г. Вологда |
|
31 августа 2015 г. |
Дело N А05-2889/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 31 августа 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленная компания" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 мая 2015 года по делу N А05-2889/2015 (судья Шишова Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агропромышленная компания" (ОГРН 1022901415899; ИНН 2918005895; место нахождения: 164224, Архангельская область, Няндомский район, д. Макаровская, ул. Набережная, д.6; далее - заявитель, общество) обратилось в Няндомский районный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, далее - Министерство) от 05.03.2015 N 204-07-02/15-30 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Няндомского районного суда Архангельской области от 17.03.2015 по делу N 12-22/2015 материалы дела по заявлению общества переданы на рассмотрение по подведомственности в Арбитражный суд Архангельской области.
Решением суда от 08 мая 2015 года признано незаконным и изменено постановление Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 05.03.2015 N 204-07-02/15-30, принятое в отношении общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленная компания", в части назначенного наказания в виде штрафа в размере, превышающем 150 000 руб. Суд снизил размер штрафа, наложенного постановлением Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 05.03.2015 N 204-07-02/15-30 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленная компания", до 150 000 руб.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие необходимости установки приборов учета на скважине N 1089, поскольку отпуск воды сторонним потребителям не производится. Указывает, что не обязано разрабатывать и утверждать технический проект. Полагает, что выявленные правонарушения являются незначительными, просит применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Министерство в отзыве отклонило доводы, изложенные в жалобе, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области (далее - Управление) в отношении общества проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 12.12.2014 N 146-225/1-2014.
В ходе проверки Управлением выявлены нарушения обществом условий выданной лицензии на право пользования недрами АРХ 01144 ВЭ со сроком действия до 25.05.2016, а именно: в нарушение пунктов 4, 7, 10 части 2 статьи 22, пункта 6, 7, 8 статьи 23, статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1, Закон о недрах) и условий лицензии разработка участка недр ведется в отсутствие технического проекта разработки месторождения (проекта водозабора); отсутствует водоизмерительный прибор (водосчетчик) на водозаборной скважине с паспортом N 1089; приустьевая часть водозаборной скважины N 1089 находится в обводненном состоянии, что создает угрозу загрязнения недр; отсутствуют наблюдения за качеством подземных вод на определение обобщенных показателей, общего химического состава подземных вод и по микробиологическим показателям, акты технического состояния и акты обследования зон санитарной охраны первого пояса по соблюдению режима, установленного для этих зон в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 на водозаборной скважине N 1089; не представлены отчеты по форме 4-ЛС за 2011-2013 год.
По результатам проверки обществу выданы предписания по устранению выявленных нарушений от 12.12.2014 N 146-225/1-2014/05, 146-225/1-2014/05-1, 146-225/1-2014/05-2, 146-225/1-2014/05-3, 146-225/1-2014/05-4.
По данным фактам нарушений Управлением в отношении общества составлен протокол от 19.01.2015 N 05-05/2015 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Учитывая изменения, внесенные в статью 2.3 Закона о недрах, положения статьи 23.22 КоАП РФ, Управление вынесло определение от 19.01.2015 о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности в Министерство.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, начальник Управления государственного надзора Министерства вынес постановление от 05.03.2015 N 204-07-02/15-30 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 350 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
При этом, как следует из заявления общества, оно не оспаривало выявленные нарушения по существу, просило признать совершенное административное правонарушение малозначительным.
Суд первой инстанции сделал вывод о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения, в то же время, исходя из характера административного правонарушения, имущественного положения заявителя, его статуса, суд признал незаконным и изменил оспариваемое постановление в части назначения обществу наказания в виде штрафа в размере, превышающем 150 000 руб.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, определяющий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Таким образом, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая в данном случае является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Основные права и обязанности пользователя недр предусмотрены в статье 22 Закона о недрах.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
В данном случае общество осуществляет пользование недрами на основании лицензии от 26.05.2006 на право пользования недрами АРХ 01144 ВЭ с целью добычи питьевых подземных вод для технологического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов. Участок недр расположен в д. Курниково муниципального образования "Мошинское" муниципального образования "Няндомский муниципальный район" Архангельской области. Срок действия данной лицензии на право пользования недрами установлен до 25.05.2016.
Согласно лицензии право недропользования предоставлено посредством одиночной действующей водозаборной скважины с паспортным номером N 1089.
Пунктом 1 лицензионного соглашения (приложение 1 к лицензии АРХ 01144 ВЭ) предусмотрено, что текущий водоотбор составляет 0,014 тыс. м/сутки или 5,11 тыс.м /год, в том числе по целям потребления: технологическое обеспечение водой сельскохозяйственных объектов - 0,014 тыс. м(3)/сутки. Максимальный водоотбор (лимит) устанавливается в количестве до 0,030 тыс. м /сутки или 10,95 тыс. м /год.
В соответствии с приложением 7 к лицензии АРХ 01144 ВЭ "Программа мониторинга подземных вод" наблюдения за величиной водоотбора ведутся по показаниям водоизмерительных приборов и заносятся ежедневно в журнал учета водопотребления.
Использование объемного и косвенного методов допустимо только в течение первого года действия лицензии.
Согласно пункту 6 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205 (далее - Порядок N 205), измерение объемов забора (изъятия) воды осуществляется на каждом водозаборе установкой на водозаборных сооружениях средств измерения расходов (уровней) воды.
Исходя из положений пунктов 7, 8 указанного Порядка, учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений, средства измерения подлежат поверке. Использование косвенных методов определения объема забранной воды (исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления или с помощью других методов) допускается в случае отсутствия технической возможности установки средств водоучета по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов (пункт 9 Порядка N 205).
Как установлено пунктом 6 статьи 23 Закона N 2395-1, достоверный учет извлекаемых из недр запасов полезных ископаемых является одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр.
В данном случае общество не выполняет указанные лицензионные условия, поскольку учет водопотребления ведется косвенным методом, что не оспаривается заявителем.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Согласно части 1 статьи 23.2 Закона N 2395-1 в редакции, действовавшей в период проведения плановой выездной проверки, разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
При этом согласно части 3 статьи 23.2 Закона о недрах порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 (далее - Положение N 118).
В соответствии с пунктом 2 указанного Положения обоснованные технические и технологические решения, обеспечивающие выполнение условий пользования предоставленным участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах, должны учитываться недропользователем при подготовке технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых. Пунктом 5 Положения N 118 предусмотрено, что проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом.
В ходе проведенной проверки установлено, что обществом добыча питьевых подземных вод из скважины N 1089 производится в отсутствие разработанного технического проекта.
Вместе с тем, статья 23.2 Закона о недрах с 01.01.2015 действует в следующей редакции: разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
В данном случае текущий водоотбор из скважины N 1089 составляет 14 м.куб/сутки. Добыча подземных вод согласно лицензии АРХ 01144 ВЭ осуществляется в целях технологического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов в д. Курниково.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно посчитал, что с 01.01.2015 обязанность по разработке и утверждению технического проекта у общества отсутствует.
Оспариваемое постановление вынесено 05.03.2015, то есть после вступления в силу новой редакции 23.2 Закона о недрах.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно с учетом позиции, изложенной в постановлениях пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 34 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 03 декабря 2011 года N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" и N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", посчитал, что указанное нарушение подлежит исключению из состава вмененного обществу правонарушения.
Согласно пункту 8 статьи 23 Закона о недрах основным требованием по рациональному использованию и охране недр является предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод, размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
В соответствии с пунктами 4 и 7 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.07.2011 N 308 утверждена форма федерального статистического наблюдения N 4-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод"
В соответствии с пунктом 5.11. СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение Наружные сети и сооружения", конструкция оголовка скважины должна обеспечивать полную герметизацию, исключающую проникание в межтрубное и затрубное пространства скважины поверхностной воды и загрязнений.
Пунктом 2.1 лицензионного соглашения предусмотрено условие рациональной эксплуатации водозаборных скважин, соблюдение условий по охране подземных вод и окружающей среды от загрязнения, выполнение всех мероприятий по ликвидации нарушений в установленные сроки.
Пунктом 2.2 лицензионного соглашения (приложение 1 к лицензии АРХ 01144 ВЭ) определено, что недропользователь обязуется обеспечить ведение мониторинга подземных вод, включающее систематическое наблюдение за эксплуатируемым водоносным горизонтом, техническим состоянием скважины, состоянием зоны санитарной охраны в соответствии с требованиями, изложенными в приложении 7; своевременное предоставление данных в систему государственного мониторинга состояния недр и иных сведений по запросу Архангельскенедра.
В приложении 7 к лицензии АРХ 01144 ВЭ "Программа мониторинга подземных вод" предусмотрено, что один раз в год должна проводиться проверка технического состояния скважины и ее оборудования, результаты обследования должны быть отражены в акте произвольной формы. Акт храниться в материалах по эксплуатационным скважинам.
Один раз в год должно производиться обследование зоны санитарной охраны водозабора с целью выявления источников возможного загрязнения подземных вод и проверки соблюдения установленного регламента хозяйственной деятельности в этой зоне.
Результаты режимных наблюдений за величиной водоотбора и уровнем подземных вод, копии химических анализов подземных вод, данные учета водопотребления по форме 2 тп (водхоз) направляются в Архангельскнедра для передачи в систему государственного мониторинга. Срок предоставления данных не позднее января месяца, следующего за отчетным годом.
В приложении 2 к лицензии АРХ 01144 ВЭ "Характеристика объекта недропользования и требования к пользованию недрами" предусмотрено, что эксплуатация водозаборной скважины разрешается при следующих условиях:
- наличие зоны санитарной охраны первого пояса, соблюдение режима, установленного для этих зон в соответствии с СанПиН 2.1.2.1110-02;
- ведение мониторинга подземных вод в соответствии с требованиями, изложенными в приложении 7 и своевременной отчетности в установленном порядке;
- своевременной годовой отчетности об использовании воды по форме 2-ТП (водхоз) не позднее 10 января последующего года в установленном порядке;
- проведение специальной водоподготовки (обезжелезивание, снижение цветности, мутности).
В данном случае Управлением в ходе проверки установлено, что водозаборная скважина с паспортным номером N 1089 находится в деревянном здании, в 300 метрах от телятника. Скважина эксплуатационная, вода по разводке поступает на водонапорную башню и далее в телятник. Вода подается в прерывистом режиме, на момент осмотра насос подачи был отключен. Приустьевая часть скважины находится в обводненном состоянии, отмечен самоизлив, посредством которого создается угроза загрязнения недр (подземных вод). Замок на дверях здания отсутствует, к водозаборной скважине открыт свободный доступ посторонних лиц.
Также установлено, что обществом не представлены акты обследования технического состояния водозаборной скважины, акты осмотра зоны санитарной охраны первого пояса, отчеты по форме N 4-ЛС.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно посчитал, что обществом допущено нарушение перечисленных требований законодательства, а также условий лицензии.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Учитывая отсутствие доказательств невозможности соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о наличии вины общества в совершении вмененного ему правонарушения и о наличии оснований для его привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Таким образом, в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, что свидетельствует о правомерном привлечении заявителя к административной ответственности.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Податель апелляционной жалобы считает необходимым признать совершенное правонарушение малозначительным.
Апелляционная коллегия не может согласиться с указанными доводами.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление ВАС N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий от совершения правонарушения, но и в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей.
На основании пункта 18.1 постановления ВАС N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
В данном случае обстоятельства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и дающие возможность расценивать данное правонарушение как малозначительное, отсутствуют.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 вышеназванной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
В связи с этим суд первой инстанции исходя из характера административного правонарушения, имущественного положения заявителя, его статуса, правомерно признал незаконным и изменил оспариваемое постановление в части назначения обществу наказания в виде штрафа в размере, превышающем 150 000 руб.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 мая 2015 года по делу N А05-2889/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2889/2015
Истец: ООО "АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ