город Воронеж |
|
28 августа 2015 г. |
Дело N А64-72/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Скрынникова В.А.,
Осиповой М. Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рассказово и Рассказовском районе Тамбовской области на решение арбитражного суда Тамбовской области от 22.05.2015 по делу N А64-72/2015 (судья Малина Е.В.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Агрофирма Платоновское" в лице конкурсного управляющего Здольника В.М. (ОГРН 1056876402802; ИНН 6815004865) к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рассказово и Рассказовском районе Тамбовской области об отмене постановлений от 14.10.2013 N 07915290000034, от 14.02.2013 N 07915290000011, от 19.03.2014 N 7915290000001,
при участии в судебном заседании:
от государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рассказово и Рассказовском районе Тамбовской области - представители не явились, надлежаще извещено;
от закрытого акционерного общества "Агрофирма Платоновское" в лице конкурсного управляющего Здольника В.М. - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Агрофирма Платоновское" в лице конкурсного управляющего Здольника В.М. (далее - общество "Агрофирма Платоновское", общество) обратилось в арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рассказово и Рассказовском районе Тамбовской области (далее - управление Пенсионного фонда, фонд) об отмене постановлений от 14.02.2013 N 07915290000011, от 19.03.2014 N 7915290000001, от 14.10.2013 N 07915290000034 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя).
Решением арбитражного суда Тамбовской области от 22.05.2015 требования страхователя были удовлетворены в полном объеме, постановления от 14.02.2013 N 07915290000011, от 19.03.2014 N 7915290000001, от 14.10.2013 N 07915290000034 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организаций (индивидуального предпринимателя) признаны недействительными как несоответствующие Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ, Закон N 127-ФЗ).
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление Пенсионного фонда обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы фонд, ссылаясь на положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, указывает, что конкурсный арбитражный Здольник В.М. был назначен судом с 20.08.2012, следовательно, с указанного момента он имел возможность быть осведомленным о положении дел организации, в отношении которой возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве).
Принимаемые фондом акты об обращении взыскания на имущество организации направлялись им самому обществу и конкурсному управляющему. Так, постановление от 14.02.2013 N 07915290000011 было направлено в адрес общества 15.02.2013, а получено им 19.02.2013, что подтверждается данными официального сайта федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - предприятие "Почта России"). Постановление от 14.10.2013 N 07915290000034 было направлено в адрес общества 15.10.2015 и не было вручено в связи с отсутствием адресата по указанному адресу согласно данным официального сайта предприятия "Почта России". Постановление, направленное в адрес конкурсного управляющего Здольника В.М., было получено им 23.10.2013. Постановление от 19.03.2014 N 07915290000001 было направлено в адрес общества 20.03.2014 и согласно данных официального сайта предприятия "Почта России" адресату вручено не было в связи с его отсутствием по месту нахождения.
В указанной связи, как полагает фонд, у общества и конкурсного управляющего имелась возможность обратиться в арбитражный суд с требованием о признании перечисленных актов недействительными в установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) трехмесячный срок.
Фактически с заявлением о признании недействительными указанных постановлений общество обратилось в арбитражный суд Тамбовской области только в январе 2015 года, то есть с пропуском трехмесячного срока на обжалование ненормативных правовых актов, при том, что и самому обществу "Агрофирма Платоновское" и конкурсному управляющему Здольнику В.М. было известно о вынесении в отношении должника указанных постановлений.
При этом в заявлении не приведено никаких причин пропуска срока для обращения в суд.
Таким образом, по мнению фонда, у суда области отсутствовали основания для признания причин пропуска срока уважительными и о начале его исчисления с момента принятия арбитражным судом Тамбовской области по делу N А64-10117/2011 определения о прекращении в отношении общества "Агрофирма Платоновское" упрощенной процедуры банкротства и назначении процедуры конкурсного производства, регулируемой главой 7 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, то есть с 11.12.2014.
Кроме того, по существу требований общества управление Пенсионного фонда полагает необоснованным выводы суда области о том, что взыскиваемая с общества задолженность не относится к текущим платежам. Напротив, фонд считает, что отнесение спорных сумм задолженности к текущим платежам подтверждается материалами дела.
Также фонд не согласен с выводом суда области о том, что принятые им постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) нарушают положения Федерального закона от 26.102002 N 127-ФЗ, ссылаясь на разъяснение, данное в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 23.07.2009 N 59), согласно которому с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом исполнительное производство по исполнительным документам в отношении задолженности по текущим платежам не оканчивается.
В представленном отзыве общество "Агрофирма Платоновское" возразило против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем просило оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание не явились представители управления Пенсионного фонда и общества "Агрофирма Платоновское", надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, при этом от управления Пенсионного фонда поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса дело рассматривалось в отсутствие не явившегося участника процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, апелляционная коллегия находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что определением арбитражного суда Тамбовской области от 21.11.2011 по делу N А64-10117/2011 принято к производству заявление Федеральной налоговой службы о признании несостоятельным (банкротом) закрытого акционерного общества "Агрофирма Платоновское".
Решением арбитражного суда Тамбовской области от 23.08.2012 общество "Агрофирма Платоновское" признано несостоятельным (банкротом) в рамках упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника, в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Определением от 20.08.2012 по делу N А64-10117/2011 утвержден конкурсный управляющий Здольник В.М.
12.03.2012 обществом "Агрофирма Платоновское" в управление Пенсионного фонда был представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2011 год, в соответствии с которым были исчислены страховые взносы:
- за октябрь 2011 года на страховую часть трудовой пенсии - 64 567 руб., на накопительную часть - 5 065 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 8 302 руб., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 5 356 руб.;
- за ноябрь 2011 года на страховую часть трудовой пенсии - 80 548 руб., на накопительную часть - 3 561 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 10 029 руб., Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 6 470 руб.;
- за декабрь 2011 года на страховую часть трудовой пенсии - 16 824 руб., на накопительную часть - 960 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2 120 руб., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 1 368 руб.
Управлением Пенсионного фонда была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.10.2011 по 31.12.2011, результаты которой оформлены актом от 16.03.2012 N 07915230000600.
По результатам проведенной проверки управлением Пенсионного фонда принято решение от 27.04.2012 N 079 152 12 РК 0000826 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Закон N 212-ФЗ), в виде штрафа в сумме 10 258,50 руб.
Кроме того, данным решением страхователю начислены пени в сумме 5 554,52 руб., а также предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 171 525 коп., из них: на страховую часть - 161 939 руб., на накопительную часть 9 586 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 33 645 руб. (в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 20 451 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 13 194 руб.)
Страхователю также предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
На основании пункта 14 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в адрес общества выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 24.05.2012 N 07915240000004 в общей сумме 137 198,13 руб., которым в добровольном порядке в срок до 13.06.2012 предлагалось погасить указанную задолженность.
В связи с неисполнением требования от 24.05.2012 N 07915240000004 в добровольном порядке, Пенсионным фондом вынесено решение о взыскании страховых взносов за счет средств, находящихся на счетах общества "Агрофирма Платоновское" в банках N 079 152 11 ВД 0009344 от 21.06.2012.
Ввиду отсутствия информации о счетах организации, 14.02.2013 управление Пенсионного фонда вынесло постановление N 07915290000011 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации.
Кроме того, в связи с неисполнением требования от 24.05.2012 N 07915240000004, на сумму недоимки были начислены пени в общей сумме 16 108,56 руб., в связи с чем, в адрес общества было выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 07915240000010 от 20.09.2013, в котором предложено уплатить имеющуюся задолженность в добровольном порядке в срок до 11.10.2013.
В связи с неисполнением требования от 20.09.2013 N 07915240000010 в добровольном порядке, управлением Пенсионного фонда 14.10.2013 было вынесено постановление N 07915290000034 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации.
Также ввиду неисполнения требования от 24.05.2012 N 07915240000004, на указанную в нем сумму недоимки были начислены пени в общей сумме 5 329,17 руб., в связи с чем, в адрес общества было выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 26.02.2014 N 07915240000004, в котором предложено уплатить имеющуюся задолженность в добровольном порядке в срок до 18.03.2014.
В связи с неисполнением требования от 26.02.2014 N 07915240000004 в добровольном порядке, управлением Пенсионного фонда 19.03.2014 было вынесено постановление N 7915290000001 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации.
Все перечисленные постановления направлены для исполнения судебному приставу-исполнителю Рассказовского районного отдела судебных приставов (далее - судебный пристав-исполнитель, судебный пристав), которым были возбуждены соответствующие исполнительные производства, неоднократно прекращавшиеся в связи с отсутствием у должника имущества.
После повторного обращения фонда за взысканием постановлением судебного пристава-исполнителя от 04.12.2014 исполнительные производства N 45366/14/68017-ИП, N 45364/14/68017-ИП, N 45362/14/68017-ИП, N 45359/14/68017-ИП, N 45357/14/68017-ИП, N 45356/14/6817-ИП, N 45354/14/68017-ИП, N 45351/14/68017-ИП объединены в сводное исполнительное производство N 45351/14/68017-ИП/СД.
18.12.2014 постановлением судебного пристава-исполнителя наложен арест на денежные средства в сумме 183 635,86 руб., находящиеся на расчетном счете N 40702810861000033855, принадлежащем обществу "Агрофирма Платоновское".
Полагая, что взыскание с него денежных средств в бесспорном порядке при введении в отношении него процедуры конкурсного производства нарушает его права и законные интересы, общество "Агрофирма Платоновское" 14.01.2015 обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановлений управления Пенсионного фонда от 14.10.2013 N 07915290000034, от 14.02.2013 N 07915290000011, от 19.03.2014 N 7915290000001.
Суд области, восстанавливая пропущенный срок на оспаривание ненормативных правовых актов, исходил из того, что в отношении общества "Агрофирма Платоновское" в соответствии с главой 11 Закона N 127-ФЗ применялась упрощенная процедура банкротства - банкротство отсутствующего должника, которая не предусматривает оспаривания правовых актов. Поскольку упрощенная процедура банкротства прекращена лишь определением от 11.12.2014 по делу N А64-10117/2011, суд пришел к выводу о необходимости считать началом исчисления процессуального срока 11.12.2014.
Апелляционная коллегия находит указанные выводы суда области правомерными ввиду следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В определении от 18.11.2004 N 367-0 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом
Таким образом, суд области обоснованно восстановил пропущенный срок на оспаривание ненормативных правовых актов исходя из того, что в отношении общества "Агрофирма Платоновское" в соответствии с главой 11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ применена упрощенная процедура банкротства - банкротство отсутствующего должника, которая не предусматривает оспаривание правовых актов.
Определением арбитражного суда Тамбовской области от 11.12.2014 по делу N А64-10117/2011 упрощенная процедура банкротства в отношении общества "Агрофирма Платоновское" прекращена, назначена процедура конкурсного производства, регулируемая главой 7 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, в связи с чем суд области правомерно пришел к выводу о начале исчисления процессуального срока с 11.12.2014.
Поскольку с настоящим заявлением конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд Тамбовской области 14.01.2015, доводы управления Пенсионного фонда о пропуске страхователем трехмесячного срока на обращение с заявлением о признании спорных постановлений недействительными подлежат отклонению.
Удовлетворяя заявленные требования по существу, суд области пришел к выводу о том, что, поскольку оспариваемые постановления приняты в период конкурсного производства после признания общества "Агрофирма Платоновское" несостоятельным (банкротом), у фонда отсутствует право на принудительное взыскание текущей задолженности в ходе конкурсного производства за счет иного имущества должника, так как такое взыскание предполагает ограничение по распоряжению имуществом должника, составляющим конкурсную массу, что в процедуре конкурсного производства в силу пункта 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ не допускается.
Между тем, судом области не учтено следующее.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются в силу подпункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, названным Федеральным законом.
На основании пункта "а" части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ общество "Агрофирма Платоновское" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу статьи 18 этого же Закона обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации как лицо, производящее выплаты физическим лицам.
Сумма страховых взносов, согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (часть 8 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
При этом под расчетным периодом понимается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (пункты 1, 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Из части 2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам производится в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
На основании статьи 22 Закона N 212-ФЗ при выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым частью 1 статьи 22 названного Закона N 212-ФЗ понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос (часть 2 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 22 названного Закона требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Неисполнение требования об уплате недоимки в установленный срок влечет возбуждение процедуры принудительного взыскания, порядок осуществления которой определен статьями 18, 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В частности, на основании пункта 1 статьи 19 Закона в случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках (пункт 1 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
В силу пунктов 5, 6 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, и доводится до сведения плательщика страховых взносов в течение шести дней после дня вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании плательщику страховых взносов под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 названного Федерального закона (пункт 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, действующим законодательством установлена определенная последовательность осуществления органом Пенсионного фонда действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов - процедура принудительного бесспорного (внесудебного) взыскания.
Из изложенного следует, что по общему правилу взыскание с плательщиков страховых взносов задолженности по страховым взносам, а также пеням и штрафам, производится органами Пенсионного фонда в бесспорном порядке.
Вместе с тем, в отношении организаций, не способных удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, действует особый порядок взыскания долгов, предусмотренный Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
Статьей 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ предусмотрено, что обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к которым относятся и страховые взносы на обязательное социальное страхование, являются обязательными платежами.
Из статьи 4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ следует, что в целях названного Закона состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Одновременно статьей 5 названного Федерального закона денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, отнесены к текущим платежам, требования по которым не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
В силу статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ с даты вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении должника наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного названным Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Порядок определения момента возникновения обязательства и классификации его в качестве текущего требования или требования, подлежащего включению в реестр требований кредиторов, разъяснен в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 N 25).
Согласно разъяснению, данному в пункте 8 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 N 25 применительно к налогам, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода.
При решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из несколько отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи, судам надлежит исходить из того, что в случае, если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) не является основанием для признания указанного авансового платежа также в качестве текущего.
В данном случае налоговый орган вправе осуществить взыскание налога вне рамок дела о банкротстве в установленном налоговым законодательством порядке и размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансового платежа, требование об уплате которого не является текущим (пункт 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 N 25).
Порядок взыскания пеней, начисленных на текущие платежи, разъяснен в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 N 25, из которого следует, что правила, предусмотренные пунктом 1 статьи 81 и пунктом 1 статьи 95 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ о неначислении пеней за неисполнение обязательных платежей, возникших до даты ведения финансового оздоровления и внешнего управления, необходимо применять с учетом предписаний, установленных пунктами 2 и 3 статьи 81 и абзацем третьим пункта 2 статьи 95 названного Закона, из системного толкования которых следует, что изложенное правило о неначислении пеней распространяется только на требования об уплате обязательных платежей, подлежащих включению в график погашения задолженности, то есть на требования, не являющиеся текущими в процедуре финансового оздоровления.
При применении предусмотренной абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ нормы о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника судам следует исходить из того, что это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства (пункт 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 N 25).
Приведенное разъяснение применимо также и к страховым взносам, относящимся, так же как и налоги, к обязательным платежам.
В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Таким образом, датой окончания расчетного периода 2011 год является 31.12.2011.
Следовательно, поскольку дело N А64-10117/2011 о несостоятельности (банкротстве) общества "Платоновское" возбуждено 21.11.2011, а окончание расчетного периода 2011 год приходится на 31.12.2011, разница между суммой страховых взносов, исчисленных обществом за 2011 год в целом и суммой авансовых платежей, исчисленных за отчетные периоды до даты возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве), является текущим платежом, взыскиваемым в общеустановленном порядке, то есть вне рамок дела о несостоятельности (банкротстве).
В рассматриваемом случае это сумма страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии 97 372 руб., на накопительную часть трудовой пенсии 4 521 руб., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 12 149 руб., на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования 7 838 руб., исчисленных обществом "Агрофирма Платоновское" за ноябрь и декабрь 2011 года, в отношении которой управлением страховых взносов и принято постановление от 14.02.2013 N 07915290000011 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя).
Также и пени, начисленные за несвоевременную уплату указанных сумм страховых взносов за период до момента возбуждения в отношении организации - должника конкурсного производства, подлежат взысканию вне рамок дела о несостоятельности (банкротстве).
Из представленных в материалы дела расчетов пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование и пояснений управления Пенсионного фонда, представленного суду апелляционной инстанции следует, что пени, взыскиваемые постановлением от 14.02.2013 N 07915290000011, начислены фондом на недоимку по уплате страховых взносов за ноябрь 2011 года за период с 16.12.2011 по 24.05.2012, на недоимку по уплате страховых взносов за декабрь 2011 года за период с 17.01.2012 по 24.05.2012.
Пени, взыскиваемые по постановлению от 19.03.2014 N 7915290000001 в сумме 4 455,26 руб., начислены фондом на ту же недоимку за период с 25.05.2012 по 20.09.2013. Пени, взыскиваемые по постановлению от 14.10.2013 N 07915290000034, начислены за период с 21.09.2013 по 26.02.2014.
Поскольку процедура конкурсного производства, предусмотренная главой 7 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, введена в отношении общества "Платоновское" 11.12.2014, то указанные суммы пеней не попадают под ограничение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, следовательно, они также подлежат взысканию в общем порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, то есть вне рамок дела о несостоятельности (банкротстве).
Следовательно, поскольку обязанность по уплате предъявленной к взысканию суммы страховых взносов и соответствующей суммы пеней возникла у общества после принятия заявления о признании должника банкротом, указанные платежи подлежат отнесению к текущим платежам, что свидетельствует о возможности для управления Пенсионного фонда взыскивать спорную задолженность в бесспорном порядке без включения ее в реестр требований кредиторов.
В пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 N 25 разъяснено, что осуществление принудительного исполнения требований по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения соответствующего решения и направления в банк инкассового поручения на перечисление налога (сбора) допускается в любой процедуре банкротства.
Исполнение решения о взыскании текущей задолженности за счет иного имущества должника производится судебными приставами-исполнителями в общем порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве, с учетом того, что в процедуре внешнего управления и финансового оздоровления аресты на имущество должника могут быть наложены лишь по определению арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве (абзац четвертый пункта 1 статьи 81, абзац шестой пункта 1 статьи 94 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). С даты принятия судом решения о признании должника банкротом исполнительное производство по исполнению указанного решения прекращается в силу положений, установленных абзацами 6, 9, 10 пункта 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ.
Одновременно пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 23.07.2009 N 59 разъяснено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом исполнительное производство по исполнительным документам о взыскании задолженности по текущим платежам в силу части 4 статьи 96 Закона об исполнительном производстве не оканчивается. Вместе с тем, судебный пристав-исполнитель не вправе совершать исполнительные действия по обращению взыскания на имущество должника, за исключением обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счете должника в банке, в порядке, установленном статьей 8 Закона об исполнительном производстве с соблюдением очередности, предусмотренной пунктом 2 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
Таким образом, действующее законодательство не содержит запрета на принятие органами Пенсионного фонда мер по бесспорному взысканию недоимок по уплате страховых взносов и пеней, квалифицируемых как текущие платежи, устанавливая лишь особенности их взыскания применительно к конкретным процедурам, применяемым в деле о несостоятельности (банкротстве).
В указанной связи управлением Пенсионного фонда законно приняты постановления от 14.02.2013 N 07915290000011, от 19.03.2014 N 7915290000001, от 14.10.2013 N 07915290000034 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организаций (индивидуального предпринимателя), поскольку взыскиваемая по ним задолженность является текущей и подлежит взысканию в общеустановленном порядке.
При этом апелляционная коллегия полагает необходимым отметить, что законность действий судебного пристава-исполнителя по наложению ареста на денежные средства в сумме 183 635,86 руб., находящиеся на расчетном счете N 40702810861000033855, принадлежащим обществу "Агрофирма Платоновское", предметом спора по настоящему делу не является и оценке в рассматриваемом случае не подлежит.
Порядок совершения исполнительных действий и оспаривания действий судебных приставов-исполнителей регулируется Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Следовательно, у суда области не имелось оснований для признания недействительными постановлений управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рассказово и Рассказовском районе Тамбовской области от 14.02.2013 N 07915290000011, от 19.03.2014 N 7915290000001, от 14.10.2013 N 07915290000034 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организаций (индивидуального предпринимателя), поскольку они не нарушают прав общества "Агрофирма Платоновское".
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба управления Пенсионного фонда подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда Тамбовской области от 22.05.2015 по делу N А64-72/2015 - отмене как принятое с неправильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины апелляционная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рассказово и Рассказовском районе Тамбовской области удовлетворить.
Решение арбитражного суда Тамбовской области от 22.05.2015 по делу N А64-72/2015 отменить.
В удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Агрофирма Платоновское" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-72/2015
Истец: ЗАО "Агрофирма Платоновское"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рассказово и Рассказовском районе Тамбовской области
Третье лицо: ЗАО "Агрофирма Платоновское", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Тамбовской области, Судебному приставу-исполнителю Рассказовского районного отдела судебных приставов Рыкову А. Г.