г. Хабаровск |
|
27 августа 2015 г. |
Дело N А73-6480/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Т.Д. Песковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от Отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 09.07.2015
по делу N А73-6480/2015
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Леоновым Д.В.
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к Отделу судебных приставов по Центральному району города Хабаровска
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края, заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, в соответствии с которым просит признать незаконными и отменить постановления Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска (далее - ОСП по Центральному району г. Хабаровска) от 29.04.2015, вынесенных в рамках исполнительных производств N N 21812/13/01/27, 23545/13/01/27, 24164/13/01/27, 26849/12/01/27, 23187/13/01/27, 23001/13/01/27, 23543/13/01/27, 23544/13/01/27, 21805/13/01/27, 21796/13/01/27, 21800/13/01/27 о наложении административного штрафа по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ в размере 50 000 рублей за каждое правонарушение.
Определением суда от 18.05.2015 по делу N А73-6364/2015 на основании статьи 130 АПК РФ выделено в отдельное производство требование о признании незаконным и отмене постановления от 29.04.2015, вынесенного в рамках исполнительного производства N 23001/13/01/27. Делу по выделенному требованию присвоен номер А73-6480/2015.
Решением суда первой инстанции от 09.07.2015 в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, Министерство ЖКХ Хабаровского края обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Министерство ЖКХ Хабаровского края, ОСП по Центральному району г. Хабаровска, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
ОСП по Центральному району г. Хабаровска отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 31.05.2013 судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска на основании исполнительного листа серии ВС N 026812758, выданного Центральным районным судом г. Хабаровска 04.04.2012 по делу N 2-1121/11 на основании решения от 15.09.2011, возбуждено исполнительное производство N 23001/13/01/27.
Согласно требованиям указанного исполнительного документа на должника - Министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность, предоставить Ждановой Татьяне Викторовне жилое помещение на условиях договора социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв.м., расположенной в городе Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края.
30.06.2014 постановлением о наложении административного штрафа Министерство ЖКХ Хабаровского края привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Не согласившись с вынесенным постановлением от 30.06.2014 Министерство ЖКХ Хабаровского края обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.
Вступившим в законную силу решением суда от 27.08.2014 по делу N А73-8976/2014 в удовлетворении требований Министерству ЖКХ Хабаровского края о признании незаконным и отмене постановления ОСП по Центральному району г. Хабаровска от 30.06.2014 о наложении административного штрафа, вынесенного в рамках исполнительного производства N 23001/13/01/27, отказано.
27.11.2014 постановлением о наложении административного штрафа Министерство ЖКХ Хабаровского края привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Не согласившись с вынесенным постановлением от 27.11.2014 Министерство ЖКХ Хабаровского края обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.
Вступившим в законную силу решением суда от 02.02.2015 по делу N А73-16097/2014 в удовлетворении требований Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным и отмене постановления ОСП по Центральному району г. Хабаровска от 27.11.2014 о наложении административного штрафа, вынесенного в рамках исполнительного производства N 23001/13/01/27, отказано.
29.04.2015 постановлением о наложении административного штрафа Министерство ЖКХ Хабаровского края привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Несогласие Министерства с вышеуказанным постановлением от 29.04.2015 о наложении административного штрафа явилось основанием для обращения в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве, Закон N 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 6 Закона об исполнительном производстве установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона РФ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Порядок исполнения содержащихся в исполнительных документах требований неимущественного характера регулируется главой 13 Закона об исполнительном производстве.
Статья 105 Закона об исполнительном производстве устанавливает общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а также указывает на возможные последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.
Согласно части 1 названной статьи в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Материалами дела установлено, что 31.05.2013 судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска на основании исполнительного листа серии ВС N 026812758, выданного Центральным районным судом г. Хабаровска 04.04.2012 по делу N 2-1121/11 на основании решения от 15.09.2011, возбуждено исполнительное производство N 23001/13/01/27.
Согласно требованиям указанного исполнительного документа на должника - Министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность, предоставить Ждановой Татьяне Викторовне жилое помещение на условиях договора социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв.м., расположенной в городе Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края.
30.06.2014 постановлением о наложении административного штрафа Министерство ЖКХ Хабаровского края привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Не согласившись с вынесенным постановлением от 30.06.2014 Министерство ЖКХ Хабаровского края обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.
Вступившим в законную силу решением суда от 27.08.2014 по делу N А73-8976/2014 в удовлетворении требований Министерству ЖКХ Хабаровского края о признании незаконным и отмене постановления ОСП по Центральному району г. Хабаровска от 30.06.2014 о наложении административного штрафа, вынесенного в рамках исполнительного производства N 23001/13/01/27, отказано.
27.11.2014 постановлением о наложении административного штрафа Министерство ЖКХ Хабаровского края привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Не согласившись с вынесенным постановлением от 27.11.2014 Министерство ЖКХ Хабаровского края обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.
Вступившим в законную силу решением суда от 02.02.2015 по делу N А73-16097/2014 в удовлетворении требований Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным и отмене постановления ОСП по Центральному району г. Хабаровска от 27.11.2014 о наложении административного штрафа, вынесенного в рамках исполнительного производства N 23001/13/01/27, отказано.
15.04.2015 Министерству ЖКХ Хабаровского края под штамп входящей корреспонденции было вручено требование N 27001/15/23001, согласно которому судебный пристав исполнитель требует в срок до 22.04.2015 исполнить решение суда. В требовании содержится предупреждение об административной и уголовной ответственности за неисполнение решения суда, также сообщается, что в случае неисполнения должником требований указанных в исполнительном документе 23.04.2015 в 10 часов 50 минут состоится рассмотрение вопроса о привлечении должника к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
23.04.2015 судебным приставом-исполнителем в отношении Министерства ЖКХ Хабаровского края составлен протокол N 000798/01 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ. На составление протокола представитель Министерства не явился, извещен надлежащим образом.
Протокол вручен Министерству ЖКХ Хабаровского края под штамп входящего 27.04.2015.
Определением от 23.04.2015 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении, определение вручено Министерству ЖКХ Хабаровского края под штамп входящего 27.04.2015.
29.04.2015 начальником ОСП по Центральному району г. Хабаровска Прохватиловым И.А., в отсутствие представителя, лица привлекаемого к ответственности, вынесено постановление о наложении административного штрафа на Министерство ЖКХ Хабаровского края по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в сумме 50 000 рублей, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Таким образом, как правильно признал суд первой инстанции, установленные по делу обстоятельства подтверждают доказанность в бездействии Министерства ЖКХ Хабаровского края события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися доказательствами.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае вина Министерства ЖКХ Хабаровского края установлена, поскольку юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению гражданину благоустроенного жилого помещения.
В материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих, что неисполнение заявителем требований исполнительных документов в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решений суда должнику было известно со дня вынесения соответствующих судебных актов. Отсутствие денежных средств и иных ресурсов, таких как свободное жилое помещение и эффективный механизм его приобретения для передачи взыскателю не может быть признан уважительной причиной неисполнения в течение длительного периода времени вступившего в законную силу судебного решения, на что неоднократно указывал в своих постановлениях Европейский суд по правам человека.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушения малозначительными и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Суд обоснованно отклонил довод Министерства о том, что требование исполнительного документа об обязании Министерства ЖКХ Хабаровского края предоставить гражданину благоустроенное жилое помещение, носит имущественный характер, в связи с чем привлечение Министерства к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ является незаконным.
В статье 105 Закона об исполнительном производстве раскрывается специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.
Таким образом, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), в данном случае исполнительным листом Центрального районного суда г. Хабаровска на должника возложена обязанность совершить определенные действия - предоставить гражданину жилое помещение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административных производств судом не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно признал оспариваемое постановление законным и обоснованным, отказав Министерству ЖКХ Хабаровского края в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.07.2015 по делу N А73-6480/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6480/2015
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: ОСП по Центральному району УФССП России по Хабаровскому краю, Отдел судебных приставов по Центральному району города Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю