г.Самара |
|
31 августа 2015 г. |
Дело N А65-8425/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" - представитель не явился, извещено,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Татарстан - представитель не явился, извещена,
от третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 августа 2015 года апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июля 2015 года по делу N А65-8425/2015 (судья Кочемасова Л.А.), принятое по заявлению федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" (ОГРН 1021601063659, ИНН 1626003024), Республика Татарстан, Мамадышский район, с.Дигитли, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, Сабинский район, с.Богатые Сабы, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным решения от 14 января 2015 года N 827,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Колония-поселение N 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан" (далее - ФКУ КП-17 УФСИН России по Республике Татарстан, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган) N 827 от 14 января 2015 года.
Основанием своих требований заявитель указал на то, что доходы, полученные от привлечения осужденных к труду, а также иные доходы, полученные в рамках исполнения государственных функций по привлечению осужденных к оплачиваемому труду и перечисляемые в доход федерального бюджета, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Налоговый орган, возразив против заявленных требований, указал, что доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Сославшись на письмо Минфина N 03-03-10/18 от 1.03.2012, налоговый орган указал, что реализация продукции, выпускаемой казенными учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний, не может рассматриваться в качестве государственной функции, следовательно, не является государственной (муниципальной) услугой, работой. В этой связи положения подпункта 33 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ) к доходам, связанным с реализацией продукции, выпускаемой казенными учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний, не применяются.
Определением суда от 19 мая 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июля 2015 года заявление удовлетворено, решение Межрайонной ИФНС России N 10 по Республике Татарстан N 827 от 14 января 2015 года признать незаконным, как не соответствующее требованиям Налогового кодекса Российской Федерации. На Межрайонную ИФНС России N 10 по Республике Татарстан возложена обязанность устранить нарушение прав ФКУ КП-17 УФСИН России по Республике Татарстан.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению инспекции, реализация продукции, выпускаемой казенными учреждениями ФСИН России, не может рассматриваться в качестве государственной функции и, следовательно, не является государственной (муниципальной) услугой, работой, а также иной государственной (муниципальной) функцией. Под государственной функцией следует понимать привлечение осужденных к труду. Указанные доходы учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявитель 29 июля 2014 года представил налоговому органу уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2013 года, в соответствии с которой исчисленный налог на прибыль подлежал уменьшению. Основанием уменьшения налога послужило уменьшение доходов от реализации, полученных от реализации товаров (услуг, выполнения работ), произведенных (оказанных) осужденными в рамках исполнения государственной функции по привлечению осужденных к оплачиваемому труду.
Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, по результатам проверки составлен акт от 13 ноября 2014 года N 827. На основании акта проверки и представленных заявителем возражений на акт проверки налоговым органом принято решение N 827 от 14 января 2015 года, которым заявителю доначислен налог на прибыль за 9 месяцев 2013 года в сумме 124 720 руб., в применении мер ответственности отказано.
Основанием для доначисления налога на прибыль послужили выводы инспекции о неправомерном исключении заявителем из налоговой базы по налогу на прибыль доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), произведенных осужденными в рамках привлечения их к оплачиваемому труду в период отбывания наказания.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по Республике Татарстан, которое решением от 18 февраля 2015 года N 2.14-0-18/004111@ жалобу заявителя оставило без удовлетворения.
Согласно статье 246 НК РФ российские организации признаются плательщиками налога на прибыль организаций.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с нормами НК РФ.
Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.
Согласно пункту 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Указанные положения Бюджетного кодекса Российской Федерации действуют с 01 января 2011 года.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 19 статьи 33 Федерального закона от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" для отражения на соответствующих лицевых счетах бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств, и казенных учреждений операций со средствами, полученными от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, применяются являющиеся едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группа "Доходы от приносящей доходы деятельности".
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" в качестве доходов федерального бюджета предусмотрены доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду с отражением этих доходов на соответствующих кодах бюджетной классификации.
В силу пункта 2 Порядка отражения на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в территориальных органах Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, операций по финансовому обеспечению осуществления функций указанных учреждений, источником которого являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации 21 июля 2010 года N 73н (далее - Порядок N 73н), средства, полученные от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, зачисляются в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05 сентября 2008 года N 92н, в федеральный бюджет на основании расчетных документов, оформляемых юридическими или физическими лицами, которым оказывались услуги (выполнялись работы, поставлялись товары).
Орган Федерального казначейства не позднее трех рабочих дней после поступления в федеральный бюджет средств, полученных от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, отражает по соответствующему коду классификации доходов бюджетов в сумме, равной данному поступлению, на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом учреждению, исполняющему наказания, дополнительный источник бюджетного финансирования (пункт 7 Порядка N 73н).
Согласно пункту 8 Порядка N 73н операции по использованию дополнительного источника бюджетного финансирования осуществляются учреждением, исполняющим наказания, в пределах доведенных ему в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на основании расходных расписаний. А лимиты бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований, доведенные до казенного учреждения не учитываются для целей налогообложения прибыли организаций согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса.
Таким образом, средства, полученные от привлечения к труду осужденных, относятся к бюджетному финансовому обеспечению деятельности казенного учреждения и, соответственно, применение ими подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ является обоснованным.
Кроме того, в силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса (действующего с 01 января 2011 года) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций. Следовательно, данная норма применяется не только к средствам, полученным в рамках определенных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг, но и к доходам, полученным от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы; государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации казенные учреждения являются некоммерческими организациями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Аналогичные положения закреплены в пункте 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Следовательно, законодательство Российской Федерации позволяет казенным учреждениям оказывать (выполнять) платные услуги (работы) при соблюдении следующих условий: возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставах учреждений; осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в их уставах.
Пунктом 3 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон N 5473-1) предусмотрена обязанность учреждений, исполняющих наказания, в том числе, привлекать осужденных к труду.
В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, на ФСИН России возложены полномочия по привлечению осужденных к труду.
Из пункта 5 указанного Положения следует, что ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
В силу пункта 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных. Порядок и условия привлечения осужденных к оплачиваемому труду (продолжительность и учет отработанного времени, оплата труда, порядок удержания из заработной платы осужденных и иное) установлены в главе 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, с учетом указанных норм законодательных и нормативных правовых актов одной из государственных функций ФСИН России является привлечение осужденных к оплачиваемому труду.
Как следует из материалов дела, в пункте 1.1 устава учреждения установлено, что ФКУ КП-17 является учреждением уголовно-исполнительной системы и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Учреждение является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения (пункт 1.6 устава).
Согласно пункту 1.10 устава ФКУ КП-17 УФСИН России по Республике Татарстан не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений пункта 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Порядка отражения на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в территориальных органах Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, операций по финансовому обеспечению осуществления функций указанных учреждений, источником которого являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации 21 июля 2010 года N 73н доходы, полученные от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, не являются выручкой от реализации продукции.
При таких обстоятельствах спорные средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, как полученные в рамках такой государственной функции, как привлечение осужденных к оплачиваемому труду, в силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что налоговый орган необоснованно произвел заявителю доначисление налога на прибыль за 9 месяцев 2013 года, и оспариваемое решение инспекции N 827 от 14 января 2015 года признал незаконным, как не соответствующее требованиям НК РФ, удовлетворив заявленные учреждением требования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что реализация продукции, выпускаемой казенными учреждениями ФСИН России, не может рассматриваться в качестве государственной функции и, следовательно, не является государственной услугой, работой, а также иной государственной функцией, несостоятельны. Обязанность учреждения привлекать осужденных к труду предусмотрена законом, а именно: пунктом 3 статьи 13 Закона N 5473-1, то есть является государственной функцией, выполняемой учреждением, соответственно доходы от данной деятельности, зачисляемые в федеральный бюджет, получены непосредственно в связи с осуществлением учреждением государственной функции. Поэтому они не учитываются для целей налогообложения прибыли организаций согласно в силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Довод налогового органа о том, что под государственной функцией следует понимать привлечение осужденных к труду, в связи с чем указанные доходы учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке, отклоняется. Действительно, государственной функцией является привлечение осужденных к труду. Однако в данном случае спорные доходы напрямую связаны с осуществлением учреждением этой государственной функции, закрепленной также в его уставе, являясь следствием её реализации заявителем.
Ссылка инспекции на письмо Минфина России от 01.03.2012 N 03-03-10/18 необоснованна, так как данные в нем разъяснения не являются общеобязательными и не могут быть применены арбитражным судом в случае их противоречия закону.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 10 июля 2015 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на налоговый орган, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июля 2015 года по делу N А65-8425/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-8425/2015
Истец: ФГУ КП-17 ГУФСИН России по РТ, Мамадышский район, с. Дигитли, ФКУ КП-17 ГУФСИН России по РТ, Мамадышский район, с. Дигитли
Ответчик: Межрайонная ИФНС N10 по РТ, с. Богатые Сабы, Сабинский район
Третье лицо: Федеральная налоговая служба России, г. Казань, 11-ый Арбитражный апелляционный суд