акта, в том числе, в рамках норм Бюджетного кодекса РФ.
Суд также посчитал, что предоставление рассрочки исполнения судебного акта сроком до 25 апреля 2017 года нарушит права и интересы взыскателя, поскольку прошло 1,5 года после вступления в законную силу судебного акта, однако определение суда до настоящего времени не исполнено.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая определение суда первой инстанции, указывает, что исполнительный лист на исполнение в финансовый орган Администрации Воскресенского муниципального района не поступал, при этом, по мнению заявителя, суд не принял во внимание, что согласно п. 5 и п.6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Учитывая вышеизложенное, Администрация ссылается на то, что выделение дополнительных бюджетных средств на единовременное погашение долга в рамках трехмесячного срока невозможно.
Представитель конкурсного управляющего в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя конкурсного управляющего должника, арбитражный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит конкретного перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Отсрочка или рассрочка исполнения судебного акта предоставляется должнику в исключительных случаях при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда и с учетом фактических обстоятельств дела. При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов как взыскателя, так и должника.
В позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О, указано на то, что основания для рассрочки исполнения судебного акта должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к исполнению решения суда.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств подлежит оценке в каждом конкретном случае с учетом того, что, исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в силу судебного акта должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности.
При оценке обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд должен исходить из необходимости достижения баланса интересов должника и взыскателя, в то же время, сопоставляя их с требованием действующего законодательства об обязательности судебных актов арбитражных судов в соответствии со ст. 16 АПК РФ.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на невозможность выделения в 2015 году дополнительных бюджетных ассигнований на полное исполнение судебного акта.
В силу норм Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе, в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, осуществляется в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.
Так, в силу п. 5 и п.6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Согласно п.1 ст. 217 Бюджетного кодекса РФ утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.
Таким образом, указанными нормами предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, в целях своевременного исполнения судебных актов, при этом законодатель не ставит исполнение исполнительного документа в зависимость от наличия в бюджете соответствующего года необходимых для этого средств.
Таким образом, после вынесения судебного акта в 2013 году Администрация должна была еще в 2013 году при утверждении сводной бюджетной росписи внести соответствующие изменения, однако такие действия не осуществлены Администрацией ни в 2013 году, ни в 2014 году.
Доказательств обратного суду не представлено.
Следовательно, ссылка заявителя в обоснование требования о предоставлении рассрочки исполнения судебного акта на ст.37 ФЗ "Об исполнительном производстве", неправомерна.
Заявителем не представлено в материалы дела доказательств принятия им мер, направленных на исполнение судебного акта, в том числе, соответствующих запросов на выделение дополнительных денежных средств на погашение долга.
Кроме того, арбитражный апелляционный суд отмечает, что при рассмотрении заявления о предоставлении рассрочки исполнения определения суду следует учитывать баланс интересов кредитора и должника.
Определение Арбитражного суда Московской области от 10 октября 2013 года вступило в законную силу 25 ноября 2013 года.
Между тем, по состоянию на июнь 2015 года определение не исполнено в полном объеме, что нарушает права кредиторов и не свидетельствует о добросовестности заявителя.
Доказательств невозможности исполнения судебного акта, а также доказательств принятия заявителем мер, направленных на его своевременное исполнение, МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" не представлено.
Также в нарушение ст. 65 АПК РФ МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" не представлены доказательства наличия у него возможности исполнения судебного акта до 25 апреля 2017 года с ежемесячной выплатой 10 000 000 руб. (согласно представленному графику).
В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие, что должник будет иметь возможность исполнить судебный акт именно в запрашиваемый период времени, а не в более короткие или длительные сроки. Приложенный к заявлению график рассрочки не обоснован никакими доказательствами.
В силу п. 3 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса.
Порядок исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию предусмотрен ст. 242.2 Бюджетного кодекса, согласно п. 4 которой для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Согласно положениям пункта 9 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично не исполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевого счета как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, является Федеральное казначейство согласно статье 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Заявителем соблюдено правило направления исполнительного листа именно в орган казначейства.
Таким образом, взыскателем обоснованно направлен исполнительный лист в отдел Управления Федерального казначейства по Московской области.
Принимая во внимание интересы взыскателя и конкурсных кредиторов, длительность неисполнения должником своих обязательств по погашению задолженности, что противоречит требованиям ст. 309 ГК РФ о надлежащем исполнении обязательств, отсутствие доказательств, гарантирующих наличие у должника возможности исполнения судебного акта сроком до 25 апреля 2017 года суд первой инстанции правомерно отказал МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" в предоставлении рассрочки исполнения определения Арбитражного суда Московской области от 10 октября 2013 года.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении заявления о рассрочке исполнения судебного акта выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ч. 4 ст. 272, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 15 июня 2015 года по делу N А41-25050/05 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Закутская |
Судьи |
В.П. Мизяк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25050/2005
Должник: КУ МУП "СЕЗ ЖКК МО "Воскресенский район" Кедров В. О., МУП "Служба единого заказчика жилищно-коммунального муниципального образования "Воскресенский район", МУП "Служба единого заказчика"г.Воскресенск., МУП СЕЗ
Кредитор: Администрация Воскресенского муниципального района Московской области, Арженухин Константин Владимирович, БМП КХ "Энергия", ГУП МО "Коммунальные системы Московской области", ГУП УОХ "Леоновское", ЗАО РЕГИОНАЛЬНЫЙ КРЕДИТ, ИП Ильин Николай Николаевич, Конкурсный управляющий МУП СЕЗ ЖКК Тарасов Ю. С., МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области", ООО "АЛЬБИОН ЛТД", ООО "Альфастрой", ООО "АльфаСтрой" г. Королев., ООО "ДИНП", ООО "Коллекторское агенство", ООО "Орион", ООО "ОРИОН" г. Москва, ООО "СвязьПромИнвест", ООО "Эконефтепром", ООО "Юртехстрой", УФНС России по МО, УФНС России по Московской области
Третье лицо: арбитражный управляющий Кедров В. О., БМП КХ ЭНЕРГИЯ, ГУП МО "КС МО", ГУП МО КОЛЕВ, ГУП УОХ Леоновское, ЗАО КОМПАНИЯ ОДИССЕЙ, ЗАО РЕГИОНАЛЬНЫЙ КРЕДИТ, ИФНС РОССИИ ПО Г. ВОСКРЕСЕНСКУ МО, К/У МУП "СЕЗ ЖКК" Тарасов Ю. С., КОНКУРСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ КЕДРОВ В. О., конкурсный управляющий МУП "СЕЗ ЖКК" Тарасов Юрий Сергеевич, ООО "Коллекторское агенство", ООО ДИНП, ООО ОРИОН, ООО СвязьПромИнвест, ООО Эконефтепром, ТАРАСОВ А. В.-К/У МУП ЖКХ-2, А/У Кедров В. О. СРО АУ НП "Сибирская гильдия ау", Администрация Воскресенского муниципального района Московской области, Гулаков Игорь Альбертович, ИФНС России по г. Воскресенску Московской области, Кедров В. О,, Ку Муп Сезжккмо Воскресенский р-н Тарасов Ю. с., МУП "СЕЗ ЖКХ", Мухина Е Г, НП "СГАУ", ООО "ДИНП", ООО "Коллекторское агентство", ООО "ЭкоНефтепром", Силкин Р. А. от МУ "Администрация Воскресенского муниц. р-на М. О.", Тарасов Ю. С., УФНС по МО, Целиков Д. В.
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11251/16
03.10.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17080/19
02.08.2019 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-15302/19
15.04.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-25050/05
10.07.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11251/16
12.04.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3032/18
01.03.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11251/16
23.10.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11455/17
10.10.2017 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13468/17
03.08.2017 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-12165/17
29.08.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11251/16
01.06.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5825/16
25.03.2016 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4252/16
26.08.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7217/15
23.06.2014 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-25050/05
22.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-7659/06
04.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-7659/06
25.12.2012 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-25050/05
28.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12674/12
17.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12674/12
11.05.2012 Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-7659/06
24.05.2010 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-25050/05
31.03.2010 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-25050/05