г. Вологда |
|
31 августа 2015 г. |
Дело N А13-3027/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 31 августа 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Сурогиной А.А. по доверенности от 10.09.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 мая 2015 года по делу N А13-3027/2015 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Харовсклеспром" (ОГРН 10235011481618, ИНН 3521004049; место нахождения: 162251, Вологодская область, город Харовск, улица Красное Знамя, дом 25; далее - ООО "Харовсклеспром", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному учреждению - Вологодскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027739443236, ИНН 7736056647; место нахождения: 107139, город Москва, переулок Орликов, дом 3, корпус А; далее - Учреждение) о признании недействительным решения от 12.02.2015 N 61 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления недоимки о страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 711 руб. 01 коп, начисления пеней в сумме 4 руб. 82 коп. и привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в соответствующей сумме.
Решением суда от 28 мая 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Учреждение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права. Полагает, что оплата четырех дополнительных дней в месяц по уходу за ребенком-инвалидом не относится к выплатам, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ. Ссылается на неправильное толкование судом части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ. Указывает на непредоставление обществом документов, подтверждающих, что работниками произведены расходы в размере полученных сумм - 300 (200) рублей. В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество представителей в суд не направило, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в связи с этим жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя Учреждения, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Учреждением проведена документальная выездная проверка являющегося страхователей общества, по результатам которой составлен акт от 13.01.2015 N 2101 и вынесено решение от 12.02.2015 N 61 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Указанным решением общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 16 руб. 63 коп., обществу начислены пени по состоянию на 31.12.2013 по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период 2011-2013 годы в сумме 30 руб. 41 коп. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 1531 руб. 97 коп.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод Учреждения о занижении заявителем базы для начисления страховых взносов на сумму 52 526,87 руб., в том числе на 3700 руб. выплат работникам при однодневных командировках, связанных с возмещением понесенных ими расходов, не подтвержденных документами; на 2617,63 руб. сумм среднего заработка, выплаченного за дополнительные выходные дни, предоставленные работникам для ухода за детьми-инвалидами; на 18 200 руб. оплаты приобретенной организацией стоимости путевки на санаторно-курортное лечение работника.
Частично не согласившись с решением Учреждения, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Согласно статье 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Законом N 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, относятся к плательщикам страховых взносов.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (пункт 1).
Из пункта 9 части 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ следует, что приведенный в статье перечень видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не является исчерпывающим и включает в себя иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно статье 7 Закона N 165-ФЗ к видам социальных страховых рисков, при наступлении которых осуществляется обязательное социальное страхование, отнесены дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая, которым частью 1.1 названной статьи признается, в частности, наступление инвалидности.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу статьи 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с указанным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно статье 129 ТК РФ оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В ходе проверки Учреждение посчитало, что обществом неправомерно не начислены в 2013 году страховые взносы на суммы среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые работнику общества для ухода за ребенком-инвалидом, в сумме 2617 руб. 63 коп.
Статьей 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
В связи с этим, как обоснованно указано судом первой инстанции, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Закона N 212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами, поскольку не является объектом начисления страховых взносов.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Федеральным законом от 03.12.2012 N 219-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в структуру расходов бюджета Фонда включены расходы по оплате дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.
Следовательно, при оплате дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не производится дополнительная оплата расходов Фонда социального страхования Российской Федерации за счет средств работодателя.
Таким образом, у Учреждения отсутствовали основания для включения в расчетную базу для начисления страховых взносов выплат работникам за дополнительные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами.
В ходе проверки Учреждение посчитало, что обществом неправомерно не начислены в 2013 году страховые взносы на суммы выплат работникам при однодневных командировках, связанных с возмещением понесенных ими расходов, не подтвержденных документами.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с данным выводом Учреждения.
Статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определено, что служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В соответствии со статьей 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (статья 168 ТК РФ).
Таким образом, суточные выплачиваются работникам при направлении их в командировку для исполнения трудовых функций вне места постоянной работы на срок не менее суток и предназначены для компенсации расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства. При направлении работников в однодневную командировку, откуда командированный работник имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные не выплачиваются, а произведенные выплаты не являются суточными исходя из определения, содержащегося в трудовом законодательстве.
Между тем в силу статей 167 и 168 ТК РФ работнику возмещаются иные расходы, связанные со служебной командировкой, произведенные с разрешения или ведома работодателя.
На основании статьи 168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:
расходы по проезду;
расходы по найму жилого помещения;
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части первой настоящей статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Согласно статье 164 ТК РФ компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Выплаченные суммы не являются суточными в силу определения, содержащегося в трудовом законодательстве, однако исходя из их направленности и экономического содержания могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой.
Приказом генерального директора ООО "Харовсклеспром" от 03.06.2013 N 410 установлены нормы возмещения расходов, связанных со служебными командировками в пределах Российской Федерации, в том числе 300 руб. для однодневных командировок продолжительностью 5 часов и более.
Материалами дела подтверждается, что общество в соответствии с названным приказом в 2013 году произвело выплаты работникам Щербаковой Л.Н., Гурьеву Н.Н., Пановой З.В., Сафроновой С.В, Спылаеву Д.Л., Кузнецову С.А., Чернорицкому В.П., Флегонтову Д.А., Фисура В.В., Потехину С.А. на общую сумму 3700 руб. (т.1 л.д.123-151, т.2 л.д.1-13, 35-60).
Таким образом, денежные средства, выплаченные обществом своим работникам при направлении их в однодневные служебные командировки (поездки) представляют собой возмещение расходов работников, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы, в связи с этим с данных сумм не уплачиваются страховые взносы в силу статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.09.2012 N 4357/12.
Также Учреждением не представлено доказательств, подтверждающих, что названные выплаты являются оплатой труда работников в рамках трудовых отношений (с учетом понятия трудовых отношений, изложенного в статье 15 ТК РФ), носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа.
При таких обстоятельствах произведенные обществом выплаты являются компенсационными и установлены в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, не входят в систему оплаты труда и, а значит, не облагаются страховыми взносами.
При этом Учреждением в апелляционной жалобе не указано, какие именно документы не предъявлены обществом и каким образом их непредставление влияет на выводы о том, что произведенные обществом своим работникам выплаты подлежат обложению страховыми взносами.
При проверке Учреждением сделан вывод о неправомерном невключении обществом в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2012 год оплаты приобретенной организацией стоимости путевки на санаторно-курортное лечение работника Воронцовой Н.А. в размере 18 200 руб. 29.02.2012.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с данным выводом Учреждения.
В соответствии с Положением N 4.3 о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение в санаториях Вологодской области для работников предприятия ООО "Харовсклеспром", являющимся приложением к коллективному договору, обществом приобретаются путевки в целях укрепления здоровья работников предприятия и снижения случаев нахождения на больничном листе по письменной заявке председателя профсоюзного комитета, с личного заявления работника при наличии медицинского заключения о необходимости санаторно-курортного лечения по решению комиссии по социальному страхованию предприятия.
Следовательно, как обоснованно указано судом первой инстанции, выплата работнику общества в виде компенсации стоимости путевки является единовременной выплатой социального характера, не предусмотренной трудовым договором, заключенным обществом с работником, не относится к выплатам, связанным с выполнением работниками общества трудовых обязанностей, основанием выплаты являлся коллективный договор на 2010-2012 годы.
Доказательств, свидетельствующих о том, что такие выплаты являются оплатой труда работников, то есть носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Учреждением в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 мая 2015 года по делу N А13-3027/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-3027/2015
Истец: ООО "Харовсклеспром"
Ответчик: ГУ - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации