г. Самара |
|
01 сентября 2015 г. |
Дело N А49-5243/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 01 сентября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31.08.2015 в помещении суда апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилсервис по общестроительным работам в жилищном хозяйстве" по обслуживанию жилого фонда на решение Арбитражного суда Пензенской области от 17.06.2015 по делу N А49-5243/2015 (судья Петрова Н.Н.), принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия "Жилсервис по общестроительным работам в жилищном хозяйстве" по обслуживанию жилого фонда (ИНН 5835057292, ОГРН 1045802510930), г.Пенза, к судебному приставу-исполнителю Октябрьского РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области Артемовой Екатерине Александровне, г.Пенза, Октябрьскому РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области, г.Пенза, и УФССП России по Пензенской области, г.Пенза, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Пензы, г.Пенза, об оспаривании действий,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Жилсервис по общестроительным работам в жилищном хозяйстве" по обслуживанию жилого фонда (далее - МУП "Жилсервис по ОСР в ЖХ" по ОЖФ, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю Октябрьского РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области Артемовой Екатерине Александровне, Октябрьскому РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области и УФССП России по Пензенской области о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя и судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области Артемовой Е.А., выразившихся в вынесении постановления от 31.03.2015 о возбуждении исполнительного производства N 19959/15/58051-ИП, и об обязании судебного пристава-исполнителя Артемовой Е.А. отменить указанное постановление.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Пензы (далее - налоговый орган).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 17.06.2015 по делу N А49-5243/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе МУП "Жилсервис по ОСР в ЖХ" по ОЖФ просило отменить указанное судебное решение и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению предприятия, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Судебный пристав-исполнитель Октябрьского РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области Артемова Е.А. в отзыве апелляционную жалобу отклонила.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, от которых поступили соответствующие ходатайства.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах) судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Законом о судебных приставах, Законом об исполнительном производстве и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Статьей 13 Закона о судебных приставах предусмотрено, что судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В статье 4 Закона об исполнительном производстве указано, что исполнительное производство осуществляется на принципах, в том числе, законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
МУП "Жилсервис по ОСР в ЖХ" по ОЖФ как налогоплательщик обязано уплачивать налоги и пени.
В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика - организации налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика - организации в соответствии со статьей 47 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 НК РФ, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации.
В пункте 2 статьи 47 НК РФ также указано, что взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - организации производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
В связи с наличием у предприятия задолженности по налогам и пеням в сумме 13624,94 руб. и с учетом поступившей от кредитного учреждения информации об отсутствии возможности исполнить инкассовые поручения налоговый орган принял постановление от 27.03.2015 N 23621 о взыскании налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика.
Указанное постановление налоговый орган 30.03.2015 направил в электронном виде в Октябрьский РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области в соответствии с соглашением ФССП России от 04.04.2014 N 0001/7, ФНС России от 14.04.2014 N ММВ-23-8/3@ "О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов" с приложением документов, предусмотренных пунктом 2.1 этого соглашения.
На основании данного постановления судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области Артемовой Е.А. было вынесено постановление от 31.03.2015 о возбуждении в отношении МУП "Жилсервис по ОСР в ЖХ" по ОЖФ исполнительного производства N 19959/15/58051-ИП. Этим постановлением предприятию был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Постановление получено предприятием 14.04.2015, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления.
Материалами дела (в том числе выпиской из лицевого счета, сведениями из ОАО "Сбербанк России") подтверждается вывод суда первой инстанции о том, что на момент возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства N 19959/15/58051-ИП на расчетном счете предприятия отсутствовали денежные средства в размере, достаточном для уплаты задолженности. Данное обстоятельство предприятием не оспаривается.
Таким образом, действия судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области Артемовой Е.А., выразившиеся в вынесении постановления от 31.03.2015 о возбуждении исполнительного производства N 19959/15/58051-ИП, являются правомерными.
То обстоятельство, что 29.04.2015 инкассовым поручением от 17.03.2015 N 115 со счета предприятия списано 13543 руб. в счет погашения задолженности по налогам и пеням, не свидетельствует о незаконности оспариваемых действий судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области Артемовой Е.А., поскольку предприятие погасило задолженность по налогам и пеням уже после возбуждения исполнительного производства.
Пунктом 5 статьи 47 НК РФ установлено, что взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - организации в первую очередь производится в отношении наличных денежных средств и денежных средств в банках.
Таким образом, взыскание налога за счет денежных средств налогоплательщика является первой стадией взыскания за счет его имущества.
Двойного взыскания с предприятия задолженности по налогам и пеням не произведено.
Утверждение предприятия о том, что постановление налогового органа о взыскании налогов и пеней за счет его имущества не является исполнительным документом по причине отсутствия в нем отметки банка о полном или частичном неисполнении требований налогового органа в связи с отсутствием на счете должника денежных средств, является ошибочным.
Как уже указано, согласно пункту 2 статьи 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - организации производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве, но с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей НК РФ.
Статьей 47 НК РФ, в частности, пунктами 2 и 3 этой статьи, не предусмотрено наличие на постановлении налогового органа о взыскании налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика отметки банка о полном или частичном неисполнении требований налогового органа в связи с отсутствием на счете должника денежных средств.
О погашении предприятием задолженности по налогам и пеням налоговый орган уведомил Октябрьское РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области письмом от 06.05.2015 N 10-11/05819.
07.05.2015 судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области Артемовой Е.А. вынесено постановление об окончании исполнительного производства N 19959/15/58051-ИП в связи с фактическим исполнением исполнительного листа.
Таким образом, оспариваемые действия судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области Артемовой Е.А. не нарушали права и законные интересы предприятия.
Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора не является предметом оспаривания по настоящему делу.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Доводы, приведенные предприятием в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 17 июня 2015 года по делу N А49-5243/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-5243/2015
Истец: МУП "Жилсервис по общестроительным работам в жилищном хозяйстве" по обслуживанию жилого фонда
Ответчик: Октябрьский районный отдел судебных приставов УФССП по Пензенской области, Октябрьский РО СП УФССП России по Пензенской области, Судебный пристав-исполнитель Октябрьского районного отдела судебных приставов УФССП по Пензенской области Артемова Е. А., Судебный пристав-исполнитель Октябрьского районного отдела УФССП России по Пензенской области Артемова Е. А., Управление Федеральной службы судебных приставов по Пензенской области, УФССП России по Пензенской области
Третье лицо: ИФНС по Октябрьскому району г. Пензы