г. Саратов |
|
02 сентября 2015 г. |
Дело N А06-11953/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" сентября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Борисовой Т.С., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новосёловой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ТЭЦ-Северная"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 апреля 2015 года по делу N А06-11953/2014 (судья Шарипов Ю.Р.)
по заявлению открытого акционерного общества "ТЭЦ-Северная" (414042, г. Астрахань, ул. Мосина, 1 А, ИНН 3018013285, ОГРН 1023000847924)
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Советская/Коммунистическая, ул. Чернышевского/Володарского, 14-12/3/13/17, ИНН 3015075565, ОГРН 1063015050780)
третье лицо: Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации г. Астрахани (414040, г. Астрахань, ул. Чехова, 10, ИНН 3015096830, ОГРН 1123015002142)
о признании незаконными действий Министерства ЖКХ Астраханской области в части отказа в утверждении инвестиционной программы ОАО "ТЭЦ - Северная"; обязании Министерства ЖКХ Астраханской области утвердить инвестиционную программу ОАО "ТЭЦ - Северная" в редакции от 19.02.2013,
в судебном заседании 19.08.2015 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 26.08.2015, 09 час. 10 мин.,
при участии в судебном заседании представителей: открытого акционерного общества "ТЭЦ-Северная" - Коломеец А.А., по доверенности от 01.06.2015,
открытого акционерного общества "ТЭЦ-Северная" - Масленников М.Н., по доверенности от 27.01.2015,
без участия в судебном заседании представителей: Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации г. Астрахани (почтовые уведомления 80967, N 80968 приобщены к материалам дела),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "ТЭЦ-Северная" (далее ООО "ТЭЦ-Северная", общество, заявитель, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением к министерству жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (министерство) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Просит признать незаконными действия Министерства ЖКХ Астраханской области в части отказа в утверждении Инвестиционной программы ОАО "ТЭЦ -Северная", совершенных после вступления в силу Правил согласования и утверждения инвестиционных программ в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 410. Просит суд обязать Министерство ЖКХ АО обязать утвердить инвестиционную программу ОАО "ТЭЦ-Северная" в редакции от 19.02.2013
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 13 апреля 2015 года в удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом "ТЭЦ-Северная" требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, открытое акционерное общество "ТЭЦ-Северная" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 262 АПК РФ Министерством жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В порядке ст. 163 АПК РФ 19.08.2015 в судебном заседании объявлен перерыв до 26.08.2015, 09 час. 10 мин.
Информация о перерыве размещено в соответствии с рекомендациями, данными в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2006 года N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
После перерыва апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей открытого акционерного общества "ТЭЦ-Северная", Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации г. Астрахани, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
25 февраля 2013 года общество "ТЭЦ-Северная" обратилось в министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области с заявлением от 19.02.2013 г. N Т/3-226 об утверждении Инвестиционной программы ОАО "ТЭЦ-Северная", а в орган местного самоуправления в лице заместителя мэра города - начальника управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации гор. Астрахани Ковалеву A.M. - с просьбой согласовать Инвестиционную программу (обращение от 19.02.2013 г. N Т/3-225).
Ответчиком предоставленная Инвестиционная программа ОАО "ТЭЦ-Северная" рассмотрена и одобрена без замечаний (ответ от 12.03.2013 г. N 04-01/055) с указанием невозможности утверждения по основаниям отсутствия подзаконных актов, регламентирующих порядок утверждения инвестиционных программ.
Министерство экономического развития Астраханской области 11.04.2013 своим ответом N 687-ВЗ/26 уведомило о рассмотрении и принятии к сведению Инвестиционной программы ОАО "ТЭЦ-Северная" по причинам отсутствия у министерства предусмотренных полномочий и указанием уполномоченного для утверждения органа в лице министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области после вступления в силу подзаконных актов регламентирующих порядок утверждения инвестиционных программ.
Орган местного самоуправления МО "Город Астрахань" в лице заместителя начальника управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации г. Астрахани С.Г. Чернухина своим ответом от 02.04.2013 N 30-11-01-885 уведомил ОАО "ТЭЦ-Северная" об отсутствии возражений по реализации Инвестиционной программы, а также сообщили о направлении соответствующего запроса N 30-11-01-635 от 18.03.2013 в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.
05 марта 2014 года ОАО "ТЭЦ-Северная" своим обращением N Т/3-222 повторно обратилось в уполномоченный орган по вопросу утверждения инвестиционной программы. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в своем ответе от 17.04.2014 N 04-01/0870 сообщило о невозможности реализации данных полномочий ввиду отсутствия на то законных оснований.
15 мая 2014 года вступили в силу Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 410 (далее - Правила), а 13.08.2014 за номером N459/пр Минстрой России утвердил приказ "Об утверждении рекомендуемой формы инвестиционной программы организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и методических рекомендаций по ее заполнению" (далее - Приказ).
Так согласно Правилам и приказу министерство рассмотрело письмо ОАО "ТЭЦ -Северная" от 26.09.2014 N Т/3 - 1510, и согласно п. 22 Правил направило инвестиционную программу ОАО "ТЭЦ - Северная" на доработку (исх. 15.10.2014 N 04-01/4612), при этом 29.10.2014 N 04-01/0298 министерство дополнительно уведомило ОАО "ТЭЦ - Северная", о необходимости при разработке инвестиционной программой руководствоваться Приказом.
Так после доработки ОАО "ТЭЦ - Северная" инвестиционной программы (письмо от 21.10.2014 N Т/3 - 1733) министерство направило данную программу на согласование в муниципальное образование "Город Астрахань" (исх. письмо от 28.11.2014 N 04-01/0330).
Согласно письму муниципального образования "Город Астрахань" от 13.01.2015 N 30-11-07-16 ОАО "ТЭЦ - Северная" отказано в утверждении инвестиционной программы, в виду того, что проект схемы теплоснабжения города Астрахани до 2029 года, разработанный городом в 2014 году, направлен в министерство энергетики Российской Федерации на утверждение и на данный момент проект возвращен на доработку, а учитывая, что в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия, целесообразность реализации которых обоснована в схемах теплоснабжения соответствующих поселений, городских округов (п. 6 Правил), то на сегодняшний день инвестиционная программа не обеспечивает реализацию мероприятий по развитию системы теплоснабжения, включенных в схему теплоснабжения соответствующего поселения, городского округа (п. 26 Правил).
Не согласившись с действиями Министерства ЖКХ по АО в период после вступления в силу Правил N 410 от 05.05.2014, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд обоснованно счел требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон) инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, - программа мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.
При этом согласно п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона инвестиционная программа подлежит согласованию и утверждению в соответствии с правилами и с учетом требований к их содержанию, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Так на момент подачи в министерство ОАО "ТЭЦ - Северная" инвестиционной программы реконструкции основного энергооборудования ОАО "ТЭЦ - Серная" на 2011-2022 гг. (далее - инвестиционная программа) (письма от 19.02.2014 N Т/3-226, 05.03.2014 N Т/3-222) вышеуказанные правила и требования по ее рассмотрению и утверждению не были утверждены Правительством Российской Федерации.
15 мая 2014 года вступили в силу Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 410 (далее - Правила).
С учетом уточненных требований, судом обоснованно рассмотрены правоотношения сторон, возникшие после 15.05.2014.
Министерство утверждает инвестиционные программы организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных министерством плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения (абз. 2 ч. 2.1.7 раздела 2 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 18.03.2010 N 101-П, п.5 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Из материалов дела следует, что ОАО "ТЭЦ - Северная" не представило в министерство плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения для их установления нормативным актом министерства.
Как правильно сделал вывод суд, данные обстоятельства не предоставляют возможность утверждения самой инвестиционной программы, до установления министерством по данным ОАО "ТЭЦ-Северной" плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения (абз. 5 пп. а п. 8 Правил).
При этом плановые показатели надежности и энергетической эффективности определяются на срок реализации инвестиционной программы (п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2014 N 452)
Ссылка ОАО "ТЭЦ - Северная" на то, что плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения в министерство представлялись в виде дополнительного письма от 10.11.2014 N Т/3-1903 подлежит отклонению, в виду того, что до предоставления в министерство на утверждение инвестиционной программы, ОАО "ТЭЦ - Северная" должно было выступить с инициативой к министерству с письмом об утверждении таких показателей по утвержденной форме, письмо же от 10.11.2014 N Т/3-1903 является документом подтверждающим доработку ранее выявленных министерством замечаний при рассмотрении инвестиционной программы (исх. 15.10.2014 N 04-01/4612).
Несостоятельны доводы заявителя о том, что Постановления министерства ЖКХ Астраханской области от 01.07.2013 N 25-П "Об утверждении нормативов удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию от объекта "Реконструкция содорегенерационной котельной в ТЭЦ по ул. Мосина, 1а в Трусовском районе г. Астрахани" на 2013 год" и от 18.04.2014 N 12-п "Об утверждении нормативов запасов топлива ОАО "ТЭЦ-Северная" и нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии ОАО "ТЭЦ-Северная" на 2015 год" являются утвержденные базовые показатели энергетической эффективности, что соотносится к плановым значениям показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, так как данные постановления министерства утверждались для разработки ОАО "ТЭЦ-Северная" производственной программы и устанавливали количество необходимого топлива на выработку 1 гигакалории только на 2013 год и на 2015 год.
При этом, расчет плановых нормативов запасов топлива ОАО "ТЭЦ-Северная" и нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии ОАО "ТЭЦ-Северная" установленный постановлениями министерства от 01.07.2013 N 25-п, от 18.04.2014 N 12-п разработаны в соответствии Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10.08.2012 N 377 "О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования "цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Порядок), где методика расчета запаса топлива определяется по формуле установленной пунктом 19 Порядка.
Расчет же плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения определяется по формулам предусмотренным Правилами определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 340, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2014 N 452
Соответственно ссылка ОАО "ТЭЦ-Северная" на то, что плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности утверждены постановлениями министерства от 01.07.2013 N 25-п, от 18.04.2014 N 12-п является не верной.
Согласно п. 20 Правил регулируемая организация направляет инвестиционную программу по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, на утверждение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации до 15 марта года, предшествующего периоду начала ее реализации.
В соответствии с п. 34 Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает инвестиционную программу до 30 октября года, предшествующего периоду начала реализации инвестиционной программы.
В связи с этим, указание в инвестиционной программе ОАО "ТЭЦ -Северная" период реализации программы 2011 -2022 гг., является неправомерным.
Доводы апелляционной жалобы тождественны ранее заявленным в суде первой инстанции, получили надлежащую оценку в судебном акте, оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные издержки по оплате государственной пошлины в размере 1500 рублей 00 копеек в соответствии со ст. 110 АПК РФ суд относит на проигравшую сторону.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 апреля 2015 года по делу N А06-11953/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-11953/2014
Истец: ОАО "ТЭЦ-Северная"
Ответчик: Министерство Жилищно-Коммунального хозяйства Астраханской области, Министерство ЖКХ Астраханской области
Третье лицо: Министерство ЖКХ Астраханской области, Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации г. Астрахани