г. Санкт-Петербург |
|
02 сентября 2015 г. |
Дело N А56-79076/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Шамовой Г.А.
при участии:
от заявителя: Юшкова Ю.С. по доверенности от 12.01.2015
от заинтересованного лица: Ковалевич В.В. по доверенности от 11.12.2014
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15988/2015) ООО "Ломоносовский районный топливно-энергетический комплекс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.2015 по делу N А56-79076/2014 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ООО "Ломоносовский районный топливно-энергетический комплекс"
к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
3-е лицо: ОАО "Ломоносовская энергетическая компания"
Об оспаривании постановлений
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ломоносовский районный топливно-энергетический комплекс" (ОГРН 1074720000838, адрес: 188502, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, дер. Горбунки, д. 2/1; далее - ООО "ЛР ТЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об оспаривании постановлений Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (адрес: 191028, г. Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 3; далее - Управление, административный орган) от 21.11.2014 N 30-32-1/30-704-89/ПС, N 30-32-1/30-704-91/ПС, N 30-32-1/30-704-92/ПС, N 30-32-1/30-704-93/ПС, N 30-32-1/30-704-96/ПС о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Ломоносовская энергетическая компания" (далее - ОАО "ЛЭК").
Решением от 09.06.2015 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявленных обществом требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЛР ТЭК" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает на то обстоятельство, что не является субъектом вменяемого административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ООО "ЛР ТЭК" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. ОАО "ЛЭК", извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица в порядке статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в ходе проведения Ломоносовской районной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства в части оценки готовности ООО "ЛР ТЭК" к отопительному сезону 2014 - 2015 годов выявлены нарушения требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - ПТЭТЭ), а также Постановления Правительства Ленинградской области от 19.06.2008 N 177 "Об утверждении Правил подготовки и проведения отопительного сезона в Ленинградской области" (далее - Постановление N 177).
По факту выявленных нарушений Прокуратурой вынесены постановления от 26.09.2014 о возбуждении в отношении ООО "ЛР ТЭК" дел об административном правонарушении по статье 9.11 КоАП РФ, которые направлены для рассмотрения и принятия решения по существу в Управление.
По результатам рассмотрения дел об административном правонарушении Управлением 21.11.2014 вынесены следующие постановления о назначении административного наказания:
- N 30-32-1/30-704-89/ПС, зафиксировавшее следующие нарушения со стороны ООО "ЛР ТЭК": в нарушение пункта 2.6.2 ПТЭТЭ не выполнен утвержденный план подготовки к отопительному сезону на 2014 - 2015 годы; в нарушение пункта 3.3 Постановления N 177 не проведен ремонт насосного оборудования в котельной деревни Кипень Ломоносовского района Ленинградской области; в нарушение пункта 8.1.8 ПТЭТЭ не выполнен капитальный ремонт изоляции БАГ на котельной, изоляция разрушена;
- N 30-32-1/30-704-91/ПС, зафиксировавшее следующие нарушения со стороны ООО "ЛР ТЭК": в нарушение пункта 2.6.2 ПТЭТЭ не выполнен утвержденный план подготовки к отопительному сезону на 2014 - 2015 годы; в нарушение пункта 3.4 Постановления N 177 не проведен капитальный ремонт тепловых сетей в деревне Разбегаево Ломоносовского района Ленинградской области; в нарушение пункта 3.3 Постановления N 177 не осуществлена замена неисправных котлов в котельной деревни Разбегаево;
- N 30-32-1/30-704-92/ПС, зафиксировавшее следующие нарушения со стороны ООО "ЛР ТЭК": в нарушение пункта 2.6.2 ПТЭТЭ не выполнен утвержденный план подготовки к отопительному сезону на 2014 - 2015 годы; в нарушение пункта 3.4 Постановления N 177 не проведен капитальный ремонт тепловых сетей в поселке Ропша Ломоносовского района Ленинградской области; в нарушение пункта 3.3 Постановления N 177 не осуществлена замена неисправного котла в котельной поселка Ропша;
- N 30-32-1/30-704-93/ПС, зафиксировавшее следующие нарушения со стороны ООО "ЛР ТЭК": в нарушение пункта 2.6.2 ПТЭТЭ не выполнен утвержденный план подготовки к отопительному сезону на 2014 - 2015 годы; в нарушение пункта 3.4 Постановления N 177 не проведен капитальный ремонт тепловых сетей в деревне Яльгелево Ломоносовского района Ленинградской области;
- N 30-32-1/30-704-96/ПС, зафиксировавшее следующие нарушения со стороны ООО "ЛР ТЭК": в нарушение пункта 2.6.2 ПТЭТЭ не выполнен утвержденный план подготовки к отопительному сезону на 2014 - 2015 годы; в нарушение пункта 3.3 Постановления N 177 не проведена замена неисправного котла в котельной деревни Келози Ломоносовского района Ленинградской области.
Каждым из указанных постановлений ООО "ЛР ТЭК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Постановления Управления от 21.11.2014 N 30-32-1/30-704-89/ПС, N 30-32-1/30-704-91/ПС, N 30-32-1/30-704-92/ПС, N 30-32-1/30-704-93/ПС, N 30-32-1/30-704-96/ПС обжалованы ООО "ЛР ТЭК" в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемых обществу административных правонарушений, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе привлечения общества к административно ответственности не установил, оснований для признания правонарушений малозначительными, и освобождения общества от административной ответственности по основаниям статьи 2.9 КоАП РФ судом первой инстанции не выявлено. В связи с изложенным, постановления Управления от 21.11.2014 N 30-32-1/30-704-89/ПС, N 30-32-1/30-704-91/ПС, N 30-32-1/30-704-92/ПС, N 30-32-1/30-704-93/ПС, N 30-32-1/30-704-96/ПС признаны судом первой инстанции законными и обоснованными, требования общества оставлены без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и дополнений к апелляционной жалобе, выслушав представителей общества и административного органа, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно статьей 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом названного правонарушения является тепловая и иная энергия, рациональное ее использование, безопасность эксплуатации перечисленных объектов.
Субъектами правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 КоАП РФ, признаются лица, на которых действующим законодательством возложена обязанность соблюдать указанные выше правила.
ПТЭТЭ устанавливают требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок, перечисленных в пункте 1.1 Правил.
Пунктом 2.6.2 ПТЭТЭ предусмотрено, что все тепловые энергоустановки подвергаются техническому освидетельствованию с целью:
- оценки их технического состояния;
- установления сроков и условий их эксплуатации и определения мер, необходимых для обеспечения расчетного ресурса тепловой энергоустановки;
- выявления потерь топливно-энергетических ресурсов;
- составления тепловых балансов.
Пункт 8.1.8 ПТЭТЭ предусматривает, что баки-аккумуляторы горячей воды оборудуются:
- переливной трубой на отметке предельно допустимого уровня заполнения бака-аккумулятора, пропускная способность которой должна быть не менее пропускной способности всех труб, подводящих воду к баку-аккумулятору; должен быть организован отвод воды от переливной трубы;
- вестовой трубой, сечение которой должно обеспечивать свободное поступление в бак-аккумулятор воздуха, исключающее образование вакуума при откачке воды из бака-аккумулятора, и свободный выпуск паровоздушной смеси, предотвращающей повышение давления выше атмосферного при заполнении бака-аккумулятора. При этом необходимо исключить или учесть возможность обледенения вестовых и переливных труб со снижением их пропускной способности;
- с наружной стороны - тепловой изоляцией, защищенной покровным слоем от воздействия осадков, с внутренней - антикоррозионной защитой. Антикоррозионная защита баков-аккумуляторов выполняется в соответствии с методическими указаниями по оптимальной защите баков-аккумуляторов от коррозии и воды в них от аэрации;
- автоматическим регулятором уровня, обеспечивающим полное прекращение подачи воды в бак-аккумулятор при достижении верхнего предельного уровня заполнения бака-аккумулятора, а также блокировочным устройством, отключающим насосы при достижении нижнего предельного уровня воды в баке;
- автоматическим устройством включения резервных откачивающих насосов при отключении рабочих;
- автоматическим устройством переключения системы электроснабжения бакового хозяйства с основного источника электропитания на резервный при исчезновении напряжения в основном источнике;
- сигнализацией достижения верхнего и нижнего предельных уровней и автоматикой прекращения поступления воды и откачки воды по всем подающим и откачивающим трубопроводам бака-аккумулятора;
- дренажной линией с арматурой, предназначенной для полного удаления остатков воды при осмотрах и ремонтах;
- контрольно-измерительными приборами для измерения уровня и температуры воды в баках, давления во всех подводящих и отводящих трубопроводах. Кроме того, на каждый бак или группу баков необходимо устанавливать приборы для дистанционного измерения уровня воды. Надежность электроснабжения указанных электроприемников должна соответствовать 1 категории.
Правила подготовки и проведения отопительного сезона в Ленинградской области разработаны в целях координации деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления, организаций жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплекса Ленинградской области, инспектирующих и надзорных органов при решении вопросов, связанных с подготовкой объектов жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплекса Ленинградской области к очередному осенне-зимнему периоду и обеспечением их устойчивого функционирования в период прохождения отопительного сезона.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил N 177, ответственность и контроль за подготовкой и проведением отопительного сезона предприятиями, организациями и службами, расположенными на территории Ленинградской области, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности возлагаются на органы местного самоуправления.
В силу пункта 3.3 Правил N 177 работы на источниках теплоснабжения и центральных тепловых пунктах должны быть закончены:
необходимые для обеспечения нужд отопления в осенний период - до 1 сентября;
необходимые для обеспечения нужд отопления в период прохождения зимнего максимума нагрузок - до 1 ноября.
Работы по ремонту и профилактике электро-, водо- и газовых коммуникаций, обеспечивающих источники теплоснабжения, должны быть закончены к 25 августа.
Согласно пункту 3.4 Правил N 177 работы на тепловых сетях, вводах в здания и внутренних домовых системах, необходимые для обеспечения теплоснабжения, должны быть закончены до 1 сентября, при этом до 20 августа должен быть обеспечен перевод горячего водоснабжения потребителей на подающие трубопроводы.
Факт нарушения ООО "ЛР ТЭК" перечисленных норм ПТЭТЭ и Правил N 177 правомерно установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, а именно, постановлениями Прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.09.2014, письмом Управления в Прокуратуру от 15.09.2014 N 30-1-32/167 с информацией о готовности объектов ООО "ЛР ТЭК" к осенне-зимнему периоду 2014-2015.
Ссылка общества на отсутствие акта осмотра подлежит отклонению, как несостоятельная.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 1, 2).
Доводы ООО "ЛР ТЭК" о том, что общество является ненадлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, так как общество на основании договора аренды от 14.12.2012 N 09/12 является арендатором тепловых энергоустановок, в отношении которых Управлением установлены нарушения, заявлялись ООО "ЛР ТЭК" при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции, им дана полная и надлежащая оценка.
Согласно пункту 1 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
ООО "ЛР ТЭК" и ОАО "ЛЭК" подписали 27.08.2014 "Комплексный план (сокращенный) подготовки объектов топливно-энергетического комплекса муниципального образования Ломоносовский муниципальный район к работе в зимних условиях 2014/2015г.г." (далее - Комплексный план). В соответствии с данным планом арендодатель и арендатор разграничили между собой перечень работ по капитальному ремонту объектов топливно-энергетического комплекса.
Как правомерно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, к работам, выполняемым со стороны ООО "ЛР ТЭК" отнесены, в том числе:
- в котельной деревни Кипень Ломоносовского района Ленинградской области: ремонт насосного оборудования (пункты 12 и 13 Комплексного плана) и капитальный ремонт изоляции БАГ (пункт 21 Комплексного плана). Невыполнение данных работ зафиксировано в обжалуемом постановлении N 30-32-1/30-704-89/ПС. Доказательств выполнения указанных работ ООО "ЛР ТЭК" в суд не представило;
- в деревне Разбегаево Ломоносовского района Ленинградской области: капитальный ремонт тепловых сетей (пункт 35 Комплексного плана), а также в котельной деревни Разбегаево - замена (ремонт) неисправных котлов (пункты 9 и 20 Комплексного плана). Невыполнение данных работ зафиксировано в обжалуемом постановлении N 30-32-1/30-704-91/ПС. Доказательств выполнения указанных работ ООО "ЛР ТЭК" в суд не представило;
- в поселке Ропша Ломоносовского района Ленинградской области: капитальный ремонт тепловых сетей (пункты 36 и 37 Комплексного плана), а также в котельной поселка Ропша - замена неисправного котла (пункт 33 Комплексного плана). Невыполнение данных работ зафиксировано в обжалуемом постановлении N 30-32-1/30-704-92/ПС. Доказательств выполнения указанных работ ООО "ЛР ТЭК" в суд не представило;
- в деревне Яльгелево Ломоносовского района Ленинградской области: капитальный ремонт тепловых сетей (пункты 38 и 39 Комплексного плана). Невыполнение данных работ зафиксировано в обжалуемом постановлении N 30-32-1/30-704-93/ПС. Доказательств выполнения указанных работ ООО "ЛР ТЭК" в суд не представило;
- в котельной деревни Келози Ломоносовского района Ленинградской области: замена неисправного котла (пункты 28, 29 Комплексного плана). Невыполнение данных работ зафиксировано в обжалуемом постановлении N 30-32-1/30-704-96/ПС. Доказательств выполнения указанных работ ООО "ЛР ТЭК" в суд также не представило.
При таких обстоятельствах, ссылки общества на необоснованность вменения в вину нарушений ПТЭТЭ и Правил N 177 арендатору тепловых энергоустановок отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные и опровергаемые материалами дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. ООО "ЛР ТЭК" имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований ПТЭТЭ и Правил N 177 в соответствии с Комплексным планом, утвержденным ООО "ЛР ТЭК" и ОАО "ЛЭК", в ходе эксплуатации арендуемых тепловых энергоустановок.
На основании изложенного судом первой инстанции правомерно и обоснованно установлен состав вменяемого ООО "ЛР ТЭК" административного правонарушения.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен при вынесении обжалуемых постановлений Управления.
Размер административных штрафов (20 000 руб. в соответствии с каждым постановлением Управления) проверен судами первой и апелляционной инстанции и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемых административных правонарушений, с учетом отсутствия сведений об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, в пределах санкции статьи 9.11 КоАП РФ. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для признания совершенных обществом правонарушений малозначительными и освобождения ООО "ЛР ТЭК" от ответственности по основаниям статьи 2.9 КоАП РФ.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о законности и обоснованности постановлений Управления от 21.11.2014 N 30-32-1/30-704-89/ПС, N 30-32-1/30-704-91/ПС, N 30-32-1/30-704-92/ПС, N 30-32-1/30-704-93/ПС, N 30-32-1/30-704-96/ПС и об отсутствии оснований для удовлетворения заявления ООО "ЛР ТЭК".
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные вводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 июня 2015 года по делу N А56-79076/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ломоносовский районный топливно-энергетический комплекс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-79076/2014
Истец: ООО "Ломоносовский районный топливно-энергетический комплекс"
Ответчик: Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: ОАО "Ломоносовская энергетическая компания"