г. Хабаровск |
|
24 августа 2015 г. |
А73-3884/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.,
судей Волковой М.О., Гричановской Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нелюбиной В.В.,
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "СамСтрой" (ОГРН 1052700270644): Косьяненко Валерии Анатольевны, представителя по доверенности от 03.07.2015 N 27АА0718932;
от Краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края" (ОГРН 1022700928172): Бубенщиковой Анастасии Сергеевны, представителя по доверенности от 01.07.2015 N 03/2089,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СамСтрой"
на решение от 15.06.2015
по делу N А73-3884/2015
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Усенко Ж.А.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "СамСтрой"
к Краевому государственному казенному учреждению "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края"
о взыскании 21 395 914,72 руб.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СамСтрой" (далее - ООО "СамСтрой", истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Краевому государственному казенному учреждению "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края" (далее - КГКУ "СЗ Министерства строительства Хабаровского края", ответчик, учреждение) о взыскании задолженности по контрактам:
- от 28.02.2014 N 18/14-ЧС;
- от 17.06.2014 N 61/14-ЧС;
- от 04.07.2014 N 149/14-ЧС;
- от 14.08.2014 N 206/14-ЧС, в сумме 15 992 100 руб. и стоимости дополнительных работ, принятых ответчиком, в сумме 5 403 814, 72 руб. (с учетом уточнения исковых требований в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 15.06.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "СамСтрой" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 15.06.2015 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что обществом не были нарушены проектные объемы, заказчик знал о необходимости проведения дополнительных работ. Ссылается на судебную практику. Полагает, что представленные в материалы дела акты являются надлежащим доказательством выполнения работ.
В возражении на апелляционную жалобу КГКУ "СЗ Министерства строительства Хабаровского края" просит оставить решение от 15.06.2015 без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Заслушав представителей сторон, исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между КГКУ "СЗ Министерства строительства Хабаровского края" (государственный заказчик) и ООО "СамСтрой" (исполнитель) заключен государственный контракт от 28.02.2014 N 18/14-ЧС, в соответствии с условиями которого исполнитель обязался выполнить комплекс работ по строительству, проектированию, проведению экспертизы проектной документации, по получению разрешительной документации и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта "Группа многоквартирных жилых домов по ул. Малиновского в Южном округе города Хабаровска" (дома N 1, N 2), осуществить передачу построенных жилых помещений непосредственно гражданам (приложение N 2) на основании трехстороннего акта приема-передачи, соответствующих техническим требованиям (приложение N 1), общей площадью, указанной в технико-экономических характеристиках жилых помещений (приложение N 4), а государственный заказчик обязался оплатить обусловленную контрактом цену и принять выполненные работы при наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и подписанного трехстороннего акта приема-передачи жилых помещений (приложение N 7) (п. 1.1 контракта от 28.02.2014 N 18/14-ЧС).
Фактическая площадь жилых помещений уточняется после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с данными технических паспортов, представленных исполнителем (п. 1.3 контракта от 28.02.2014 N 18/14-ЧС).
Пунктом 2.1 контракта от 28.02.2014 N 18/14-ЧС предусмотрено, что цена контракта составляет 175 950 000 руб., включая НДС. Расчет и обоснование цены указаны в приложении N 5.
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, без учета балконов, лоджий, веранд и террас.
Пунктом 2.3 контракта от 28.02.2014 N 18/14-ЧС предусмотрено, что цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта, и не может изменяться в ходе его исполнения за исключением случая, предусмотренного пунктом 2.4 контракта.
Источник финансирования - средства федерального бюджета (п. 2.6 контракта от 28.02.2014 N 18/14-ЧС).
Пунктом 4.1 контракта от 28.02.2014 N 18/14-ЧС установлены следующие сроки выполнения работ:
- начало выполнения работ: с момента подписания контракта;
- окончание - не позднее 30 августа 2014 года.
В соответствии с пунктом 4.5 контракта от 28.02.2014 N 18/14-ЧС исполнитель вправе досрочно выполнить работы, предусмотренные контрактом, при этом исполнитель не вправе требовать увеличения цены контракта.
Контракт вступает в действие с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (п. 15.1 контракта от 28.02.2014 N 18/14-ЧС).
Приложением N 1 к контракту от 28.02.2014 N 18/14-ЧС стороны согласовали технические требования к жилым помещениям, приложением N 2 - список граждан, изъявивших желание о предоставлении государственной поддержки в форме предоставления жилых помещений, приложением N 3 - расчет и обоснование цены контракта, приложением N 4 - технико-экономические характеристики жилых помещений -134 квартиры общей площадью 5850 кв.м., стоимость 1 кв.м. составляет 30 000 руб., общей стоимостью 175 950 000 руб.
Дополнительным соглашением от 02.09.2014 N 2 к контракту от 28.02.2014 N 18/14-ЧС в связи с изменением списков граждан стороны уменьшили сумму контракта до 175 500 000 руб.
Кроме того между КГКУ "СЗ Министерства строительства Хабаровского края" (государственный заказчик) и ООО "СамСтрой" (исполнитель) заключен государственный контракт от 17.06.2014 N 61/14-ЧС, по условиям которого исполнитель обязался выполнить комплекс работ по строительству, проектированию, проведению экспертизы проектной документации, по получению разрешительной документации и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта "Группа многоквартирных жилых домов (N 8,9,10) по ул. Малиновского в Южном округе города Хабаровска" (дома N 1, N 2), осуществить передачу построенных жилых помещений непосредственно гражданам (приложение N 2) на основании трехстороннего акта приема-передачи, соответствующих техническим требованиям (приложение N 1), общей площадью, указанной в технико-экономических характеристиках жилых помещений (приложение N 4), а государственный заказчик обязался оплатить обусловленную контрактом цену и принять выполненные работы при наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и подписанного трехстороннего акта приема-передачи жилых помещений (п. 1.1 контракта от 17.06.2014 N 61/14-ЧС).
Фактическая площадь жилых помещений уточняется после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с данными технических паспортов, представленных исполнителем (п. 1.3 контракта от 17.06.2014 N 61/14-ЧС).
Раздел 2 контракта от 17.06.2014 N 61/14-ЧС определяет цену контракта и порядок расчетов. Так, цена контракта составляет 146 250 000 руб., включая НДС. Расчет и обоснование цены указаны в приложении N 5.
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, без учета балконов, лоджий, веранд и террас (п. 2.5 контракта от 17.06.2014 N 61/14-ЧС)
Пунктом 2.2 контракта от 17.06.2014 N 61/14-ЧС установлено, что его цена является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта, и не может изменяться в ходе его исполнения за исключением случаев снижения цены контракта (п. 2.3 контракта).
Источник финансирования - средства федерального бюджета (п. 2.7 контракта от 17.06.2014 N 61/14-ЧС).
Настоящий контракт предусматривает право заказчика по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта изменить не более чем на 10% объем предусмотренных контрактом выполняемых работ (п. 2.4 от 17.06.2014 N 61/14-ЧС).
Срок выполнения работ установлен с момента подписания контракта и не позднее 30 августа 2014 года (п. 4.1 контракта от 17.06.2014 N 61/14-ЧС).
В соответствии с пунктом 4.5 контракта от 17.06.2014 N 61/14-ЧС исполнитель вправе досрочно выполнить работы, предусмотренные контрактом, при этом исполнитель не вправе требовать увеличения цены контракта.
Контракт вступает в действие с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (п. 15.1 контракта от 17.06.2014 N 61/14-ЧС).
Приложением N 1 к контракту стороны согласовали технические требования к жилым помещениям, приложением N 2 - список граждан, изъявивших желание о предоставлении государственной поддержки в форме предоставления жилых помещений, приложением N 3 - расчет и обоснование цены контракта, приложением N 4 - технико-экономические характеристики жилых помещений -103 квартиры общей площадью 4 875 кв.м., стоимость 1 кв.м. составляет 30 000 руб., общей стоимостью 146 250 000 руб., приложением N 5 - обоснование цены контракта.
25.09.2014 стороны подписали дополнительное соглашение N 2 к контракту от 17.06.2014 N 61/14-ЧС, которым в связи с изменением списков граждан увеличена стоимость работ до 150 300 000 руб.
14.08.2015 между КГКУ "СЗ Министерства строительства Хабаровского края" (государственный заказчик) и ООО "СамСтрой" (исполнитель) заключен государственный контракт N 149/14-ЧС, по условиям которого исполнитель обязался выполнить комплекс работ по строительству 9 квартир в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией на объекте "Группа многоквартирных жилых домов по ул. Малиновского в Южном округе города Хабаровска", осуществить передачу построенных жилых помещений непосредственно гражданам (приложение N 2) на основании трехстороннего акта приема-передачи, соответствующих техническим требованиям (приложение N 1), общей площадью, указанной в технико-экономических характеристиках жилых помещений (приложение N 4), а государственный заказчик обязался оплатить обусловленную контрактом цену и принять выполненные работы при наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и подписанного трехстороннего акта приема-передачи жилых помещений (п. 1.1 контракта от 14.08.2015 N 149/14-ЧС).
Фактическая площадь жилых помещений не может быть менее площади, указанной в технико-экономических характеристиках жилых помещений и уточняется после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с данными технических паспортов, представленных исполнителем (п. 1.4 контракта от 14.08.2015 N 149/14-ЧС).
Раздел 2 контракта от 14.08.2015 N 149/14-ЧС определяет цену контракта и порядок расчетов.
Цена контракта составляет 16 830 000 руб., включая НДС. После разработки и утверждения заказчиком проектно-сметной документации на жилые дома - объекты строительства, в которых расположены объекты (квартиры), являющиеся предметом настоящего контракта, обоснование цены контракта будет указано в укрупненном сметном расчете, который будет являться неотъемлемой частью контракта (приложение N 8). Расчет и обоснование цены указаны в приложении N 5.
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, без учета балконов, лоджий, веранд и террас (п. 2.5 контракта от 14.08.2015 N 149/14-ЧС)
В соответствии с пунктом 2.2 контракта от 14.08.2015 N 149/14-ЧС цена является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта, и не может изменяться в ходе его исполнения за исключением случаев снижения цены контракта (п. 2.3 контракта от 14.08.2015 N 149/14-ЧС).
В случае, если площадь построенного жилого помещения уточнена в соответствии с данными технических паспортов, при увеличении площади предмета (цена) контракта остается неизменной, разница возмещению не подлежит (п. 2.4 контракта от 14.08.2015 N 149/14-ЧС).
Источник финансирования - средства федерального бюджета (п. 2.8 контракта от 14.08.2015 N 149/14-ЧС).
Срок выполнения работ установлен с момента подписания контракта и не позднее 30 августа 2014 года (п. 4.1 контракта от 14.08.2015 N 149/14-ЧС).
В соответствии с пунктом 4.5 контракта от 14.08.2015 N 149/14-ЧС исполнитель вправе досрочно выполнить работы, предусмотренные контрактом, при этом исполнитель не вправе требовать увеличения цены контракта.
Контракт вступает в действие с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (п. 14.1 контракта от 14.08.2015 N 149/14-ЧС).
Приложением N 1 к контракту стороны согласовали технические требования к жилым помещениям, приложением N 2 - список граждан, изъявивших желание о предоставлении государственной поддержки в форме предоставления жилых помещений, приложением N 4 - технико-экономические характеристики жилых помещений -9 квартир общей площадью 561 кв.м., стоимость 1 кв.м. составляет 30 000 рублей, общей стоимостью 16 830 000 руб.
Кроме того, между КГКУ "СЗ Министерства строительства Хабаровского края" (государственный заказчик) и ООО "СамСтрой" (исполнитель) заключен государственный контракт от 14.08.2014 N 206/14-ЧС, по условиям которого исполнитель обязался выполнить комплекс работ по строительству, проектированию, проведению экспертизы проектной документации, по получению разрешительной документации и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта "Жилой дом N 8 в составе объекта Группа многоквартирных жилых домов по ул. Малиновского в Южном округе города Хабаровска", осуществить передачу построенных жилых помещений непосредственно гражданам (приложение N 2) на основании трехстороннего акта приема-передачи, соответствующих техническим требованиям (приложение N 1), общей площадью, указанной в технико-экономических характеристиках жилых помещений (приложение N 4), а государственный заказчик обязался оплатить обусловленную контрактом цену и принять выполненные работы при наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и подписанного трехстороннего акта приема-передачи жилых помещений (п. 1.1 контракта от 14.08.2014 N 206/14-ЧС).
Фактическая площадь жилых помещений не может быть менее площади, указанной в технико-экономических характеристиках жилых помещений и уточняется после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с данными технических паспортов, представленных исполнителем (п. 1.3 контракта от 14.08.2014 N 206/14-ЧС).
Раздел 2 контракта от 14.08.2014 N 206/14-ЧС определяет цену контракта и порядок расчетов. Так, цена контракта составляет 106 920 000 руб., включая НДС.
Расчет и обоснование цены указаны в приложении N 5.
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, без учета балконов, лоджий, веранд и террас (п. 2.6 контракта от 14.08.2014 N 206/14-ЧС)
В соответствии с пунктом 2.2 контракта от 14.08.2014 N 206/14-ЧС его цена является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта, и не может изменяться в ходе его исполнения за исключением случаев снижения цены контракта (п. 2.3 контракта от 14.08.2014 N 206/14-ЧС).
Настоящий контракт предусматривает право заказчика по согласованию с исполнителем в ходе исполнения контракта изменить подлежащий выполнению в соответствии с технико-экономическими характеристиками жилых помещений объем работ, но не более чем на 10% (п. 2.4 контракта от 14.08.2014 N 206/14-ЧС).
В случае, если площадь построенного жилого помещения уточнена в соответствии с данными технических паспортов, при увеличении площади предмета (цена) контракта остается неизменной, разница возмещению не подлежит (п. 2.5 контракта от 14.08.2014 N 206/14-ЧС).
Источник финансирования - средства федерального бюджета (п. 2.8 контракта от 14.08.2014 N 206/14-ЧС).
Срок выполнения работ установлен с момента подписания контракта и не позднее 25 сентября 2014 года (п. 4.1 контракта от 14.08.2014 N 206/14-ЧС).
Пунктом 4.5 контракта от 14.08.2014 N 206/14-ЧС предусмотрено, что исполнитель вправе досрочно выполнить работы, предусмотренные контрактом, при этом исполнитель не вправе требовать увеличения цены контракта.
Контракт вступает в действие с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (п. 14.1 контракта от 14.08.2014 N 206/14-ЧС).
Из приложений к указанным государственным контрактам следует, что истец обязался построить жилые дома общей площадью 14 985 кв.м. (в том числе 5850 кв.м. по контракту от 28.02.2014 N 18/14-ЧС, 5010 кв.м. по контракту от 17.06.2014 N 61/14-ЧС, 561 кв.м. по контракту от 14.08.2015 N 149/14-ЧС, 3 564 кв.м. по контракту от 14.08.2014 N 206/14-ЧС).
Вместе с тем, в ходе строительства изменилась площадь помещений:
- до 15 692 кв.м. - по контракту от 28.02.2014 N 18/14-ЧС;
- на 170 кв. (6 581 кв.м. - 6 411 кв.м.) по контракту от 14.08.2015 N 149/14-ЧС;
- на 256, 75 кв.м. (5 266, 75 кв.м. - 5 010 кв.м.) по контракту от 17.06.2014 N 61/14-ЧС;
- на 106,08 кв.м. (3670 кв.м. - 3 564, 0 кв.м.) по контракту от 14.08.2014 N 206/14-ЧС.
Всего на общую сумму 15 992 100 руб. исходя из стоимости 1 кв.м. = 30 000 руб.
Письмом от 28.10.2014, направленным в адрес КГКУ "СЗ Министерства строительства Хабаровского края", ООО "СамСтрой" уведомило заказчика об указанном обстоятельстве.
Письмо оставлено без ответа, дополнительных соглашений к контрактам стороны не заключали.
Ссылаясь на то, что подрядчик уведомил заказчика об увеличении площади жилых помещений и о необходимости увеличения стоимости работ, а также на принятие заказчиком результата спорных работ путем подписания акта приемки законченных строительством объектов, истец обратился в арбитражный суд.
Расчет исковых требований представляет собой разницу между объемом помещений, указанных в актах приемки законченного строительством объекта, и объемом помещений, приведенных в приложениях к контрактам.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что отношения сторон возникли из контракта на выполнение работ для государственных нужд, применил нормы главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
При этом судом первой инстанции принято во внимание, что указанные контракты заключены сторонами на строительство жилья для граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года.
В силу пункта 1 статьи 740 ГК РФ подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Статьей 746 ГК РФ предусмотрено, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
В соответствии со статьей 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
Пунктом 1 статьи 450 ГК РФ установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (п. 1 ст. 452 ГК РФ).
Из системного толкования приведенных норм следует, что при наличии дополнительных соглашений подписанных сторонами договор действует в редакции указанных дополнительных соглашений, а обязательства сторон считаются измененными с момента заключения соглашения.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, дав оценку представленным в материалы дела условиям государственных контрактов, установил, что при их подписании сторонами достигнуто соглашение о стоимости работ, которая является твердой в силу пункта 2.3 контракта от 28.02.2014 N 18/14-ЧС, пунктов 2.2 контрактов от 17.06.2014 N 61/14-ЧС, от 14.08.2015 N 149/14-ЧС, от 14.08.2014 N 206/14-ЧС.
При этом судом первой инстанции отклонена ссылка истца на положения пунктов 2.4 контрактов от 14.08.2014 N 206/14-ЧС, от 17.06.2014 N 61/14-ЧС, предусматривающих право заказчика по согласованию с исполнителем увеличить объем работ не более чем на 10%, а также на извещения заказчика об изменении площади помещений, ввиду следующего.
Так, пунктами 15.4 всех контрактов, заключенных сторонами, предусмотрено, что любая договоренность между сторонами, влекущая за собой новые обстоятельства, не предусмотренные контрактом, считается действительной, если она подтверждена сторонами в письменной форме в виде дополнительного соглашения.
Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что дополнительным соглашением к контракту от 17.06.2014 N 61/14-ЧС стороны увеличили стоимость работ с 146 250 000 руб. до 150 300 000 руб., а дополнительным соглашением N 2 к контракту от 28.02.2014 N 18/14-ЧС - согласовали уменьшение стоимости работ с 175 950 000 руб. до 175 500 000 руб.
Доказательства заключения иных дополнительных соглашений в письменном виде, как того требуют положения пунктов 15.4 поименованных контрактов, материалы дела не содержат.
В связи с чем несостоятелен довод апелляционной жалобы о том, что осведомленность заказчика о проведении подрядчиком соответствующих работ, влечет увеличение твердой цены контрактов.
Более того, в соответствии с условиями контрактов (п.п. 2.5, 4.5, 15.3) в случае, если площадь построенного жилого помещения уточнена в соответствии с данными технических паспортов, при увеличении площади предмет (цена) контракта остается неизменной, разница возмещению не подлежит. Исполнитель не вправе требовать увеличения цены контракта. Превышение проектных объемов и стоимости работ, предусмотренных контрактом, оплачиваются исполнителем за свой счет.
Вместе с тем судом первой инстанции не приняты во внимание представленные истцом в материалы дела акты приемки застройщиком законченного строительством объекта строительства, поскольку указанные акты не содержат ссылок на государственные контракты, два из актов не имеют даты подписания, один акт не содержит расшифровки подписи представителя заказчика, по одному из контрактов акт приемки не представлен.
Доказательства, опровергающие указанные выводы суда, истец не представил.
В этой связи несостоятелен довод жалобы о том, что указанные акты являются надлежащим доказательством выполнения подрядчиком и приемки заказчиком работ с учетом изменившейся площади объекта строительства по спорным контрактам.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом установленных фактических обстоятельств, положений контрактов, согласованных сторонами, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ООО "Сам Строй" в части взыскания указанной истцом суммы, образовавшейся в результате изменения площади помещений в ходе строительства, с чем соглашается суд апелляционной инстанции.
Отказывая в удовлетворении иска в части взыскания стоимости дополнительных работ, возникших в ходе строительства объекта "Группа многоквартирных домов по ул. Малиновского в Южном округе города Хабаровска", не предусмотренных заключенными контрактами, в сумме 5 403 814,72 руб., суд первой инстанции исходил из следующего.
На основании пункта 5 статьи 709 ГК РФ если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.
Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
В этой связи, правильно применив приведенные норма права, суд первой инстанции дал оценку представленным истцом в обосновании заявленного иска доказательствам, актам формы КС-2, в том числе по следующим работам: пункт мойки колес в сумме 45 675 руб. в период с 28.02.2014 по 18.03.2014; снегоборьба в сумме 281 463 руб. за период с 28.02.2014 по 14.03.2014; подготовка под строительство в сумме 2 224 636 руб. за период с 11.04.2014 по 17.04.2014; вертикальная планировка в сумме 1 067 563 руб. за период с 28.02.2014 по 14.03.2014; вертикальная планировка в сумме 1 830 153 руб. за период с 22.03.2014 по 08.04.2014.
Установлено, что данные акты, подписанные ответчиком, имеют ссылку на государственный контракт от 28.02.2014 N 378/14-ЧС, предметом которого явилось выполнение комплекса работ по строительству инженерных сетей, благоустройства и технологического присоединения к централизованным сетям в составе объекта "Группа многоквартирных жилых домов по ул. Малиновского в Южном округе города Хабаровска".
Исходя из сравнительного анализа условий контракта от 28.02.2014 N 378/14-ЧС и представленных истцом актов, а также представленного ответчиком акта о приемке выполненных работ от 02.12.2014 N 1 на сумму 9 620 396 руб. по смете 7-1 Благоустройство. Жилые дома 1,2 в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что акт от 02.12.2014 N 1 включает аналогичные объемы, приведенные истцом в обоснование иска, в том числе по вертикальной планировке, подготовке под строительство.
При этом судом первой инстанции дана оценка имеющимся в материалах дела платежным поручениям: от 09.12.2014 N 699718 на сумму 15 325 954,46 руб., от 17.12.2014 N 798587 на сумму 6 000 000 руб. с назначением платежа: "оплата по счету 137 от 16.12.14 КСЗ 4, от 16.12.14 ГК 378/14-ЧС от 25.11.2014 работы по строительству инженерных сетей в составе об. Группа многоквартирных домов по ул. Малиновского г. Хабаровск, в т.ч. НДС".
Исходя из оценки указанных доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные истцом в обоснование иска объемы работ оплачены заказчиком приведенными платежными поручениями в полном объеме.
Выводы суда истцом, не согласным с решением, документально не опровергнуты.
При изложенном суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Дав повторную оценку приобщенным в материалы дела доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что обществом не нарушены проектные объемы, при названных выше обстоятельствах не имеет правового значения для разрешения спора.
Ссылки жалобы на судебные акты по делам N А56-273/2006, N А56-5230/2009 отклоняются, поскольку они не имеют преюдициального значения для разрешения настоящего дела (статья 69 АПК РФ).
Нарушение судом норм материального права и не правильное применение норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, не допущено.
Судебные расходы, в виде уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, отнесены на истца в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.06.2015 по делу N А73-3884/2015 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3884/2015
Истец: ООО "СамСтрой"
Ответчик: Краевое государственное казенное учреждение "Служба заказчика министрерства строительства Хабаровского края"