Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18 ноября 2015 г. N Ф10-3831/15 настоящее постановление оставлено без изменения
2 сентября 2015 г. |
Дело N А84-553/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 2 сентября 2015 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Горошко Н.П.,
Градовой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Лепехиной Е.Ю.,
при участии: представителя ООО "ПРОМИНВЕСТХОЛДИНГ" - Запруты Жана Викторовича, доверенность от 22.04.2015; представителя ГУП Севастополя "Севавтотранс" - Дудник Виктора Юрьевича, доверенность от 22.12.2014 N 86; представителя Правительства Севастополя - Борзова Сергея Анатольевича, доверенность от 23.10.2014 N 1; представителя Губернатора города Севастополя Меняйло Сергея Ивановича - Борзова Сергея Анатольевича, доверенность от 23.10.2014 N 1; представителя третьего лица ООО "ЮГ-КОМПЛЕКС-РЕСУРС" - Запруты Жана Викторовича, доверенность от 20.04.2015 N б/н;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПРОМИНВЕСТХОЛДИНГ" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 01.07.2015 по делу N А84-553/2015 (судья Колупаева Ю.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПРОМИНВЕСТХОЛДИНГ" (ул. Севастопольская, д. 245, г. Симферополь, Республика Крым, 295024, ОГРН 1159102072040) к Губернатору города Севастополя, Председателю Правительства Севастополя Меняйло Сергею Ивановичу (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011), Правительству Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011), государственному унитарному предприятию Севастополя "Севавтотранс" (ул.Токарева, 4-А, г. Севастополь, 299029, ОГРН 1149204009085, ИНН/КПП 9204004761/920401001), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца: общества с ограниченной ответственностью "ЮГ-КОМПЛЕКС-РЕСУРС" ( ул.Севастопольская, д. 245, г. Симферополь, Республика Крым, 295024, ОГРН 1149102041461), общества с ограниченной ответственностью "Промхолдинг" (ул.Киевская, 4, г. Симферополь, Республика Крым, 295023, идентификационный код 32234097), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков: публичного акционерного общества "Акционерная компания "Крымавтотранс" в лице Временной администрации по управлению обществом (ул. Севастопольская, 20-А, г. Симферополь, Республика Крым, 295023, идентификационный код 03120667), о признании недействительным и отмене распоряжения губернатора и об истребовании имущества из незаконного владения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПРОМИНВЕСТХОЛДИНГ" (ул. Севастопольская, д. 245, г. Симферополь, Республика Крым, 295024, ОГРН 1159102072040) (далее - ООО "ПРОМИНВЕСТХОЛДИНГ", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Губернатору города Севастополя, Председателю Правительства Севастополя Меняйло Сергею Ивановичу (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011) (далее - Губернатор города Севастополя Меняйло С.И., заинтересованное лицо 1), Правительству Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011) (далее - Правительство Севастополя, заинтересованное лицо 2), государственному унитарному предприятию Севастополя "Севавтотранс" (ул.Токарева, 4-А, г. Севастополь, 299029, ОГРН 1149204009085, ИНН/КПП 9204004761/920401001) (далее - ГУП Севастополя "Севавтотранс", заинтересованное лицо 3), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца: общества с ограниченной ответственностью "ЮГ-КОМПЛЕКС-РЕСУРС" (ул.Севастопольская, д. 245, г. Симферополь, Республика Крым, 295024, ОГРН 1149102041461) (далее - ООО "ЮГ-КОМПЛЕКС-РЕСУРС" о признании недействительным и отмене распоряжения губернатора - председателя Правительства Севастополя Меняйло Сергея Ивановича от 27.02.2015 N 93-рп "Об обеспечении и функционировании объектов транспортной инфраструктуры г. Севастополя", истребовании имущества из незаконного владения у государственного унитарного предприятия Севастополя "Севавтотранс" путем освобождения автовокзала, расположенного по ул. Вокзальная, 11 г. Севастополь, автостанции, расположенной на пл. Захарова, г. Севастополь, автостанции, расположенной на Симферопольском шоссе, 19 в г. Инкерман, автостанции, расположенной по ул. Первомайская, д. 3 в п. Кача.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 1 июля 2015 года в удовлетворении требований ООО "ПРОМИНВЕСТХОЛДИНГ" о признании недействительным и отмене распоряжения губернатора-председателя Правительства Севастополя Меняйло Сергея Ивановича от 27.02.2015 N 93-рп "Об обеспечении и функционировании объектов транспортной инфраструктуры г.Севастополя" и об истребовании имущества из незаконного владения у государственного унитарного предприятия Севастополя "Севавтотранс" путем освобождения автовокзала, расположенного по ул. Вокзальная, 11, г. Севастополь, автостанции, расположенной на пл. Захарова, г. Севастополь, автостанции, расположенной на Симферопольском шоссе, 19 в г. Инкерман, автостанции, расположенной по ул. Первомайская, д. 3 в п. Кача, было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "ПРОМИНВЕСТХОЛДИНГ" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 1 июля 2015 года, принять по делу новый судебный акт, которым требования заявителя удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что Общество является собственником спорного имущества - объектов транспортной инфраструктуры (автовокзал по адресу ул. Вокзальная, 11; автостанция по адресу пл. Захарова; автостанция по адресу г. Инкерман, Симферопольское шоссе, 19; автостанция по адресу п. Кача, ул. Первомайская, 3) в соответствии с решением Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 18.07.2005 по делу N 2-20/10890, протоколом N 1 сборов участников общества с ограниченной ответственностью "ПРОМИНВЕСТХОЛДИНГ" от 14.11.2005 и актом приема-передачи учредительного взноса от 23.11.2005, согласно которым спорное имущество было передано заявителю - истцу в качестве учредительного взноса ООО "Промхолдинг". Общество также, считает, что заинтересованными лицами не было представлено доказательств наличия прав собственности на указанные объекты недвижимости на момент издания обжалуемого им распоряжения Губернатора города Севастополя N 93-РП.
Представитель заявителя - истца ООО "ПРОМИНВЕСТХОЛДИНГ", он же представитель третьего лица - ООО "ЮГ-КОМПЛЕКС-РЕСУРС", поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 1 июля 2015 года, принять по делу новый судебный акт, которым требования заявителя удовлетворить.
Представитель ГУП Севастополя "Севавтотранс" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение Арбитражного суда города Севастополя от 01 июля 2015 без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что обстоятельства, на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе, были подробно исследованы судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Представитель Правительства Севастополя также возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение Арбитражного суда города Севастополя от 01 июля 2015 без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, однако отзыв на апелляционную жалобу суду не представил.
Представитель Губернатора города Севастополя Меняйло Сергея Ивановича возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение Арбитражного суда города Севастополя от 01 июля 2015 без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, отзыв на апелляционную жалобу также не представил.
Третьи лица (ООО "Промхолдинг", ПАО "Акционерная компания "Крымавтотранс" в лице Временной администрации по управлению обществом) отзывы на апелляционную жалобу не представили и не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, признаны судом надлежаще извещенными о дате, месте и времени судебного заседания.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее извещение третьих лиц - ООО "Промхолдинг", ПАО "Акционерная компания "Крымавтотранс" в лице Временной администрации по управлению обществом, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 1 июля 2015 года проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судом установлено, что 27.02.2015 Губернатором города Севастополя, Председателем Правительства Севастополя Меняйло Сергеем Ивановичем было издано распоряжение за N 93-РП "Об обеспечении функционирования объектов транспортной инфраструктуры города Севастополя" (далее - Распоряжение N 93-РП). (т.2 л.д. 73-74). В соответствии с пунктом 1 указанного распоряжения ГУП Севастополя "Севавтотранс" было поручено обеспечить бесперебойное функционирование и сохранность автовокзала и автостанций, расположенных на территории города Севастополя: автовокзала по адресу ул. Вокзальная, 11; автостанции по адресу пл. Захарова; автостанции по адресу г. Инкерман, Симферопольское шоссе, 19; автостанции по адресу п. Кача, ул. Первомайская, 3.
Согласно пункту 2 Распоряжения N 93-РП ГУП Севастополя "Севавтотранс" обязывалось обеспечить осуществление хозяйственной деятельности указанных объектов транспортной инфраструктуры, заключение необходимых договоров для обеспечения бесперебойной работы объектов транспортной инфраструктуры, проведение других организационно - распорядительных и юридических действий, связанных с обеспечением деятельности объектов транспортной инфраструктуры.
Кроме того, директору ГКП Севастополя "Севавтотранс" было поручено провести инвентаризацию имущества и активов транспортной инфраструктуры (пункт 3 Распоряжения N 93-РП).
Считая, что распоряжение "Об обеспечении функционирования объектов транспортной инфраструктуры города Севастополя" от 27.02.2015 N 93-РП нарушает права ООО "ПРОМИНВЕСТХОЛДИНГ", как собственника на указанное имущество, последний обратился в арбитражный суд с настоящим с заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что ООО "ПРОМИНВЕСТХОЛДИНГ" доказательств того, что на момент издания Распоряжения N 93-РП, оно являлось владельцем или пользователем спорного имущества не представило, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявителем не доказано, что Распоряжение N 93-РП нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, отсутствуют основания для признания недействительным и отмене указанного распоряжения.
Согласно части 3 статьи 11 Устава города Севастополя от 14.04.2014 N 1-ЗС, принятого Законодательным Собранием г. Севастополя 11.04.2014 (далее - Устав), система органов государственной власти города Севастополя устанавливается настоящим Уставом в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными федеральным законом.
В соответствии со статьей 24 Устава, Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Правительство Севастополя.
Исполнительную власть в городе Севастополе осуществляют Губернатор города Севастополя, Правительство Севастополя и исполнительные органы государственной власти города Севастополя (статья 31 Устава).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 34 Устава, Правительство Севастополя разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития города Севастополя, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии. Правительство Севастополя, в том числе, управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительство Севастополя, исполнительные органы государственной власти города Севастополя на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящего Устава, законов города Севастополя и правовых актов Губернатора издают постановления и распоряжения Правительства Севастополя, приказы и распоряжения исполнительных органов государственной власти города Севастополя. Постановления и распоряжения Правительства Севастополя, приказы и распоряжения исполнительных органов государственной власти города Севастополя, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в городе Севастополе. (статья 35 Устава).
Следовательно, Правительство Севастополя вправе издавать, а Губернатор города Севастополя как Председатель Правительства Севастополя подписывать распоряжения, направленные на управление и распоряжение собственностью города Севастополя, его эффективное использование.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 1 Закона города Севастополя от 07.08.2014 N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя", принятого Законодательным Собранием г. Севастополя 22.07.2014 (далее - Закон города Севастополя N 56-ЗС), предусмотрено, что государственное имущество города Севастополя (объекты собственности города Севастополя) - вещи, включая ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие на праве собственности городу Севастополю, в том числе информационные ресурсы города Севастополя, иные объекты гражданских прав, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации. Управление государственным имуществом города Севастополя - организованный процесс принятия и исполнения решений по учету, содержанию собственности города Севастополя, владению, пользованию и распоряжению таким государственным имуществом, а также по контролю за использованием по назначению собственности города Севастополя и ее сохранностью. Реестр собственности города Севастополя - совокупность документированных сведений об объектах собственности города Севастополя, их состоянии и движении, необходимых и достаточных для осуществления управления государственным имуществом города Севастополя.
Статьей 8 Закона города Севастополя N 56-ЗС предусмотрено, что объекты собственности города Севастополя учитываются в Реестре собственности города Севастополя. Порядок ведения Реестра собственности города Севастополя и внесения в него информации, а также предоставления информации об объектах собственности города Севастополя устанавливается Правительством Севастополя. Объектами учета Реестра собственности города Севастополя (далее - объекты учета) являются, в том числе: земельные участки; здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства; объекты инженерного и коммунального назначения; воздушные или морские суда, суда внутреннего плавания; иное имущество, отнесенное законом к недвижимости.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в материалах дела отсутствуют сведения относительно того, что объекты транспортной инфраструктуры, указанные в пункте 1 Распоряжения N 93-РП (автовокзал по адресу ул. Вокзальная, 11; автостанция по адресу пл. Захарова; автостанция по адресу г. Инкерман, Симферопольское шоссе, 19; автостанция по адресу п. Кача, ул. Первомайская, 3), на момент его издания были включены в Реестр собственности города Севастополя, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.06.2015 N91/001/037/2015-94, выданным Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя (том 3 л.д. 7-8).
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Бремя доказывания законности распоряжения, в частности права на распоряжение имуществом, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ в порядке главы 24 АПК РФ лежит на Губернаторе города Севастополя и Правительстве Севастополя, однако последние в нарушение указанных норм права не представили в суд первой инстанции и суд апелляционной инстанции доказательств наличия права собственности на спорное имущество на момент издания Распоряжения N 93-РП.
Общество обосновывает апелляционную жалобу тем, что оно является собственником спорного имущества - объектов транспортной инфраструктуры, указанных в Распоряжение N 93-РП (автовокзал по адресу ул. Вокзальная, 11; автостанция по адресу пл. Захарова; автостанция по адресу г. Инкерман, Симферопольское шоссе, 19; автостанция по адресу п. Кача, ул. Первомайская, 3) в соответствии с решением Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 18.07.2005 по делу N 2-20/10890, протоколом N 1 сборов участников общества с ограниченной ответственностью "ПРОМИНВЕСТХОЛДИНГ" от 14.11.2005 и актом приема-передачи учредительного взноса от 23.11.2005, согласно которым спорное имущество было передано истцу в качестве учредительного взноса ООО "Промхолдинг".
В соответствии с решением Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 18.07.2005 по делу N 2-20/10890 был удовлетворен иск ООО "Промхолдинг" к ООО "Дельтахолдинг" о признании права собственности на имущество, согласно которому за третьим лицом по данному делу было признано право собственности, в том числе на следующие объекты: здание автостанции Инкерман, с. Инкерман, ул. Севастопольская; здание автостанции Кача, с. Кача, ул. Первомайская, здание Севастопольского а/в, г. Севастополь, ул. Ревякина, 1 (ныне ул. Вокзальная, 11) (том 1 л.д. 55-69).
Согласно протоколу N 1 сборов участников общества с ограниченной ответственностью "ПРОМИНВЕСТХОЛДИНГ" от 14.11.2005 года был утвержден Устав общества, а также утвержден порядок уплаты учредительных взносов в Уставной фонд ООО "ПРОМИНВЕСТХОЛДИНГ", согласно которому ООО "Промхолдинг" в счет своего взноса вносит материальные активы на сумму 4 999 500,00 украинских гривен, что составляет 99,99 % Уставного фонда. ООО "АТП N 39365" в счет своего взноса вносит денежные средства на сумму 500 украинских гривен, что составляет 0,01 % Уставного фонда (том 1 л.д. 70).
23.11.2005 года был составлен акт приема-передачи учредительного взноса N 26/ПХ, в соответствии с которым ООО "Промхолдинг" в счет своего взноса внесло материальные активы на общую сумму 538 670,25 грн., в том числе: здание автостанции Инкерман, с. Инкерман, ул. Севастопольская; здание автостанции Кача, с. Кача, ул. Первомайская, здание Севастопольского а/в, г. Севастополь, ул. Ревякина, 1 (том 1 л.д. 71-73).
В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Вместе с тем, указанные документы должны соответствовать законодательству и подтверждать право собственности на момент их выдачи. Таким законодательством в 2005 году являлось право Украины.
Часть 1 статьи 140 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что обществом с ограниченной ответственностью является учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли, размер которых устанавливается уставом.
Статьей 144 Гражданского кодекса Украины установлено, что уставной капитал общества с ограниченной ответственностью состоит из вкладов его участников. Размер уставного капитала равен сумме стоимости таких вкладов. Уставной капитал общества с ограниченной ответственностью подлежит уплате участниками общества до окончания первого года со дня государственной регистрации общества.
Статьей 115 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что хозяйственное общество является собственником:1) имущества, переданного ему участниками общества в собственность как вклад в уставной (складочный) капитал; 2) продукции, произведенной обществом в результате хозяйственной деятельности; 3) полученных доходов; 4) другого имущества, приобретенного на основаниях, не запрещенных законом. Вкладом в уставной (складочный) капитал хозяйственного общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные или другие отчуждаемые права, имеющие денежную оценку, если иное не установлено законом.
В соответствии с частью 1 статьи 182 Гражданского кодекса Украины право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, обременения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
Право на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации в соответствии с законом (часть 4 статьи 334 Гражданского кодекса Украины). Каких-либо исключений из указанного правила законодательством Украины не предусматривалось.
Однако, в нарушение вышеуказанных правовых норм, заявитель - истец ООО "ПРОМИНВЕСТХОЛДИНГ" доказательств регистрации за ним права на спорное недвижимое имущество не представил.
Кроме того, ссылка на автостанцию, расположенную по адресу пл. Захарова в г. Севастополе в решении Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 18.07.2005 по делу N 2-20/10890 и акте приема-передачи учредительного взноса N 26/ПХ отсутствует.
Суд апелляционной инстанции установил, что в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ, ООО "ПРОМИНВЕСТХОЛДИНГ" также не представил доказательств того, что на момент издания Распоряжения N 93-РП, оно являлось владельцем или пользователем спорного имущества.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Обществом не представлено доказательств того, что Распоряжение N 93-РП нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Соответственно, отсутствовало основание для признания недействительным и отмены распоряжения за N 93-РП "Об обеспечении функционирования объектов транспортной инфраструктуры города Севастополя", учитывая, сто согласно пункту 6 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В свою очередь, апелляционный суд считает, что требование заявителя, об истребовании имущества из незаконного владения у государственного унитарного предприятия Севастополя "Севавтотранс" путем освобождения автовокзала, расположенного по ул. Вокзальная, 11, г. Севастополь, автостанции, расположенной на пл. Захарова, г. Севастополь, автостанции, расположенной на Симферопольском шоссе, 19 в г. Инкерман, автостанции, расположенной по ул. Первомайская, д. 3 в п. Кача, на стадии принятия дела к производству должно было выделено судом в отдельное производство, учитывая различающуюся юридическую сущность, состав участников, порядок рассмотрения, сроки и способ обжалования споров, при рассмотрении их в порядке искового производства и в порядке, установленном Главой 24 АПК РФ. Причем, учитывая положения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание ненормативного правового акта необходимо было рассматривать только после разрешения спора о праве на имущество. Однако, учитывая, что единовременное рассмотрение судом первой инстанции двух требований, имеющих различную правовую природу, не привело к принятию неправосудного решения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены, отмечая в том числе следующее.
В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 15.07.2014 N 139 было создано Государственное унитарное предприятие Севастополя "Севавтотранс". Предприятие создано, в том числе, в целях осуществления государственной политики в целях удовлетворения общественных потребностей населения, предприятий и организаций Севастополя в пассажирских и иных перевозках, обеспечения регулярной и безопасной перевозки пассажиров с наибольшими удобствами, а также обеспечения социально-экономического развития трудового коллектива и получения прибыли (том 2 л.д. 41-52).
Согласно части 2 и 3 статьи 113 ГК РФ, унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Распоряжением N 93-РП Государственному унитарному предприятию Севастополя "Севавтотранс" было передано спорное имущество, которое используется ГУП на праве оперативного управления.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Пунктом 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" предусмотрено, что в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
На основании вышеизложенного коллегия судей пришла к выводу, что Общество не доказало свое права собственности на спорное имущество, в связи с чем основания для удовлетворения требования об истребовании имущества из чужого незаконного владения отсутствуют.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 01 июля 2015 года по делу N А84-553/2015 оставить без изменений, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПРОМИНВЕСТХОЛДИНГ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-553/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18 ноября 2015 г. N Ф10-3831/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ПРОМИНВЕСТХОДДИНГ", ООО "ПРОМИНВЕСТХОЛДИНГ"
Ответчик: Губернатор - председатель Правительства г. Севастополя Меняйло Сергей Иванович, Губернатор г. Севастополя Меняйло Сергей Иванович, ГУП Севастополя "Севавтотранс", Правительство Севастополя
Третье лицо: ООО "ЮГ-КОМПЛЕКС-РЕСУРС", ООО "Промхолдинг", ПАО "Акционерная компания "Крымавтотранс" в лице Временной администрации по управлению обществом, Публичное акционерное общество "Акционерная компания "Крымавтотранс" в лице Временной администрации по управлению обществом, ГУП Севастополя "Севавтотранс", Правительство Севастополя