г. Самара |
|
03 сентября 2015 г. |
Дело N А65-7276/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 сентября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Драгоценновой И.С., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Прикамское карьероуправление" - не явилось, извещено,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в лице Альметьевского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - не явилось, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 сентября 2015 года в зале N 6 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прикамское карьероуправление"
на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 июня 2015 года по делу N А65-7276/2015 (судья Хасанов А.Р.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прикамское карьероуправление" (ОГРН 1101690023621, ИНН 1655192288), г. Казань
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в лице Альметьевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (ОГРН 1091690058107, ИНН 1659097613), г. Казань
о признании незаконным и отмене постановления N 07-2015-0044 от 06.03.2015 г. и представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Прикамское карьероуправление" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в лице Альметьевского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании незаконными и отмене постановления N 07-2015-0044 от 06.03.2015 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст.8.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб. и представления N 07-2015-044 от 06.03.2015 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 июня 2015 года производство по делу N А65-7276/2015 прекращено на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ за не подведомственностью дела арбитражному суду.
В апелляционной жалобе Общество просит определение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что постановление о назначении административного наказания было вынесено в связи с осуществлением ООО "Прикамское карьероуправление" предпринимательской деятельности по результатам проверки, проведенной 11.02.2015 года в отношении Общества как юридического лица. В связи с этим данное дело, по мнению заявителя, подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в лице Альметьевского отдела просит в удовлетворении апелляционной жалобы Общества отказать.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
От Управления поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает определение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, постановлением главного государственного инспектора по использованию и охране земель по г. Альметьевск и Альметьевскому муниципальному району Республики Татарстан Аблеевой Э.Б. N 07-2015-0044 от 06.03.2015 Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 5-6 т.1).
Из содержания постановления следует, что в ходе проверки, проведенной 11.02.2015 г. Альметьевской городской прокуратурой по информации Альметьевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, было выявлено, что ООО "Прикамское карьероуправление" земельный участок с кадастровым номером 16:07:130002:1234, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, примерно 1,5 км. юго-восточнее деревни Сабанче Калейкинского сельского поселения, использует не по целевому назначению в соответствии с установленной категорией земель (сельскохозяйственное производство), а в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых (песка).
Кроме того, по данному административному делу в адрес генерального директора Общества Мухаметзянова А.Р. было вынесено представление от 06.03.2015 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (л.д. 7-8 т.1).
Прекращая производство по данному делу на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ, суд 1 инстанции исходил из того, что в данном случае привлечение заявителя к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ не связано с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности. Объективная сторона совершенного Обществом административного правонарушения выражается в действиях, направленных на нарушение норм законодательства в сфере природопользования, в связи с чем жалоба Общества на указанное постановление о привлечении к административной ответственности, равно как и на представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Данные выводы суда 1 инстанции являются правильными.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного суда Российской Федерации 24.12.2014, компетенция арбитражных судов по делам об обжаловании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности установлена нормами параграфа 2 главы 25 АПК РФ и ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ.
Из положения ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ следует, что в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством обжалуется любое постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное административным органом, при условии, что это правонарушение связано с осуществлением совершившим его юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предпринимательской или иной экономической деятельности.
При установлении такой связи необходимо учитывать, что в государственном регулировании предпринимательской и иной экономической деятельности используются как правовые средства, так и средства административного регулирования - разрешение совершения определенных действий (в том числе лицензирование); обязательные предписания совершения каких-либо действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; контроль и надзор и т.д.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством в нормативных правовых актах правил, норм и стандартов влечет за собой применение к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся предпринимательской и иной экономической деятельностью, административной ответственности.
Таким образом, для отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов законодатель в данной норме установил необходимость в каждом конкретном случае учитывать следующие критерии:
1) административное правонарушение совершено определенным в КоАП РФ субъектом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), выступающим участником хозяйственного оборота;
2) административное правонарушение совершено этим лицом в процессе осуществления им предпринимательской или иной экономической деятельности, то есть административное правонарушение связано с осуществлением такой деятельности и выражается в несоблюдении законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих отношения в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и устанавливающих правила, запреты, ограничения и административную ответственность в этой сфере для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, если объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ и п. 3 ч. 1 ст. 29 АПК РФ, в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Указанный вывод прямо следует из содержания п. 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Статья 8.8 включена в главу 8 КоАП РФ "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".
Положениями части 1 ст.8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.8 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв), а объективная сторона правонарушения заключается в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Из содержания оспариваемого по настоящему делу постановления административного органа следует, что объективная сторона совершенного Обществом административного правонарушения выражается в действиях, направленных на нарушение норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно: земельный участок с кадастровым номером 16:07:130002:1234, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, примерно 1,5 км юго-восточнее деревни Сабанче Калейкинского сельского поселения, используется не по целевому назначению в соответствии с установленной категорией земель (сельскохозяйственное производство), а в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых (песка).
В рассматриваемом случае привлечение заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 8.8. КоАП РФ не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности, объективная сторона совершенного им административного правонарушения выражается в действиях, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере природопользования.
В связи с этим суд 1 инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данное дело об обжаловании Обществом постановления административного органа о привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Статьей 29.13 КоАП РФ предусмотрено право административного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, на внесение в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ (абзац 3 пункта 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 (в ред. от 10.11.2011 г.) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
По настоящему делу Общество совместно обжалует как постановление административного органа о привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, так и вынесенное административным органом на основании постановления представление в адрес генерального директора Общества об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
С учетом вышеизложенного суд 1 инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что и в отношении обжалования указанного представления дело также не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Общества, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно прекратил производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, оснований для отмены определения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 июня 2015 года по делу N А65-7276/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-7276/2015
Истец: Обществo с ограниченной ответственностью "ПРИКАМСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в лице Альметьевского отдела управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, г. Альметьевск
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан