г. Чита |
|
31 августа 2015 г. |
Дело N А19-1150/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2015 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г.Г. Ячменёва, В. А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем О.С. Фоминой,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом Иркутского района муниципального образования на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 июня 2015 года по делу N А19-1150/2015 по заявлению Открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706) к Комитету по экономике и управлению муниципальным имуществом Иркутского района муниципального образования (ОГРН 1043802453738, ИНН 3827016845) о признании незаконными решений об отказе в предоставлении земельных участков,
при участии в деле в качестве третьего лица: Администрации Иркутского районного муниципального образования (ОГРН 1023802456083, ИНН 3827000838), Администрации Хомутовского муниципального образования (ОГРН 1053827059560, ИНН 3827020760), Общества с ограниченной ответственностью "Энергостройконсалт" (ОГРН 1083812006398. ИНН 3812107881),
(суд первой инстанции судья Габескирия М. Н.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Серебренникова Е. В. - представитель по доверенности от 18.03.2014 г.,
от заинтересованного лица: Шемякина Е. О. - представитель по доверенности от 04.03.2015 г.,
от третьего лица Администрации Иркутского районного муниципального образования: Шемякина Е. О. - представитель по доверенности от 15.01.2015 г.,
от третьего лица Администрации Хомутовского муниципального образования: не явился;
от третьего лица ООО "Энергостройконсалт": не явился;
установил:
Открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (далее заявитель, ОАО "ИЭСК", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету по экономике и управлению муниципальным имуществом Иркутского района муниципального образования (далее Комитет) о признании незаконными решений об отказе в предоставлении земельных участков от 20.11.14 N 11377 и от 21.11.14 N 11445 с предварительным согласованием для размещения объекта "КТПС 10/0,4 кВ с ВЛ 0,4 кВ и линейным ответвлением от ВЛ 10 кВ "Хомутово- РМЗ поле Мыс", расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район" (для строительства указанного линейного сооружения), обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 июня 2015 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу, что отказы, изложенные в письмах 20.11.14 N 11377 и от 21.11.14 N 11445, не соответствуют п. 5 ст. 30, п. п. 5, 6 ст. 31, Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 35, п. 4, 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ОАО "Иркутская электросетевая компания", целями деятельности которого является, в том числе, удовлетворение общественных потребностей в области передачи и распределения электроэнергии, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в полном объеме, Комитет обжаловал его в апелляционном порядке.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает на то, что судом первой инстанции при принятии решения не дана надлежащая оценка доводам Комитета об обязательности документов территориального планирования при принятии решения о предоставлении земельных участков, кроме того, Комитет не обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена.
Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решения суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Комитета в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО "ИЭСК".
Представитель Администрации в судебном заседании указал на незаконность обжалуемого Комитетом решения суда первой инстанции, просил решение отменить, апелляционную жалобу Комитета удовлетворить.
Администрация Хомутовского муниципального образования и ООО "Энергостройконсалт" отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Администрация Хомутовского муниципального образования и ООО "Энергостройконсалт" своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, заслушав мнение представителей сторон, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что 22.10.2014 г. ОАО "ИЭСК" обратилось к Мэру Иркутского районного муниципального образования с заявлениями о предоставлении земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта "КТПС 10/0,4 кВ с ВЛ 0,4 кВ и линейным ответвлением от ВЛ 10 кВ Хомутово-РМЗ поле Мыс", расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район площадью 672 кв.м. и 957 кв.м. для заключения договора аренды на 11 месяцев.
Письмом N 11377 от 20.11.2014 г. Комитет отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка общей площадью 672 кв.м., ссылаясь на расположение земельного участка в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
Письмом N 11445 от 21.11.2014 г. Комитет отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка общей площадью 957 кв.м., ссылаясь на расположение земельного участка в зоне природных территорий.
Полагая, что данные отказы Комитета, оформленные письмами от 20.11.2014 г. N 11377 и от 21.11.2014 N 11445, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, статей 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц являются несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 22.07.2008 N 141-ФЗ), распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с п. 1.1. утвержденного Решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 31.10.2012 г. N 42-318/рд Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования, Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования (в дальнейшем - Комитет) осуществляет полномочия по управлению в сфере муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры и градостроительства.
Комитет является структурным подразделением администрации Иркутского района, обладает правами юридического лица (казенное учреждение), имеет штампы, бланки и печати со своим наименованием, лицевой счет в Комитете по финансам администрации Иркутского района.
Пунктом 2.1. Положения установлено, что в задачи Комитета входит обеспечение эффективного управления и распоряжения муниципальным имуществом Иркутского районного муниципального образования и земельными ресурсами района.
В соответствии с пунктом 3.18 Положения Комитет обеспечивает подготовку, заключение, изменение, расторжение, прекращение договоров купли-продажи, договоров безвозмездного срочного пользования или аренды земельных участков.
В соответствии с п. 3 Раздела 2 утвержденного Решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 31.10.2013 г. N 53-400/рд Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории Иркутского района, Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского района является специальным уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными участками.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно сделан вывод, что Комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом Иркутского района муниципального образования обладает полномочиями по предоставлению спорных земельных участков.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию двумя способами: предоставления земель для строительства без предварительного согласования и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства, с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка, в силу пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка, в силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В силу положений пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Актом, устанавливающим процедуры предоставления земельных участков в Иркутской районном муниципальном образовании, является Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Утверждение акта выбора земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта для строительства (не связанного с жилищным строительством)", утвержденный Постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 04.10.2012 г. N 4654, который регулирует общественные отношения при предоставлении Комитетом по управлению муниципальным имуществом Иркутского районного муниципального образования (далее - Комитет) муниципальной услуги "Утверждение акта выбора земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта для строительства (не связанного с жилищным строительством)", устанавливает стандарт предоставления муниципальной услуги, состав, последовательность и сроки административных процедур, требования к порядку их выполнения, формы контроля за исполнением Регламента, порядок обжалования решений и действий (бездействия) Комитета, а также его должностных лиц.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого Обществом земельного участка общей площадью 672 кв.м. явился тот факт, что спорный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
Согласно градостроительному регламенту зоны застройки индивидуальными жилыми домами (зона Ж-1), установленному Правилами землепользования и застройки Хомутовского муниципального образования, утвержденными Решением Думы Хомутовского муниципального образования от 28.02.2014 г. N 20- 100/дсн, к основным видам разрешенного использования относятся: индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками; условно разрешенные виды использования - объекты дошкольного образования, объекты общеобразовательного назначения, объекты социально-бытового назначения, объекты здравоохранения, объекты торгового, спортивного назначения, здания, строения предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства; дачного хозяйства, садоводства и огородничества. К вспомогательным видам разрешенного использования земельного участка относятся, в том числе, объекты инженерно-технического обеспечения, линейные объекты: линии электропередачи, линии связи и т.д.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации используются по целевому назначению. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).
В соответствии с п.5 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как правильно указано судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что в соответствии с п. 1 статьи 49 Правил, вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства зоны Ж-1, являются, в том числе, объекты инженерно-технического обеспечения, Линейные объекты: линии электропередачи, линии связи (в том числе, линейно-кабельные сооружения).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно сделал вывод о том, что выбранный для строительства ОАО "Иркутская электросетевая компания" земельный участок площадью 672 кв. м., расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, для размещения сооружения "КТПС 10/0,4 кВ с ВЛ 0,4 кВ и линейным ответвлением от ВЛ 10 кВ Хомутово-РМЗ поле Мыс", соответствует установленному п. 1 статьи 49 Правил землепользования и застройки Хомутовского муниципального образования вспомогательному виду разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства зоны Ж-1.
Следовательно, отказ в предоставлении испрашиваемого Обществом земельного участка, изложенный в письме N 11377 от 20.11.2014, по основаниям нахождения земельного участка в зоне Ж-1, не соответствует п. 5 ст. 30, п. п. 5, 6 ст. 31, Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 35, п. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ОАО "Иркутская электросетевая компания" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В письме N 11445 от 21.11.2014 Комитетом отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка общей площадью 957 кв.м. в связи с его нахождением в зоне природных территорий.
В соответствии с п. 10 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Согласно п. 1 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) особо ценные земли (п. 2 ст. 94 ЗК РФ).
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 4 ст. 94 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, на карте градостроительного зонирования территории сельского поселения, выделена, в том числе, зона природных территорий (ПН-1), на которую градостроительный регламент не распространяется в соответствии со ст. 36 п. 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 20 Правил землепользования и застройки Хомутовского муниципального образования, зона природных территорий включается в состав зон рекреационного назначения, в границах зон природного ландшафта не допускается размещение объектов капитального строительства, а также любая хозяйственная деятельность, оказывающая негативное влияние на окружающую среду.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 58 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее ФЗ РФ от 14.03.1995 N33-ФЗ), особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям, согласно ФЗ РФ от 14.03.1995 N 33-ФЗ, осуществляется путем принятия органами государственной власти (федеральными или региональными) или органами местного самоуправления нормативного правового акта. Земельные участки, принадлежащие к категории особо охраняемых территорий и объектов, касательно которых такие акты не принимались, могут быть отнесены только к землям рекреационного назначения. Последние не являются ограниченными в обороте (ст. 27 ЗК РФ). (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 N 13763/11 по делу N А43-22536/2010).
Кроме того, из ст. 27 и п. п. 1, 4 ст. 95 ЗК РФ следует, что действующим законодательством не запрещено предоставлять гражданам в собственность земельные участки, расположенные в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, в том числе государственных природных заповедников. Такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте. Их использование допускается при соблюдении определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы. (Определение Верховного Суда РФ от 28.05.2015 N 58-КГ15-2).
Судом апелляционной инстанции установлено, что в материалы дела не представлены доказательства принятия органами государственной власти решений о создании особо охраняемых природных территорий, изъятии их из хозяйственного использования, а также внесения о них сведений в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.
Администрация Хомутовского муниципального образования в письме от 18.03.15 N 257/П33 указала на то, что вышеуказанный земельный участок расположен в границах достопримечательного места "Левобережно-Кудинская".
В соответствии с п. 5 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 15 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.02 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов Российской Федерации", в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия, который представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
Порядок принятия решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр определяется законом субъекта Российской Федерации (ст. 18 ФЗ РФ от 25.06.02 N 73-ФЗ).
Как следует из материалов дела, 24.05.2013 г. Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области ООО "Энергостройконсалт" был дан ответ о рассмотрении материалов по строительству, в котором указывается что испрашиваемый Обществом земельный участок расположен в границах достопримечательного места "Левобережно-Кудинская". В соответствии со схемой территориального планирования муниципального района - Иркутского районного муниципального образования, утвержденной решением Думы N 15-101/рд от 25.11.2010 г. для данной территории установлен режим: проведение археологического обследования до начала земляных и строительных работ. (т. 2 л. д. 89)
12.02.2015 г. Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области в письме от N 76-37-2872/15 указывается, что в результате археологических исследований по сохранению части объектов археологического наследия - достопримечательного места "Левобережно-Кудинская", расположенных в границах прохождения трасс строительства объектов в Иркутском районе: КТПС 10/0,4 кВ с ВЛ 0,4 кВ и линейным ответвлением от ВЛ 10 кВ Хомутово-РМЗ поле Мыс, не подтверждено наличие культурного слоя в границах испрашиваемого земельного участка, предмет охраны отсутствует, в связи с чем, Служба согласовывает строительство указанного объекта. (т. 2 л.д. 108).
Анализируя действующее в период обращения Общества с заявлением о предоставлении земельных участков земельное и градостроительное законодательство, а также законодательство, касающееся охраны объектов культурного наследия и охраны природных территорий, учитывая доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в данном случае нахождение испрашиваемого Обществом земельного участка общей площадью 957 кв.м. в зоне природного ландшафта (ПН-1), не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка, так как законодательством не запрещается строительство объектов энергетики - линий электропередач на территории природного объекта при условии выполнения мероприятий по охране окружающей среды.
Предоставление испрашиваемых заявителем земельных участков также не противоречит Правилам землепользования и застройки Хомутовского муниципального образования.
Сослано ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Доказательств, обосновывающих правомерность принятия оспариваемых отказов в предоставлении земельных участков, Комитетом в материалы дела не представлено.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Кроме того, п. 11 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Учитывая публичный характер предоставления земельного участка, принадлежащего государству или муниципальному образованию, данные органы не вправе отказать в предоставлении земельного участка гражданам и предприятиям, в том числе и в аренду, поскольку в противном случае будут нарушены конституционные права граждан и предприятий на свободный доступ к земельным ресурсам для осуществления, в том числе и хозяйственной деятельности.
Таким образом, отказ в предоставлении земельного участка не должен носить произвольный, не мотивированный характера, а должен основываться на действующих нормах закона.
Доводы Комитета, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толкований норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решения.
Кроме того, все указанные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 АПК РФ мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 июня 2015 года по делу N А19-1150/2015 Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 июня 2015 года по делу N А19-1150/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Г. Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-1150/2015
Истец: ОАО "Иркутская электросетевая компания (ОАО "ИЭСК") в лице филиала ОАО "ИЭСК" "Восточные электрические сети"
Ответчик: Комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Иркутского районного Муниципального образования
Третье лицо: Администрация Иркутского района, Администрация Иркутского районного муниципального образования, Администрация Хомутовского Муниципального образования, Администрация Хомутовского муниципального района, ООО "Энергостройконсалт"