город Москва |
|
25 августа 2015 г. |
Дело N А40-102428/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю., судей Панкратовой Н.И., Сумароковой Т.Я.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Тарновским Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы
и Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 25 мая 2015 года по делу N А40-102428/2014, принятое судьей Вигдорчик Д.Г. по заявлению ООО "Редер" (ИНН 7722831350, ОГРН 1147746023655) к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве,
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы, Орган кадастрового учета в лице филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Москве, Национальный Совет по оценочной деятельности о признании незаконным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя Пацюра А.А. по доверенности от 01.01.2015
от заинтересованных лиц:
Управления Росреестра
по Москве Алексеев М.В. по доверенности от 30.12.2014;
остальных лиц представители не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Редер" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решения от 30.05.2014 N 51-674/2014 Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481 при территориальном органе в г. Москве; об обязании Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481 в г. Москве при территориальном органе в г. Москве принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001020:130 в размере его рыночной стоимости равной 142 409 207 руб., определенной на 01.01.2013.
В качестве третьих лиц привлечены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Департамент городского имущества г. Москвы, Правительство Москвы, Национальный совет по оценочной деятельности.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.10.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13.03.2015 решение Арбитражного суда города Москвы постановление Девятого арбитражного апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда города Москвы от 25.05.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме
С решением суда не согласился ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и третьи лица - Департамент городского имущества г. Москвы и Правительство Москвы и обратились с апелляционными жалобами.
Ответчик просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что обществом избран ненадлежащий способ защиты, поскольку по существу требование заявлено об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на иную стоимость. Ссылается на то, что содержание и оформление отчета не соответствует требованиям законодательства.
Третьи лица в апелляционной жалобе просят отменить решение суда полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих требований третьи лица ссылаются на то, что решение Комиссии не может являться предметом рассмотрения судебного дела.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить оспариваемое решение.
Заявитель возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил решение суда оставить без изменения, поскольку считает решение суда законным и обоснованным.
Представители третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, ООО "Редер" на праве аренды принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок: площадью 12 212 кв.м, кадастровый номер 77:04:0001020:130, расположенный по адресу: РФ, г. Москва, ул. Новохохловская, вл. 14, стр.1 (договор аренды от 22.08.201 1 N М-04-036222). Государственная кадастровая оценка земель города Москвы осуществлена по состоянию на 01.01.2013. В результате государственной кадастровой оценки земель установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001020:130 - 214 028 122, 60 рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка определена неверно, заявитель обратился к ООО "Институт оценки и управления собственностью" с целью определения рыночной стоимости земельного участка.
Согласно Отчету об оценке рыночной стоимости арендуемого истцом земельного участка от 10.04.2014 N 1-628-О/2014, согласно которому по состоянию на 01.01.2013 рыночная стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001020:130 составляла 142 409 207 рублей.
Экспертным заключением от 23.04.2014 N 1367/2014 на отчет N 1-628-О/2014 от 10.04.2014 об определении рыночной стоимости земельного участка, подготовленным экспертным советом общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", подтверждено соответствие отчета нормативно - правовым актам в области оценочной деятельности, признаны обоснованными выводы оценщика, сделанные при определении рыночной стоимости.
В соответствии с порядком оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, установленным ст. 24.19 Федерального закона от 29.06.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", 08.05.2014 заявитель обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории города Москвы, созданную на основании Приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481. Заявитель просил пересмотреть установленную кадастровую стоимость земельного участка на основании установления в отношении указанного участка его рыночной стоимости.
Решением Комиссии N 51-674/2014 от 30.05.2014 заявление общества было отклонено. При этом основания для принятия указанного решения в его обосновании отсутствуют.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.06.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
-кадастровый паспорт объекта недвижимости;
-нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
-документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
-отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
-положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, Комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, за исключением случаев, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности. Порядок создания и работы комиссии, в том числе формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
Порядок создания и работы комиссии установлен Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее - Порядок).
В соответствии с п. 20 Порядка в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Таким образом, именно на саморегулируемую организацию оценщиков возложены функции по проверке достоверности экспертного заключения.
В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Оценщиком рыночная стоимость определена неверно, а также доказательств несоответствия отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком установлены недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка. При этом, установление завышенной кадастровой стоимости земельного участка, повлекшее существенное увеличение арендной платы, нарушает права заявителя, создавая дополнительные расходы, нарушая права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной деятельности.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности государственной кадастровой оценке.
В соответствии с п. 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Положение об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве было утверждено Приказом Росреестра от 23.10.2009 N 298.
В соответствии с п. 1 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, утвержденному Приказом Росреестра от 23.10.2009 N 298, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Принимая во внимание, что Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории города Москвы, созданная на основании Приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481, не является юридическим лицом, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в данном случае заинтересованным лицом по делу является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, при котором создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Доводы ответчика и третьих лиц о том, что заявители избран ненадлежащий способ и защиты и, что решение Комиссии не может являться предметом рассмотрения судебного дела, не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Статьей 24.19 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Таким образом, действующее на момент возникновения спорных правоотношений законодательство позволяло юридическим лицам оспаривать в арбитражном суде результаты определения кадастровой стоимости в случае затрагивания такими результатами прав и обязанностей юридического лица.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 25.06.2006 N 273-ПП арендная плата в г. Москве исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется в соответствии Законом об оценочной деятельности.
Обращаясь в суд с настоящим иском, заявитель преследовал цель защиты своего права как арендатора земельного участка, поскольку размер подлежащих уплате арендных платежей поставлен законодательным актом города Москвы в зависимость от кадастровой стоимости.
Таким образом, возможность оспаривания в судебном порядке результатов определения кадастровой стоимости арендатором земельного участка согласуется с положениями статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности.
При этом на момент обращения общества в суд действовала редакция Закона об оценочной деятельности, позволявшая обращаться напрямую в арбитражный суд для оспаривания результатов кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом изложенного оспариваемое решение не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд первой инстанции с учетом положения п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в целях устранения допущенных Управлением Росреестра по Москве нарушений, правомерно обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 мая 2015 года по делу N А40-102428/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-102428/2014
Истец: ООО "Редер"
Ответчик: Комиссия по расмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в городе Москве, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Росреестре, Управление Росреестра по г. Москве, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы, Национальный Совет по оценочной деятельности, НСОД, Орган кадастрового учета в лице филиала ФГБУ ФКП "Росреестрапо г. Москве", Правительство Москвы, Правительтво г. Москвы, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1214/15
25.08.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28759/15
25.05.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-102428/14
13.03.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1214/15
24.12.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-51151/14
08.10.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-102428/14