г. Пермь |
|
31 августа 2015 г. |
Дело N А50-4797/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Виноградовой Л.Ф., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ходыревой Н.В.,
при участии:
от заявителя - Зильберминц С.А. (паспорт, доверенность от 02.03.2015),
от ответчика - представитель не явился,
от третьих лиц - представитель не явился,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 19 мая 2015 года
по делу N А50-4797/2015,
принятое судьей Мещеряковой Т.И.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Романовой Елены Николаевны (ИНН 590600010604, ОГРНИП 312590427500022)
к Администрации города Перми
третьи лица: Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми, Некоммерческая организация "Фонд "Институт проблем устойчивого развития городов и территорий" (ИНН 7606053268, ОГРН 1057601090348)
о признании ненормативного правового акта недействительным,
установил:
Индивидуальный предприниматель Романова Елена Николаевна (заявитель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Администрации города Перми (ответчик) о признании недействительным постановления Администрации г. Перми от 18.07.2013 N 599 "Об утверждении документации по планировке территории жилого района Камская долина, ограниченного ул. Короленко, ул. Маршала Жукова, границей жилого района Средняя Курья и рекой Камой в Ленинском районе города Перми" в части установления красных линий в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:0372, расположенного по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Спешилова, 84, о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения данной красной линии из оспариваемого проекта планировки.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми, Некоммерческая организация "Фонд "Институт проблем устойчивого развития городов и территорий".
Решением суда от 19.05.2015 (резолютивная часть от 18.05.2015) заявленные требования удовлетворены.
Решение суда от 19.05.2015 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что план современного использования территории (опорный план) и план красных линий (основной чертеж) являются самостоятельными графическими материалами проекта планировки, что не свидетельствует о том, что красные линии должны проектироваться с учетом существующей застройки.
Третье лицо Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми доводы апелляционной жалобы поддерживает.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда от 19.05.2015 без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 59:01.0000000:0372 общей площадью 4163,2 кв.м, с разрешенным использованием - под автомобильную газозаправочную станцию, расположенного по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Спешилова, 84, а также расположенного на этом земельном участке объекта недвижимого имущества: автомобильной газозаправочной станции на 100 автомашин в сутки, в т.ч.: 1-этажного здания операторской, площадью 87 кв.м. (лит.А), выгребной ямы (лит.Г), скважины (лит.Г1), замощения (Лит.1), замощения (лит.11).
Постановлением Администрации г. Перми от 18.07.2013 N 599 утверждена документация по планировке территории жилого района Камская долина, ограниченного ул. Короленко, ул. Маршала Жукова, границей жилого района Средняя Курья и рекой Камой в Ленинском районе города Перми, которой установлены красные линии, проходящие по земельному участку и объекту недвижимости заявителя.
Полагая, что данное постановление в указанной части не соответствует закону и препятствует осуществлению на земельном участке строительства, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 58), акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами и могут быть оспорены по правилам главы 24 АПК РФ.
Поскольку оспариваемым постановлением утвержден, в том числе, проект планировки (в части установления красных линий) данное постановление является ненормативным актом органа местного самоуправления муниципального образования город Пермь, и с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ N 58, данный спор подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Факт установления красных линий по земельному участку и объекту недвижимости заявителя ответчиком не оспаривается
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (ч. 2 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ).
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемое постановление принято ответчиком в рамках предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка подготовки и утверждения документации по планировке территории.
Статьей 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Судом первой инстанции верно указано на то, что красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 68, 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком не доказано соответствие ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Согласно положениям Градостроительного кодекса РФ целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. В указанной документации указываются как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Суду не представлено доказательств, подтверждающих, что спорные красные линии являются существующими, определенными в установленном порядке. Также в материалах дела отсутствуют доказательства соответствия оспариваемого постановления Генеральному плану города Перми, утвержденному решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 N 205, доказательства планируемого строительства объектов, поименованных в п. 11 ст. 1 Градостроительного РФ, и принятие решения о резервировании земельного участка заявителя для последующего выкупа для государственных или муниципальных нужд.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно указал, что установление красных линий без учета фактического землепользования является нарушением требований Градостроительного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются. Установление красных линий по земельному участку, принадлежащему на праве собственности заявителю, изменяет правовой режим использования этого участка. Такое установление не может производиться произвольно, его обоснованность должна быть подтверждена соответствующими доказательствами.
Суд апелляционной инстанции считает, что фактические отношения сторон получили надлежащую правовую оценку, при исследовании судом первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон.
При таких обстоятельствах, нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 19.05.2015 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 19 мая 2015 года по делу N А50-4797/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.Л.Зеленина |
Судьи |
Л.Ф.Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-4797/2015
Истец: Романова Елена Николаевна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ
Третье лицо: Департамент градостроительства и архетиктуры администрации города Перми, НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД "ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ И ТЕРРИТОРИЙ"