город Ростов-на-Дону |
|
31 августа 2015 г. |
дело N А32-45166/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юрченко Н.Н.
при участии:
от ОАО "ИПП" - представитель Балала В.А. по доверенности от 30.12.2014;
от ОАО - представитель Васильченко В.В. по доверенности от 19.08.2015 (до перерыва); представитель Шабашова И.С., по доверенности от 18.08.2015 (после перерыва);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Саратовский нефтеперерабатывающий завод" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2015 по делу N А32-45166/2014
по иску ОАО "Саратовский нефтеперерабатывающий завод"
к ответчику - ОАО "ИПП", ООО "Новороснефтесервис"
при участии третьего лица - ОАО "РЖД"
о взыскании убытков
принятое в составе судьи Баганиной С.А.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Саратовский Нефтеперерабатывающий завод" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу "ИПП" о взыскании убытков в размере 774717 руб. 30 коп., к обществу с ограниченной ответственностью "Новороснефтесервис" о взыскании убытков в размере 31514 руб. 22 коп.
Определением от 04.02.2015 принят отказ истца от иска в части требований к ООО "Новороснефтесервис" о взыскании убытков в размере 31514 рублей. Производство по делу в данной части прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 141).
Решением от 17.03.2015 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что спорные вагоны простаивали на промежуточных станциях по причине ожидания подачи на подъездной путь грузополучателя. Договорных отношений между сторонами не имеется, основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что ответчик не исполнил свои обязанности надлежащим образом как грузополучатель, то есть сторона по договору перевозки. Наличие оснований для взыскания убытков подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-21363/2013 от 06.03.2014, которое имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора. По мнению заявителя жалобы, судом не оценены акты общей формы и дорожные ведомости, в которых отражена причина простоя вагонов - непринятие вагонов с грузом в связи с нарушением срока оборота вагонов грузополучателем.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 изменено наименование истца на публичное акционерное общество "Саратовский нефтеперерабатывающий завод".
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ПАО "Саратовский НПЗ" не явился. Обществом заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.
Представитель ОАО "ИПП" доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица в заседании поддержал позицию заявителя жалобы, представил истребуемые определением от 09.07.2015 документы.
В судебном заседании апелляционной инстанции 24.08.2015 был объявлен перерыв до 28.08.2015 до 10 час. 00 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации.
После перерыва заседание продолжено с участием представителей ОАО "ИПП" и ОАО "РЖД".
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.03.2014 по делу N А57-21363/2013 удовлетворены исковые требования ФГП "ВО ЖДТ РФ" о взыскании с ОАО "Саратовский НПЗ" 764452 руб. 38 коп. задолженности по сверхнормативной охране вагонов, 23230 руб. 82 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.10.2013 по 03.03.2014, 18548 руб. 32 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
Решение мотивировано тем, что требования истца о взыскании задолженности за услуги по сверхнормативной охране груза заявлены обоснованно. Вагоны, направленные ОАО "Саратовский НПЗ" в адрес ООО "ИПП" и ОАО "НоворосНефтеСервис", простаивали на станции СКЖД Армавир-Ростовский и станции Георгиевская СКЖД, по причине ожидания на подъездной путь получателя.
Полагая, что взысканные денежные средства за сверхнормативное хранение груза являются убытками, возникшими по вине грузополучателей, ПАО "Саратовский НПЗ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. При этом, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения обязательства контрагентом, наличие и размер понесенных истцом убытков, причинную связь между правонарушением и убытками.
В деле N А57-21363/2013 в качестве третьих лиц участвовали ОАО "ИПП", и ООО "Новороснефтесервис", следовательно, на основании части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты по названному делу имеют преюдициальный характер для рассмотрения настоящего спора.
Сумма, взысканная по делу N А57-21363/2013, оплачена ПАО "Саратовский НПЗ" платежным поручением N 629 от 29.05.2014 (т. 1 л.д. 22).
При рассмотрении дела N А57-21363/2013 установлен факт приема вагонов, охраняемых работниками ФГУП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" по актам от 08.02.2013, 09.02.2013, 25.01.2013, место передачи - станция Нефтяная, грузоотправитель - ОАО "Саратовский нефтеперерабатывающий завод", грузополучатели - ОАО "ИПП" и ОАО "НоворосНефтеСервис".
Груз принят к перевозке 08.02.2013 и 09.02.2013 по железнодорожным накладным N ЭX093704, ЭХ076993, ЭХ101569 в количестве 57 цистерн (5147745, 55512834, 50976257, 50014901, 50947381, 50489137, 50047703, 51458503, 57135766, 0634773, 51457208, 50260082, 50947357, 50452846, 73969149, 50496777, 50489574, 50486380, 54739693, 55627376, 50999556, 50113893, 54881545, 54482773, 58647090, 55593388, 50665264, 51057503, 57148678, 50947001, 50999614, 50172808, 50955053, 57220774, 54250949, 74977216, 51411916, 54046966, 57139867, 53963294, 51411833, 51901684, 53979001, 51908812, 50488378, 50117910, 51247781, 51813202, 50668839, 50488311, 54026489, 50489731, 50347079, 51457471, 74977034, 51259208, 50669167) и 25.01.2013 по железнодорожным накладным N ЭФ4777203, ЭФ477129 в количестве 2 цистерны (50005610, 51247757).
Арбитражным судом Саратовской области указано, что цистерны простаивали на станции СКЖД Армавир-Ростовский по причине ожидания подачи на подъездной путь получателя. Факт простоя подтвержден актами общей формы от 19.02.2013 N 2/172, от 27.02.2013 N 2/262, составленными перевозчиком - ОАО "РЖД" и приемосдатчиком, а также справкой Центральной дирекцией управления движения от 12.04.2013 N 516.
Вагоны N 50005610, 51247757 простаивали на станции СКЖД Георгиевская по причине ожидания подачи на подъездной путь получателя, что подтверждается актами общей формы от 02.02.2013 N 1/957, от 13.02.2013 N 1/1274, составленными перевозчиком - ОАО "РЖД" и приемосдатчиком, справкой Центральной дирекцией управления движения от 12.04.2013 N 516.
По смыслу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Деликтная ответственность за причинение убытков наступает при наличии ряда условий: подтверждения со стороны лица, требующего возмещения убытков, наличия состава правонарушения, наступления вреда и размера этого вреда, противоправности поведения причинителя вреда, причинно-следственной связи между противоправным поведением причинителя вреда и наступившими неблагопринятными последствиями, вины причинителя вреда. Отсутствие какого-либо одного из указанных элементов исключает возможность привлечения лица к деликтной ответственности.
Отношения сторон связаны с перевозкой груза и регулируются нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 785 Кодекса по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В данном случае перевозка осуществлялась со станции Приволжской ЖД Нефтяная на станцию назначения - Новороссийск СКЖД.
В адрес ОАО "ИПП" направлены следующие вагоны-цистерны N 51458503, 73969149, 55512834, 50014901, 50976257, 57135766, 50669167, 53979001, 51901684, 51411833, 54046966, 51259208, 50486380, 50260082, 50452846, 50489137, 50947381, 55627376, 51457208, 51457745, 50113893, 55593388, 50047703, 50947357, 50634773, 50999556, 50999614, 50172808, 57148678, 54881545, 54739693, 54482773, 51057503, 58647090, 50665264, 50489574, 50496777, 50947001, 54026489, 74977216, 50488378, 51247781, 51908812, 50488311, 57139867, 51411916, 50955053, 50347079, 51813202, 51457471, 57220774, 74977034, 54250949, 50668839, 50117910, 53963294, 50489731, 50752419, 57003493, 51456341.
Указанные вагоны-цистерны поименованы в акте общей формы N 2/271 от 19.02.2013, согласно которому вагоны задержаны на станции Армавир-Ростовский СКЖД по распоряжению N 1549 от 19.02.2013, в связи с неприемом станцией Новороссийск по причине нарушения срока оборота вагонов грузополучателем - ОАО "ИПП".
Вагоны прибыли на станцию Армавир 17.02.2013, отправлены на основании распоряжения N 3515 по акту общей формы N 262 от 27.02.2013.
В дорожных ведомостях указано, что срок доставки груза продлен на 10 суток (т. 1 л.д. 30-39).
Расчет стоимости услуг по сверхнормативному хранению произведен за период 13 суток (т. 1 л.д. 23-24).
В обоснование своих возражений ОАО "ИПП" ссылается на то, что задержка вагонов в пути следования необоснованна, так как ОАО "ИПП" имело возможность принимать вагоны в спорный период.
Между ОАО "ИПП" и ОАО "РЖД" 25.03.2008 заключен договор N 275/7/157/08-и на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "ИПП" на станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги (т. 1 л.д. 60-66), в соответствии с которым осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего ОАО "ИПП" (владелец), являющегося продолжением пути N 112 парка "Нижний" станции Новороссийск.
В § 12 договора установлено, что суточная перерабатывающая способность железнодорожного пути необщего пользования по выгрузке основных родов грузов составляет: дизельное топливо - 300 вагонов, карбамидно-аммиачная смесь - 70 вагонов, мазут (с 15.04-15.10) - 30 вагонов, мазут (с 15.10-15.04) - 20 вагонов (в редакции дополнительного соглашения от 15.10.2008).
Согласно справкам ОАО "ИПП" 16.02.2013 на путь необщего пользования прибыли вагоны с карбамидно-аммиачной смесью (КАС) в количестве - 53, дизельным топливом - 213, мазутом - 11 (т. 1 л.д. 54).
Следовательно, на 16.02.2013 (до начала периода задержки вагонов на промежуточных станциях) нормы перерабатывающей способности пути необщего пользования ОАО "ИПП" не были превышены.
Памятки приемосдатчика за указанное число - 16.02.2013, предшествующее задержке вагонов на станции Армавир в материалы дела не представлены.
Вместе с тем, в период задержки вагонов на станции Армавир с 17.02.2013 по 19.02.2013 нормы перерабатывающей способности пути необщего пользования ОАО "ИПП" были превышены только 22.02.2013 - дизельное топливо 320 вагонов, мазут 6 вагонов, КАС 33 вагона.
В остальные даты периода задержки вагонов нормы перерабатывающей способности соблюдались:
17.02.2013 - дизельное топливо 244 вагонов, мазут 11 вагонов;
18.02.2013 - дизельное топливо 257 вагонов, мазут 1 вагон, КАС 60 вагонов ;
19.02.2013 - дизельное топливо 251 вагон, КАС 26 вагонов;
20.02.2013 - дизельное топливо 221 вагон, мазут 12 вагонов, КАС 54 вагона;
21.02.2013 - дизельное топливо 237 вагонов, мазут 1 вагон, КАС 20 вагонов;
23.02.2013 - дизельное топливо 212 вагонов, мазут 4 вагона, КАС 20 вагонов;
24.02.2013 - дизельное топливо 256 вагонов, мазут 7 вагонов, КАС 54 вагонов;
25.02.2013 - дизельное топливо 269 вагонов, мазут 8 вагонов, КАС 23 вагона;
27.02.2013 - дизельное топливо 286 вагонов, КАС - 40 вагонов;
28.02.2013 - дизельное топливо 246 вагонов, мазут 12 вагонов.
26.02.2013 - дизельное топливо 226 вагонов, КАС 40 вагонов.
При таких обстоятельствах, довод ОАО "ИПП" о необоснованной задержке вагонов в пути следования является обоснованной.
Кроме того, в пункте 6 § 16 договора N 275/7/157/08-и на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "ИПП" на станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги от 25.03.2008 установлено, что отсутствие технической возможности приема вагонов следующих в адрес владельца на станцию назначения определяется нахождением на путях общего пользования станции Новороссийск в ожидании подачи или приема по причинам, зависящим от владельца 110 вагонов с дизельным топливом, 30 вагонов с мазутом, 40 вагоном с карбимидно-аммиачной смесью, прибывшими под выгрузку на станцию Новороссийск.
ОАО "РЖД" не представлено доказательств того, что в период задержки спорных вагонов в пути следования количество вагонов, прибывших в адрес ОАО "ИПП" и находящихся на путях общего пользования станции Новороссийск, превышало определенный указанным условием договора лимит.
В суде апелляционной инстанции ОАО "РЖД" представлены сведения о времени нахождения прибывших в адрес ОАО "ИПП" вагонов под грузовыми операциями в период с 19.02.2013 по 20.02.2013.
В соответствии с § 11 договора N 257/7/157/08-и от 25.03.2018 (в редакции дополнительного соглашения от 15.10.2008) технологический срок оборота вагонов составляет для вагонов с одной грузовой операции - 4 час. 30 мин., для вагонов с мазутом в зимний период - 11 час. 00 мин., в летний период - 7 часов. При одновременной подаче 60 вагонов с дизельным топливом технологический срок оборота вагонов - 4 час. 50 мин.
ОАО "РЖД" не представлены сведения о технологическом сроке оборота вагонов за весь спорный период.
Представленные в дело памятки приемосдатчика не содержат сведения о виде прибывшего в адрес ОАО "ИПП" груза, в зависимости от чего определены названные выше сроки нахождения вагонов под грузовыми операциями.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что задержка вагонов в пути следования произошла не вследствие действий грузополучателя, в связи с чем исковые требования о взыскании убытков удовлетворению не подлежат.
При таких условиях, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
Ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица ООО "Росморагент" рассмотрено судом апелляционной инстанции и отклонено.
В силу статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
ООО "Росморагент" решение по настоящему делу не обжалует.
Общество не состоит в договорных отношениях с истцом, обжалуемое решение прав и законных интересов ООО "Росморагент" не затрагивает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2015 по делу N А32-45166/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-45166/2014
Истец: ОАО "САРАТОВСКИЙ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД", ОАО Саратовский НПЗ
Ответчик: ОАО "ИПП", ООО "ИПП", ООО "Новороснефтесервис"
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала ОАО "РЖД" - "Северо-Кавказской железной дороги", ООО "Новороснефтесервис", ПАО "Саратовский нефтеперерабатывающий завод"