г. Томск |
|
28 августа 2015 г. |
Дело N А45-2965/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К. А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Дорохова А. С. по дов. от 15.01.2015,
от заинтересованного лица: без участия,
от третьего лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05.06.2015 по делу N А45-2965/2015 (судья Юшина В. Н.) по заявлению Департамента промышленности инноваций и предпринимательства Мэрии г.Новосибирска к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, г. Новосибирск, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью ГК "Ренессанс Групп", г. Новосибирск, о признании незаконным постановления и предписания от 24.11.2014,
УСТАНОВИЛ:
Департамент промышленности инноваций и предпринимательства Мэрии г.Новосибирска, в лице комитета рекламы и информации Мэрии г. Новосибирска (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительными решения от 24.11.2014 по делу N 58 и предписания N 78 от 24.11.2014 Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - УФАС по Новосибирской области, заинтересованное лицо, Управление).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью ГК "Ренессанс Групп" (далее - ООО ГК "Ренессанс Групп", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 05.06.2015 заявленные требования удовлетворены - суд признал недействительными решение УФАС по Новосибирской области N 58 от 24.11.2014 и предписание N 78 от 24.11.2014, принятые в отношении Департамента промышленности, инноваций и предпринимательства (в лице комитета рекламы и информации мэрии г. Новосибирска).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УФАС по Новосибирской области обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Департамента.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующие обстоятельства:
- Департамент, не имея полномочий на рассмотрение вопроса о внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории г. Новосибирска, направил ООО ГК "Ренессанс Групп" отказ в вышеуказанном внесении изменений, чем ввел заявителя в заблуждение касательно правового статуса его обращения;
- Департаментом не представлен нормативно-правовой или иной акт, утверждающий стратегию по сокращению количества отдельно стоящих рекламных конструкций на территории г. Новосибирска;
- проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке осуществляется только в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта - при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении органа местного самоуправления по признакам нарушения статьи 15 Закона N 135-ФЗ, изучение товарного рынка не требуется.
Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
Департамент в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу антимонопольного органа - без удовлетворения.
ООО ГК "Ренессанс Групп" отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в материалы дела не представило.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей УФАС по Новосибирской области и ООО ГК "Ренессанс Групп", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам отзыва.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва Управления, заслушав представителя Департамента, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23.12.2013 в адрес комитета рекламы и информации мэрии города, являющегося структурным подразделением Департамента, поступила заявка ООО ГК "Ренессанс Групп" N 8744 на выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции 3,0 х 6,0 м. по адресу: г. Новосибирск, ул. Первомайская, 39/3.
По результатам рассмотрения заявки специалистами комитета было выявлено несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций на территории города Новосибирска, утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска от 31.12.2013 N 12608, в связи с чем, 10.02.2014 комитет рекламы и информации мэрии г. Новосибирска направил в адрес ООО ГК "Ренессанс Групп" отказ исх. N04-8/0361 в выдаче вышеуказанного разрешения по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" (несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций).
18.02.2014 ООО ГК "Ренессанс Групп" направило в адрес комитета рекламы и информации мэрии г. Новосибирска заявку о включении в схему размещения рекламных конструкций на территории г. Новосибирска объекта наружной рекламы, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Первомайская, 39/3, на которую 03.03.2014 в адрес ООО ГК "Ренессанс Групп" был дан ответ исх. N 04-8/0622 о нецелесообразности внесения в схему указанной рекламной конструкции в связи с наличием утвержденной схемы.
ООО "Ренессанс Групп" обратилось в УФАС по Новосибирской области, в котором общество указало на то, что отказы Комитета рекламы и информации мэрии г.Новосибирска не мотивированы и противоречат действующему законодательству.
Комиссией УФАС по Новосибирской области рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства Департаментом промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии г. Новосибирска, а именно части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 (далее - ФЗ "О защите конкуренции", Закон N 135-ФЗ).
24.11.2014 по результатам рассмотрения дела принято решение, согласно которому Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства Мэрии города Новосибирска, в лице комитета рекламы и информации Мэрии г. Новосибирск был признан нарушившим часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" путем введения ООО ГК "Ренессанс Групп" в заблуждение письмом N 04-8/06222 от 03.03.2014 относительно невозможности внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций в г.Новосибирске путем включения в нее рекламной конструкции по адресу ул. Первомайская, 39/3, г. Новосибирск, что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке размещения рекламных конструкций г. Новосибирска.
На основании данного решения Управлением вынесено предписание N 78 от 24.11.2014 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым Департаменту предписывалось прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившегося во введении письмом N 04-8/06222 от 03.03.2014 ООО ГК "Ренессанс Групп" в заблуждение относительно невозможности внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций в г. Новосибирске путем включения в нее рекламной конструкции по адресу ул. Первомайская, 39/3, г.Новосибирск, что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке размещения рекламных конструкций г. Новосибирска.
Не согласившись с решением и предписанием, Департамент обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 4 Закона N 135-ФЗ конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Как следует из пункта 2 статьи 10 bis Конвенции по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883, далее - Парижская конвенция), актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
В частности, подлежат запрету: 1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента; 2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента; 3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров (пункт 3 той же статьи).
Пунктом 9 статьи 4 Закона N 135-ФЗ дано определение понятия "недобросовестная конкуренция", согласно которому под ней следует понимать любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Из решения Управления следует, что Департаменту вменяется нарушение части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в нарушении установленного Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) срока и порядка выдачи ООО ГК "Ренессанс Групп" разрешения на установку рекламной конструкции, что привело или могло привести к ограничению, устранению или недопущению конкуренции на рынке установки и эксплуатации рекламных конструкций в г.Новосибирске.
Закон N 135-ФЗ направлен на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в частности органами местного самоуправления в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Данные запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
В силу пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" при рассмотрении дел, связанных с нарушением части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании статей 23, 39 Закона N 135-ФЗ полномочия антимонопольного органа сводятся исключительно к защите конкуренции.
Таким образом, антимонопольный орган полномочен вынести соответствующее решение об обнаружении и пресечении антимонопольного нарушения лишь в том случае, когда нарушение хозяйствующим субъектом либо соответствующим органом действующего законодательства привело либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах.
Из содержания статьи 15 Закона N 135-ФЗ не следует, что любое нарушение норм действующего законодательства в отношении хозяйствующего субъекта со стороны органа власти является ограничением конкуренции.
Оценивая решения, действия (бездействия) органов местного самоуправления на предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства, Управление не вправе рассматривать дела и принимать решения о нарушении органом власти законодательства, если это не связано с законодательством о защите конкуренции.
Само по себе возможное нарушение органом местного самоуправления требований каких-либо законов, нормативных правовых актов не свидетельствует о том, что автоматически нарушается законодательство о защите конкуренции.
В каждом конкретном случае антимонопольный орган должен доказать факты наличия товарного рынка и признаки недопущения, ограничения, устранения конкуренции на этом товарном рынке.
Вместе с тем, в настоящем случае Управлением какой-либо товарный рынок и состояние конкуренции на нем не выявлялись.
Как правомерно указано судом, Управлением в оспариваемом решении не устанавливалось, каким образом выданный Комитетом отказ во включении в схему рекламной конструкции ООО ГК "Ренессанс Групп" 3,0 х 6,0 м. по адресу: г.Новосибирск, ул. Первомайская, 39/3, ограничивает конкуренцию или может привести к этому; какие иные хозяйствующие субъекты действуют на соответствующем рынке, и в чем выразилось получение ими преимуществ по сравнению с ООО ГК "Ренессанс Групп" в результате действий Департамента по отказу по включению в схему конструкции ООО ГК "Ренессанс Групп".
Материалами дела подтверждается, что до принятия решения Управление было уведомлено о том, что схемой размещения рекламных конструкций на территории города Новосибирска, утвержденной остановлением мэрии города Новосибирска от 31.12.2013 N 12608, предусмотрены места размещения рекламных конструкций 3х6 метра на ул. Первомайская, схема опубликована в общем доступе в сети Интернет, что позволяет ООО ГК "Ренессанс Групп" на общих основаниях и конкурентной основе принимать участие в конкурсах на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на указанных местах.
При таких обстоятельствах, обоснованным является вывод суда о том, что вынесенные Управлением решение и предписание являются недействительными.
В обоснование апелляционной жалобы, антимонопольный орган указывает, что Департамент, не имея полномочий на рассмотрение вопроса о внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории г. Новосибирска, направил ООО ГК "Ренессанс Групп" отказ в вышеуказанном внесении изменений, чем ввел заявителя в заблуждение касательно правового статуса его обращения.
Между тем, данные доводы Управления были предметом рассмотрения судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Так, согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.01.2014 органы местного самоуправления обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Закона "О рекламе".
Согласно пункту 5.8 статьи 19 Закона "О рекламе" органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Комитет рекламы и информации мэрии города Новосибирска входит в состав органов местного самоуправления, является структурным подразделением департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска (пункт 1.1 Положения о комитете рекламы и информации мэрии города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 24.04.2013 N 4041 (далее - Положение).
Согласно разделу 2 Положения основными задачами комитета являются формирование и осуществление городской политики в области размещения рекламы и информации, обеспечение формирования единого городского рекламно-информационного пространства, разработка и ведение общегородского реестра средств рекламных и иных информационных конструкций, а также осуществление полномочий от имени мэрии города Новосибирска, предусмотренных Правилами распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске, принятыми решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2006 N 372 (далее - Правила).
В рамках возложенных на него задач, комитет наделен полномочиями по разработке проекта схем размещения рекламных конструкций в городе Новосибирске (пункт 1 распоряжения мэрии города Новосибирска от 14.11.2013 N 1333-р).
Таким образом, при составлении проекта схем, комитет самостоятельно решает вопрос о целесообразности включения рекламных конструкций в схему размещения в городе Новосибирске, с целью обеспечения формирования единого городского рекламно-информационного пространства.
Схема размещения рекламных конструкций на территории города Новосибирска утверждена Постановлением мэрии города Новосибирска от 31.12.2013 N 12608 и содержит исчерпывающий перечень рекламных мест для установки рекламных конструкций. Как правильно указал суд, действующее законодательство не предусматривает обязанности органа местного самоуправления вносить изменения в схему каждый раз при поступлении заявок от владельцев рекламных конструкций.
На момент рассмотрения вопроса о включении рекламной конструкции ООО ГК "Ренессанс Групп" в схему размещения рекламных конструкций в городе Новосибирске действовал Приказ комитета рекламы и информации мэрии города Новосибирска от 31.12.2013 N 3, пунктом 3 которого были установлены полномочия Комитета по приему и рассмотрению заявлений рекламораспространителей на внесение изменений в Схему. Приказ принят Комитетом в рамках возложенных на него задач по формированию и осуществление городской политики в области размещения рекламы и информации, обеспечению формирования единого городского рекламно-информационного пространства (пункты 2.1-2.2 Положения).
Следовательно, Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска в лице комитета рекламы и информации мэрии города Новосибирска, имея полномочия на рассмотрение вопроса о внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории г. Новосибирска, правомерно направил ООО ГК "Ренессанс Групп" отказ в вышеуказанном внесении изменений.
При таких обстоятельствах, доводы Управления об отсутствии у комитета рекламы и информации мэрии города Новосибирска полномочий на решение вопроса о целесообразности внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории города Новосибирска, не соответствуют действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Поскольку апеллянтом не опровергнуты выводы суда, в силу статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции не находит оснований для иной оценки обстоятельств спора, правильно установленных судом первой инстанции.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05.06.2015 по делу N А45-2965/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-2965/2015
Истец: Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
Третье лицо: ООО ГК "Ренессанс Групп"