г. Пермь |
|
01 сентября 2015 г. |
Дело N А60-13772/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балдина Р.А.,
судей Дружининой Л.В., Кощеевой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кириенко И.К.,
при участии:
от ответчика, Бин Е.Д., доверенность от 24.12.2014, паспорт,
в отсутствие представителя истца
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца,
ОАО "ТЮМЕНСКИЙ ЗАВОД МЕДИЦИНСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТОВ",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 июня 2015 года
по делу N А60-13772/2015,
принятое судьей Водолазской С.Н.,
по иску ОАО "ТЮМЕНСКИЙ ЗАВОД МЕДИЦИНСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТОВ" (ОГРН 1027200790198, ИНН 7203000834)
к Уральскому главному управлению Центрального Банка Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133)
о признании недействительным предписания об устранении нарушений,
установил:
Акционерное общество "Тюменский завод медицинского оборудования и инструментов" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации N 22-2-3/4327 от 03.02.2015, предписывающее заявителю в течение 60 календарных дней с момента получения настоящего предписания внести в устав общества сведения о фирменном наименовании, содержащем указание на то, что общество является публичным.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований. По мнению истца, предписание вынесено незаконно, поскольку на момент его вынесения ценные бумаги обществом публично не размещаются и не обращаются, что означает отсутствие у истца признаков публичного акционерного общества. Также, по мнению истца, Банк России не вправе выдавать эмитентам предписания, которыми на общество возлагаются обязанности по внесению соответствующих изменений и дополнений в Устав.
Ответчик, представил отзыв на апелляционную жалобу истца, в котором отклонил приведенные в жалобе доводы. Просит решение суда оставить без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика, с доводами апелляционной жалобы истца не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. Считает решение суда законным и обоснованным. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке ст.121,123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, своего представителя для участия в судебное заседание не направил, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, которое рассмотрено судом в порядке ст.159 АПК РФ и удовлетворено на основании ст.156 АПК РФ.
Протокольным определением от 26.08.2015 отказано в приобщении к материалам дела дополнительного доказательства, представленного истцом с апелляционной жалобой - копии уведомления от 17.11.2011, на основании ч.2 ст.268 АПК РФ, поскольку истцом не обоснована невозможность представления данного доказательства в суд первой инстанции по уважительным причинам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.266,268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, по итогам проверки соблюдения акционерным обществом "Тюменский завод медицинского оборудования и инструментов" требований законодательства Уральским главным управлением Центрального банка Российской Федерации обществу выдано предписание N 22-2-3/4327 от 03.02.2015 об устранении нарушений.
Акционерному обществу "Тюменский завод медицинского оборудования и инструментов" предписано в течение 60 календарных дней с момента получения предписания внести в устав общества сведения о фирменном наименовании, содержащем указание на то, что общество является публичным, и представить в Уральское главное управление Центрального Банка Российской Федерации документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания (копия устава (листа изменений в устав) с отметкой о государственной регистрации).
Не согласившись с вынесенным предписанием акционерное общество "Тюменский завод медицинского оборудования и инструментов" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным и отмене предписания.
По результатам рассмотрения материалов дела, суд первой инстанции не установил оснований для удовлетворения иска.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с п.1 ст.66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
Согласно п.1 ст.97 ГК РФ публичное акционерное общество обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.
Пункт 7 ст.3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" закрепляет, что учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.
Положениями ст.2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено определение следующим терминам:
-публичное размещение ценных бумаг - размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на организованных торгах;
-публичное обращение ценных бумаг - обращение ценных бумаг на организованных торгах или обращение ценных бумаг путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.
Комитетом финансов администрации Тюменской области 07.04.1993 зарегистрирован выпуск акций акционерного общества "Тюменский завод медицинского оборудования и инструментов" (государственный регистрационный N 67-1п-343).
Регистрация выпуска ценных бумаг сопровождалась регистрацией плана приватизации, который является решением о выпуске акций и проспектом эмиссии этих акций (п.2 Приложения N 1 Положения о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации (утв.Постановлением Правительства N 547 от 04.08.1992).
План приватизации данного общества предусматривал размещение 49% акций путем свободной продажи.
В соответствии с Письмом Государственного учреждения "Фонд имущества Тюменской области" Администрации Тюменской области от 15.08.2001 N 410, чековый и денежный аукционы в отношении акций общества состоялись.
Согласно п.2 Положения о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации (Приложение N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации N 547 от 04.08.1992), а также п.14 раздела I Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, действовавших на момент регистрации указанного выше выпуска акций общества, план приватизации признается решением о выпуске акций и проспектом эмиссии этих акций.
По данным Единого государственного реестра юридических лиц (государственный регистрационный номер записи 2147232703968) 12.09.2014 обществом внесены изменения в устав, согласно которым изменено фирменное наименование общества с "Открытое акционерное общество "Тюменский завод медицинского оборудования и инструментов" на "Акционерное общество "Тюменский завод медицинского оборудования и инструментов".
Истец фактически признавал публичное размещение ценных бумаг общества до 01.09.1993 (путем их свободной продажи на чековом и денежном аукционах).
Довод истца о том, что в настоящее время отсутствует какое-либо публичное размещение или обращение ценных бумаг общества, в связи с чем, у общества отсутствуют признаки публичного акционерного общества, не принимается, поскольку в отношении акций истца имело место публичное обращение по смыслу Закона о рынке ценных бумаг.
Более того, акции указанного выпуска в настоящее время не погашены, что не оспаривается истцом, и свидетельствует о возможности их публичного обращения путем предложения неограниченному кругу лиц.
Отсутствие факта обращения акций общества (путем предложения неограниченному кругу лиц) в отдельно взятый момент времени само по себе не свидетельствует об отсутствии признаков, установленных п.1 ст.66.3 ГК РФ.
Толкование истцом нормы п.1 ст.66.3 ГК РФ противоречит смыслу указанной нормы и подходам, закрепленным в пункте 4.1.5 раздела III Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009), согласно которым публичными акционерными обществами должны признаваться акционерные общества с момента государственной регистрации проспекта их акций, подлежащих размещению среди неограниченного круга лиц по открытой подписке.
Указанное также подтверждается разъяснениями, изложенными в письме Банка России от 18.08.2014 N 06-52/6680 "О некоторых вопросах, связанных с применением отдельных положений Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", согласно которым признаками публичного акционерного общества, предусмотренными п.1 ст.66.3 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ), являются публичное (путем открытой подписки) размещение или публичное обращение акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции, такого акционерного общества, независимо от того, что указанные признаки представляют собой события, срок течения которых либо ограничен (публичное размещение) либо может прекратиться (возобновиться) по различным причинам (публичное обращение) (п.1 Письма).
Ссылка истца на позицию Банка России, изложенную в письме от 01.12.2014 N 06-52/9527 "О применении законодательства Российской Федерации в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которой не является самостоятельным основанием для признания акционерного общества публичным наличие проспекта ценных бумаг (проспекта эмиссии ценных бумаг) при отсутствии указанных в п.1 ст.66.3 ГК РФ признаков публичного акционерного общества, не принимается.
Наряду с изложенной позицией, письмо N 06-52/9527 также содержит указание на то, что публичными являются акционерные общества, осуществлявшие публичное размещение акций (эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) или акции (эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции), которые публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах, до вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
При этом отсутствие у такого акционерного общества соответствующих признаков публичного акционерного общества может иметь место в случае погашения ценных бумаг акционерного общества, в отношении которых имело место публичное (путем открытой подписки) размещение или публичное обращение (абз.2 п.1 Письма N 06-52/9527).
Изменениями, внесенными в законодательство о юридических лицах и акционерных обществах Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ "О внесении изменений и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), правомерность указанного подхода получила свое подтверждение: ч.11 ст.3 Федерального закона N 99-ФЗ дополнена положением о том, что акционерные общества, созданные до вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ признаются публичными, за исключением случаен, если на день вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ такие акционерные общества являлись закрытыми акционерными обществами или открытыми акционерными обществами, получившими в установленном порядке освобождение от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, либо погасили все акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, которые публично размешались (путем открытой подписки) или публично обращались но условиях, установленных законами о цепных бумагах.
Таким образом, поскольку не было указано иное, и учитывая, что соответствующие акции общества не были погашены, на момент вынесении предписания Уральское главное управление Центрального Банка Российской Федерации обоснованно руководствовалось вышеизложенным подходом к определению наличия признаков публичности у истца.
Вместе с тем, учитывая упомянутые изменения, внесенные в законодательство, и также, поскольку до дня вступления их в силу истец являлся открытым акционерным обществом, получившим в установленном порядке освобождение от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, на истца распространяется исключение, установленное ч.11 ст.3 Федерального закона N 99-ФЗ (в редакции Федерального закона N 210-ФЗ).
Более того, в связи с вступлением в силу (с 01.07.2015) Федерального закона N 210-ФЗ в развитие положений ст.66.3 ГК РФ конкретизированы основания для приобретения непубличным обществом статуса публичного (ст.7.1 Федерального закона N 210-ФЗ) и прекращения статуса публичного общества (ст.7.2 Федерального закона N 210-ФЗ).
Согласно действующему правовому регулированию непубличное общество приобретает статус публичного общества (публичный статус) путем внесения в устав общества изменений, содержащих указание на то, что общество является публичным.
Прекращение обществом его публичного статуса допускается при одновременном соблюдении следующих условий:
-акции общества или эмиссионные бумаги общества, конвертируемые в его акции, не находятся в процессе размещения посредством открытой подписки и не допущены к организованным торгам;
-Банком России принято решение об освобождении общества от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством о ценных бумагах.
Исходя из вышеизложенного, в настоящий момент Предписание отменено (Письмо Уральского главного управления Центрального Банка Российской от 14.08.2015 N Т5-22-2-3/41402) в связи с тем, что отсутствуют основания для вменения обязанности по внесению обществом изменений в устав в части указания на его публичность.
На основании вышеизложенного, доводы истца о неправомерности вынесения предписания ввиду отсутствия у него признаков публичного акционерного общества основаны на неверном толковании норм законодательства, регулирующего приобретение и прекращение публичного статуса акционерного общества в момент вынесения Предписания, являются ошибочными.
Доводы истца о том, что Банк России не вправе выдавать эмитентам предписания, которыми на общество возлагаются обязанности по внесению соответствующих изменений и дополнений в Устав, были исследованы судом первой инстанции и правомерно отклонены.
В соответствии со ст.76.2 Закона о Банке России Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.
Согласно п.7 ст.44 Закона о рынке ценных бумаг Банк России, в числе прочего, вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России.
В соответствии с п.1,2 ст.11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным данным Федеральным законом, другими федеральными законами, в целях прекращения и предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
Следовательно, не могут быть принят во внимание и доводы истца о том, что Банк России не вправе выдавать эмитентам предписания, которыми на общество возлагаются обязанности по внесению соответствующих изменений и дополнений в устав.
Несоответствие устава общества требованиям федерального законодательства является нарушением прав акционеров и инвесторов (в том числе потенциальных инвесторов) и является правовым основанием для направления предписания в адрес общества.
В соответствии с п.1 ст.53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
Согласно п.1 ст.64 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных настоящим данным законом к компетенции общего собрания акционеров.
В свою очередь п.1 ст.55 Закона об акционерных обществах предусматривает, что внеочередное общее собрание акционеров проводится по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества на основании его собственной инициативы, требования ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, а также акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций общества на дату предъявления требования.
Таким образом, совет директоров, будучи уполномоченным органом управления общества, на основании предписания Уральского ГУ Банка России был обязан созвать внеочередное общее собрание акционеров для рассмотрения вопросов, касающихся внесения в устав общества соответствующих изменений.
При этом, то обстоятельство, что принятие решения о внесении изменений в устав зависит от волеизъявления акционера, не указывает на незаконность предписания, а может свидетельствовать лишь об объективной причине его неисполнения в установленные сроки.
Банк России в лице Уральского ГУ Банка России вправе направлять в адрес контролируемых лиц предписания о понуждении к внесению изменений в устав акционерного общества, а также применять иные меры, предусмотренные федеральными законами.
Истцом не представлено доказательств того, что оспариваемым ненормативным актом нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также, что указанный ненормативный акт не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту в редакции на момент вынесения Предписания.
Оспариваемый ненормативный акт вынесен Уральским главным управлением Центрального Банка Российской в соответствии с нормами, прямо предусмотренными Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст.76.2), Федеральным законом от 22.04 1996 N 39-ФЗ "О рынке цепных бумаг" (п.7 ст.44), является обоснованным и соответствующим нормам законодательства (п.1 ст.66.3, п.1 ст.97 ГК РФ), регламентирующим приобретение акционерным обществом статуса публичного и прекращение данного статуса на момент его вынесения.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст.71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст.270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по государственной пошлине в связи с подачей апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы, в соответствии со ст.110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 июня 2015 года по делу N А60-13772/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Р.А. Балдин |
Судьи |
Л.В. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-13772/2015
Истец: ОАО "ТЮМЕНСКИЙ ЗАВОД МЕДИЦИНСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТОВ"
Ответчик: Главное управление Центрального Банка России в лице Уральского главного управления, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ОАО "ФАРМСТАНДАРТ"
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9440/15
01.09.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9949/15
26.08.2015 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9949/15
11.06.2015 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-13772/15