Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 декабря 2015 г. N Ф01-5306/15 настоящее постановление оставлено без изменения
26 августа 2015 г. |
А11-11974/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Мальковой Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шишанова Александра Валерьевича (ОГРН 314333234500026, ИНН 330571756102, Владимирская область, г. Ковров)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.06.2015
по делу N А11-11974/2014,
принятое судьей Новиковой Л.П.
по заявлению индивидуального предпринимателя Шишанова Александра Валерьевича
о признании недействительным распоряжения администрации города Коврова Владимирской области от 10.09.2014 N 167р,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Шишанова Александра Валерьевича - Шишанова А.В., лично, на основании свидетельства от 26.12.2001,
и установил:
индивидуальный предприниматель Шишанов Александр Валерьевич (далее - ИП Шишанов А.В., Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным распоряжения администрации города Коврова Владимирской области (далее - администрация) от 10.09.2014 N 167р "Об отмене распоряжения администрации города Коврова Владимирской области от 03.10.2013 N 204р "О включении земельного участка в перечень земельных участков, выставляемых на торги"; об обязании администрации завершить начатую ею процедуру, включающую в себя формирование в соответствии с распоряжением администрации от 03.10.2013 N 204р и проведение торгов по продаже сформированного земельного участка (права на заключения договора аренды данного участка) по адресу: Владимирская область, МО город Ковров (городской округ), г. Ковров, от пресечения ул. Челюскинцев с ул. Правды до пересечения ул. Челюскинцев с ул. Советской (с кадастровым номером - 33:20:011703:5, с разрешенным использованием - для размещения сквера).
Решением от 05.06.2014 Арбитражный суд Владимирской области отказал заявителю в удовлетворении требования.
ИП Шишанов А.В. не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт.
Предприниматель в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направила, в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 05.06.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав Предпринимателя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, распоряжением администрации от 03.10.2013 N 204р "О включении земельного участка в перечень земельных участков, выставляемых на торги" в перечень земельных участков, выставляемых на торги, включен земельный участок, расположенный по адресу: Владимирская область, МО г. Ковров, от пересечения ул. Челюскинцев с ул. Правды до пересечения ул. Челюскинцев с ул. Советская, ориентировочной площадью 19 261 кв.м, для размещения сквера "Сенная площадь".
Распоряжением администрации от 10.09.2014 N 167р было отменено распоряжение от 03.10.2013 N 204р "О включении земельного участка в перечень земельных участков, выставляемых на торги".
Посчитав распоряжение от 10.09.2014 N 167р не соответствующим действующему земельному законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ИП Шишанов А.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).
В части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено право органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт, отменить данный муниципальный правовой акт. При этом отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным, и не нарушать законных прав граждан и организаций.
В апелляционной жалобе заявитель указал на обязанность администрации провести торги в случае поступления нескольких заявок на один земельный участок для целей, не связанных со строительством, со ссылкой на Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством", утвержденного постановлением администрации от 13.06.2012 N 1324 (далее - Регламент).
Согласно пункту 3.5 Регламента граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления информирует население о намерении предоставить земельный участок для целей, не связанных со строительством. Срок информирования населения составляет не менее 14 дней с момента опубликования информационного сообщения.
Если после опубликования информационного сообщения о намерении предоставить земельный участок поступили заявления, то орган местного самоуправления в трехдневный срок после поступления второго заявления уведомляет заявителя о проведении торгов по предоставлению земельного участка в собственность или в аренду.
Пунктом 3.6 Регламента установлено, что в случае получения заявлений о предоставлении земельного участка проводится аукцион по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 38 ЗК РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 статьи 38 ЗК РФ установлено, что порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Во исполнение статьи 38 ЗК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808, действующим в спорный период (далее - Постановление N 808), утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - Правила).
В силу пункта 2 Постановления N 808 организация и проведение торгов по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее именуются - торги) осуществляются применительно к утвержденным настоящим Постановлением Правилам; организатором торгов выступает орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков, или специализированная организация, действующая на основании договора с ними.
Согласно пункту 7 Правил решение об отказе в проведении торгов может быть принято организатором торгов в сроки, предусмотренные гражданским законодательством Российской Федерации, о чем он извещает участников торгов не позднее 5 дней со дня принятия данного решения и возвращает в 3-дневный срок внесенные ими задатки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что в газете "Ковровская неделя" от 01.08.2014 N 31 было опубликовано информационное сообщение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка для размещения сквера.
В данном извещении о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка было оговорено право администрации отказаться от проведения аукциона в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации (пункт 14).
Согласно данному информационному сообщению проведение аукциона было назначено на 10.09.2014 в 10 час. 15 мин.
08.08.2014 в газете "Ковровская неделя" N 32 было опубликовано информационное сообщение об отмене проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка для размещения сквера.
Следовательно, сроки отказа от аукциона организатором торгов были соблюдены.
Об отмене аукциона по продаже права аренды указанного земельного участка заявитель был уведомлен письмом от 08.08.2014 N 08-01-06/828.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления городских округов наделены полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, данные вопросы решаются органом местного самоуправления самостоятельно.
В данном случае начатая на основании распоряжения администрации от 03.10.2013 N 204р процедура была завершена отказом от проведения торгов, право на который не противоречит нормам действующего законодательства.
Повторно исследовав представление в дело доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемое распоряжение администрации соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Предпринимателем не доказано.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый не нормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Предпринимателю в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Владимирской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Предпринимателя по приведенным в ней доводам, основанным на неверном толковании действующего законодательства, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.06.2015 по делу N А11-11974/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шишанова Александра Валерьевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-11974/2014
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 декабря 2015 г. N Ф01-5306/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Ип Шишанов Александр Валерьевич
Ответчик: Администрация города Коврова Владимирской области