г. Москва |
|
01 сентября 2015 г. |
Дело N А41-14833/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Леоновой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя ООО "Веста-2001" (ИНН: 5012021090, ОГРН: 1035002453562) - Шляндин Е.А. - представитель по доверенности от 01 апреля 2015 года, Купрюшина Ю.П. - представитель по доверенности от 03 августа 2015 года,
от заинтересованного лица Администрации городского округа Железнодорожный Московской области - Макеева Е.Д. - представитель по доверенности от 13 февраля 2015 года N Исх.234,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Веста-2001" на решение Арбитражного суда Московской области от 16 июня 2015 года по делу N А41-14833/15, принятое судьей Гейц И.В., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Веста-2001" к Администрации городского округа Железнодорожный Московской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в переводе нежилых помещений N N 1-48, лит. А, общей площадью 1 403,5 кв.м. здания мотеля на 48 номеров с внутриплощадочными сетями, назначение: нежилое, 6-ти этажное (подземных этажей - 1), общая площадь 2 285,9 кв.м., лит. А. А1, расположенных по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Лесопарковая д.11, в жилые помещения, оформленного письмом от 25 декабря 2014 года N 22/3999, обязании принять решение о переводе нежилых помещений в жилые для использования в качестве квартир,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Веста-2001" (далее по тексту - ООО "Веста-2001") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Железнодорожный Московской области, в котором просило:
- признать незаконным решение органа местного самоуправления - Администрации городского округа Железнодорожный Московской области - отказ Обществу с ограниченной ответственностью "Веста-2001" в переводе нежилых помещений N N 1-48 лит. А, общей площадью 1 403,5 кв.м. здания мотеля на 48 номеров с внутриплощадочными сетями, назначение: нежилое, 6-ти этажное (подземных этажей - 1), общая площадь 2 285,9 кв.м., лит. А. А1, расположенных по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Лесопарковая д.11, в жилые помещения, оформленный письмом от 25 декабря 2014 года N 22/3999;
- обязать Администрацию городского округа Железнодорожный Московской области принять решение о переводе нежилых помещений N N 1-48, лит. А, общей площадью 1 403,5 кв.м. здания мотеля на 48 номеров с внутриплощадочными сетями, назначение: нежилое, 6-ти этажное (подземных этажей - 1), общая площадь 2 285,9 кв.м., лит. А. А1, расположенных по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Лесопарковая д.11, в жилые помещения для использования в качестве квартир.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 июня 2015 года в удовлетворении заявленных ООО "Веста-2001" требований отказано (л.д. 98-101).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Веста-2001" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители заявителя апелляционной жалобы поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования общества удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Железнодорожный Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 10 декабря 2014 года ООО "Веста-2001" обратилось в Межведомственную комиссию городского округа Железнодорожный с заявлением о переводе нежилых помещений N N 1-48, лит. А, общей площадью 1 403,5 кв.м., здания мотеля на 48 номеров с внутриплощадочными сетями, назначение: нежилое, 6-ти этажное (подземных этажей - 1), общая площадь 2 285,9 кв.м., лит. А, А1, расположенных, по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Лесопарковая, д. 11, в жилые помещения, в целях использования помещений в качестве квартир (л.д.15).
К указанному заявлению приложены: Выписка из Единого реестра юридических лиц; копия свидетельства о праве собственности на помещение, поэтажный план здания, в котором находится переводимое помещение, копия кадастрового паспорта здания.
25 декабря 2014 года на обращение общества Администрация письмом N 22/3999 сообщила, что вопрос по переводу нежилых помещений здания мотеля в жилые помещения, расположенных по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Лесопарковая д. 11, будет включен в повестку межведомственной комиссии после предоставления недостающих документов:
- подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимых помещений;
- плана переводимых помещений с его техническим описанием;
-поэтажного плана здания, в котором находятся переводимые помещения (л.д.13).
Полагая, что данный ответ Администрации городского округа Железнодорожный является прямым нарушением ст.ст. 22 и 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающих перечень документов, прилагаемых к заявлению о переводе нежилого помещения в жилое и порядка рассмотрения такого заявления, части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в соответствии с которой органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставить муниципальные услуги в соответствии с административным регламентом, а также порядка, установленного административным регламентом, который в пункте 26 устанавливает исчерпывающий перечень документов, подаваемых вместе заявлением, а пункт 34 определяет исчерпывающий перечень случаев для отказа в предоставлении муниципальной услуги, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие).
Таким образом, названной нормой предусмотрено оспаривание не только ненормативных правовых актов, но и любых иных решений публичных органов, а также их действий (бездействия) не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту и нарушающих их права заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания оспариваемых ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: оспариваемые ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс, Кодекс) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно части 4 статьи 23 Жилищного кодекса решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 23 Кодекса документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии со статьей 23 Кодекса возложена на заявителя.
Часть 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод, а именно: для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Согласно части 2.1 статьи 23 Жилищного кодекса заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 статьи 23 Кодекса, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 23 Кодекса.
Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе: 1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.
Согласно части 5 статьи 23 Жилищного кодекса орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 статьи 23 Кодекса решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае непредставления определенных частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 03 марта 2014 года ООО "Веста-2001" является собственником здания мотеля на 48 номеров с внутриплощадочными инженерными сетями, назначение: нежилое, 6-этажное (подземных этажей - 1), общей площадью 2 285,9 кв.м., лит. А, А1, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Лесопарковая, д.11 (л.д. 10).
10 декабря 2014 года ООО "Веста-2001" обратилось в Межведомственную комиссию городского округа Железнодорожный с заявлением о переводе нежилых помещений N N 1-48, лит. А, общей площадью 1 403,5 кв.м., здания мотеля на 48 номеров с внутриплощадочными сетями, назначение: нежилое, 6-ти этажное (подземных этажей - 1), общая площадь 2 285,9 кв.м., лит. А, А1, расположенных, по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Лесопарковая, д. 11, в жилые помещения, в целях использования помещений в качестве квартир, к которому были приложены: выписка из Единого реестра юридических лиц; копия свидетельства о праве собственности на помещение, поэтажный план здания, в котором находится переводимое помещение, копия кадастрового паспорта здания.
Таким образом, заявителем были представлены все предусмотренные частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, необходимые при переводе жилого помещения в нежилое помещение, в том числе: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение; план переводимого помещения с его техническим описанием; поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.
Ссылка заинтересованного лица в письме N 22/3999 от 25 декабря 2014 года на отсутствие подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимых помещений, не может служить основанием для отказа в рассмотрении заявления о переводе нежилых помещений в жилые, поскольку перепланировка или переустройство спорных помещений заявителем не проводилась.
Доводы Администрации городского округа Железнодорожный о том, что заявителем не представлены документы, свидетельствующие о соответствии спорного помещения СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", требованиям пожарной, экологический безопасности и т.д., подтверждающих, что объект (мотель), предназначенный для временного проживания, соответствует требованиям, предъявляемым к условиям проживания граждан, не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.
28 января 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации N 47 утверждено положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Вышеуказанное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктом 7 указанного постановления предусмотрено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса.
Таким образом, для оценки помещения в целях признания его жилым помещением и пригодным для проживания граждан органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации создается комиссия.
Согласно пункту 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме:
а) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение;
б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план;
в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Комиссия вправе запрашивать эти документы в органах государственного надзора (контроля), указанных в абзаце пятом пункта 7 настоящего Положения (пункт 45 (2) Положения).
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что обязанность по оценке помещения в целях признания его жилым помещением и пригодным для проживания граждан возложена на орган местного самоуправления Российской Федерации.
Следовательно, ООО "Веста-2001" были представлены в Администрацию городского округа Железнодорожный Московской области все необходимые документы для рассмотрения заявления общества о переводе нежилых помещений N N 1-48 лит. А, общей площадью 1 403,5 кв.м. здания мотеля на 48 номеров с внутриплощадочными сетями, назначение: нежилое, 6-ти этажное (подземных этажей - 1), общая площадь 2 285,9 кв.м., лит. А. А1, расположенных по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Лесопарковая д.11, в жилые помещения.
В связи с этим решение органа местного самоуправления - Администрации городского округа Железнодорожный Московской области - отказ, оформленный письмом от 25 декабря 2014 года N 22/3999, является незаконным.
В целях устранения нарушенных прав общества, суд апелляционной инстанции считает необходимым обязать Администрацию городского округа Железнодорожный Московской области обеспечить рассмотрение межведомственной комиссией заявления ООО "Веста-2001" от 10 декабря 2014 года в установленном законом порядке, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28 января 2006 года предусмотрен специальный порядок по оценке помещения в целях признания его жилым помещением.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Администрации городского округа Железнодорожный Московской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Веста-2001" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в размере 3 000 рублей и за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей.
В силу статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Обществу с ограниченной ответственностью "Веста-2001" подлежит возврату из Федерального бюджета излишне уплаченной госпошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 июня 2015 года по делу N А41-14833/15 отменить.
Признать незаконным решение органа местного самоуправления - Администрации городского округа Железнодорожный Московской области - отказ Обществу с ограниченной ответственностью "Веста-2001" в переводе нежилых помещений N N 1-48 лит. А, общей площадью 1 403,5 кв.м. здания мотеля на 48 номеров с внутриплощадочными сетями, назначение: нежилое, 6-ти этажное (подземных этажей - 1), общая площадь 2 285,9 кв.м., лит. А. А1, расположенных по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Лесопарковая д.11, в жилые помещения, оформленный письмом от 25 декабря 2014 года N 22/3999.
Обязать Администрацию городского округа Железнодорожный Московской области обеспечить рассмотрение межведомственной комиссией заявления ООО "Веста-2001" от 10 декабря 2014 года в установленном законом порядке.
Взыскать с Администрации городского округа Железнодорожный Московской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Веста-2001" расходы по госпошлине за подачу заявления в размере 3 000 рублей и за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Веста-2001" из Федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14833/2015
Истец: ООО "Веста-2001"
Ответчик: Администрация городского округа Железнодорожный Московской области
Третье лицо: Администрация городского округа Железнодорожный Московской области