г. Саратов |
|
02 сентября 2015 г. |
Дело N А57-1557/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, С.А. Жаткиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.В. Самойловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Приволжская железная дорога" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 мая 2015 года по делу N А57-1557/2015 (судья Братченко В.В.)
по исковому заявлению открытого акционерного общества "СЕБРЯКОВЦЕМЕНТ" (ОГРН 1023405564522, ИНН 3437000021), г. Михайловка Волгоградской области,
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Приволжская железная дорога" (ОГРН 1037739877295; ИНН 7708503727), г. Саратов,
о взыскании пени за задержку доставки грузов в размере 1211554,47 руб.,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Приволжская железная дорога" представитель Стражин Алексей Александрович по доверенности N 147 от 03.09.2014 года, выданной сроком на три года; представитель Кутукова Лилия Александровна по доверенности N 6 от 27.01.2015 года, выданной сроком на три года; представитель Короткова Екатерина Владимировна по доверенности N 5 от 27.01.2015 года, выданной сроком на три года,
от истца представители не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "СЕБРЯКОВЦЕМЕНТ" с исковым заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании пени за просрочку доставки грузов в размере 466.942,44 руб.
Решением от 28 мая 2015 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-1557/2015 исковые требования удовлетворены частично.
С открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу открытого акционерного общества "СЕБРЯКОВЦЕМЕНТ" взысканы пени за задержку доставки груза в размере 451.703,01 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 11.936,15 руб.
В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Ответчик оспаривает факт начисления пени по отправкам ЭС543005, ЭСЗ15745, ЭС036902, ЭС 82643 5, считает, что срок доставки груза должен быть увеличен в связи с оформлением в пути следования акта общей формы о технической неисправности подвижного состава (вагонов), их отцепки для текущего ремонта на промежуточных станциях.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителей ответчика, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, исковые требования основаны на ненадлежащем исполнении ответчиком взятых на себя по договору обязательств, по своевременной доставке в адрес истца, грузов.
Спорные правоотношения сторон возникли из обязательственных правоотношений по перевозке, урегулированных нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок (статья 792 Гражданского кодекса РФ).
Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную этим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.
В соответствии со статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
Порядок исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом определяется Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской
Федерации от 18.06.2003 года N 27, разработанными в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 25 Постановления от 06.10.2005 года N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснил, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
В частности, необходимо иметь в виду, что в случаях, когда сроки доставки грузов исчисляются исходя из норм суточного пробега, эти сроки увеличиваются на определенное количество суток в соответствии с пунктом 5 указанных Правил.
Поэтому при взыскании пеней за просрочку доставки груза необходимо установить, были ли определены в накладной сроки доставки груза с учетом данного пункта.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 года N 27 срок доставки по железнодорожным накладным должен быть исчислен следующим образом:
- количество суток на доставку в соответствии с правилами исчисления сроков доставки (пункт 2.1. Правил исчисления сроков доставки грузов, утвержденных приказом МПС России N 27 от 18.06.2003 года);
- 2 суток в соответствии с пунктом 5.1. указанных Правил - на операции, связанные с отправлением-прибытием грузов.
Стороны в железнодорожных транспортных накладных согласовали сроки доставки груза.
Ответчик представил в арбитражный суд отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым считает исковые требования по части железнодорожным накладным необоснованными в связи со следующими обстоятельствами:
* по железнодорожным накладным N N ЭЦ 672728, ЭЦ 651088, ЭЦ 430414, ЭЦ 543452, ЭЦ 394289, ЭЦ 322542, задержка доставки произошла по причине угрозы террористического акта;
* по железнодорожным накладным N N : ЭЦ 543005, ЭЦ 315745, ЭЦ 036902, ЭЦ 826435, ЭТ 420455, вагоны были задержаны по причине исправления технических неисправностей, в связи с чем отсутствует вина грузоперевозчика.
Возражая против заявленных требований, ответчик указывал, что срок доставки вагонов по накладным N N ЭЦ 543005, ЭЦ 315745, ЭЦ 036902, ЭЦ 826435, ЭТ 420455, должен быть увеличен в связи с обнаружением технических неисправностей вагонов.
Данные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что просрочка в доставке груза произошла вследствие неисправности вагонов и их отцепки для текущего ремонта на промежуточных станциях, что подтверждается актами общей формы, уведомлениями на ремонт вагонов, отметками перевозчика дорожных ведомостях и накладных.
Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденные Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 года N 27, предусматривают определенные обстоятельства, при наличии которых сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки.
В частности, согласно пункту 6.3 данных Правил сроки доставки грузов увеличиваются в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
При этом одного факта технической неисправности вагонов для увеличения срока доставки груза недостаточно.
Выявление технической неисправности вагонов в пути следования, равно как и обоснованность задержки вагонов для необходимого ремонта, сами по себе не освобождают перевозчика от ответственности за просрочку доставки грузов.
В соответствии со статьей 20 Устава техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик; перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны.
Следовательно, именно перевозчик отвечает за техническую неисправность вагонов и для освобождения от ответственности должен доказать, что техническая неисправность возникла по причине, от него не зависящей.
Из железнодорожных накладных N N ЭЦ 543005, ЭЦ 315745, ЭЦ 036902, ЭЦ 826435, ЭТ 420455 и соответствующих актов общей формы к ним, составленных перевозчиком, следует, что задержка в доставке груза возникла по причине проведения текущего ремонта, что подтверждается уведомлением на ремонт вагонов, актами общей формы, уведомлением о приемке вагонов из текущего ремонта.
Уведомления о приемке вагонов на ремонт и приемке вагонов с текущего ремонта вручены дежурному по станции, о чем имеется отметка на самих уведомлениях.
Срок, на который был увеличен срок доставки грузов, не превышает количество дней, в течение которых проводился ремонт вагонов.
Согласно пункту 2.5 Классификатора основных неисправностей грузовых вагонов (К ЖА 2005 04) неисправности по железнодорожным накладным N N ЭЦ 543005, ЭЦ 315745, ЭЦ 036902, ЭЦ 826435, ЭТ 420455 являются технологическими неисправностями, вызванными низким качеством изготовления или планового ремонта вагона, что не исключает вину ответчика в просрочке доставки груза истцу (грузополучателю), так как не свидетельствуют о том, что вагоны повреждены по вине истца.
Таким образом, ответчик не подтвердил актами общей формы, уведомлениями о приемке вагонов на ремонт и приемке вагонов с текущего ремонта, отметками об увеличении срока доставки в вагонных листах, отсутствие своей вины в задержке грузов по спорным накладным в пути следования.
Доказательств обратного ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 мая 2015 года по делу N А57-1557/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-1557/2015
Истец: ОАО "Себряковцемент"
Ответчик: ОАО "РЖД" в лице Приволжской ж. д., ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице Приволжского территориального центра фирменного транспортного обслуживания-структурного подразделения ЦФТО-филиал ОАО "РЖД"