г. Самара |
|
04 сентября 2015 г. |
Дело N А65-13303/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,
с участием:
от ООО "РАЦИН-АГРОТЕХНИКА" - не явился, извещен,
от Пестречинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от ООО "Солид-Лизинг" - не явился, извещен,
от ООО "Казанская Оценочная Компания" - не явился, извещен,
от Управления ФССП РФ по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 сентября 2015 года апелляционную жалобу ООО "РАЦИН-АГРОТЕХНИКА" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.07.2015 года по делу N А65-13303/2015 (судья Сальманова Р.Р.)
по заявлению ООО "РАЦИН-АГРОТЕХНИКА",
к Пестречинскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Республике Татарстан,
с участием взыскателя - ООО "Солид-Лизинг",
с участием третьих лиц: ООО "Казанская Оценочная Компания";
Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Республике Татарстан,
о признании недействительным постановления
УСТАНОВИЛ:
ООО "РАЦИН-АГРОТЕХНИКА" обратилось к Пестречинскому РОСП УФССП РФ по РТ с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Пестречинского РОСП УФССП РФ по РТ, Сафиной Т.А от 27.05.2015 о принятии результатов оценки, о назначении новой независимой оценки определения рыночной стоимости арестованного имущества ООО "РАЦИН-АГРОТЕХНИКА".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.07.2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "РАЦИН-АГРОТЕХНИКА" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.07.2015 года по делу N А65-13303/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Пестречинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Республике Татарстан Сафиной Т.А на апелляционную жалобу, в котором она просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.07.2015 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц участвующих в деле не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в рамках сводного исполнительного производства N 22483/14/16044-ИП от 21.10.2014, судебным приставом - исполнителем Пестречинского РОСП УФСПП России по РТ приняты постановления от 07.10.2014 и 07.02.2015 о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств должника, о наложении ареста на имущество должника по акту описи и ареста имущества от 29.02.2015, принято постановление об участии специалиста в исполнительном производстве от 24.02.2015 для оценки имущества и постановление от 27.05.2015 о принятии результатов оценки комбайна "Ягуар" и косилки "Магдон" на общую сумму в 7 439 000 рублей.
Должник, считая принятые результаты оценки специалиста по постановлению от 27.05.2015 заниженными, обжаловал указанное постановление в Арбитражный суд Республики Татарстан, при этом заявил о проведении судебной экспертизы.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлена обязанность судебного пристава - исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Оценочная деятельность осуществляется на территории Российской Федерации на основании Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее -ФЗ -135 об оценочной деятельности).
01.10.2014 судебным приставом-исполнителем Пестречинского РОСП УФССП РФ по РТ, Сафиной Т.А. возбуждено исполнительное производство N 22904/14/16044-ИП о взыскании задолженности в размере 8 501 667 руб. 62 коп. с должника ООО "Рацин-Агротехника" в пользу взыскателя ООО "Солид-Лизинг".
21.10.2014 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об объединении в сводное производство исполнительных производств N 22483/14/16044-ИП от 19.09.2014, "N 22904/14/16044 -ИП от 01.10.2014, N 25062/14/16044 0ИП от 17.10.2014, присвоив сводному производству N 22483/14/16044-ИП/СД, взыскателями которого являются ООО "Солид-Лизинг", г. Москва и МРИ ФНС России N 17 по РТ, г. Бугульма.
07.10.2014 ответчиком вынесено постановление о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств должника.
09.02.2015 судебным приставом-исполнителем составлен акт о наложение ареста на имущество должника, а именно: КОМБАЙН КУБ, ЯГУАР-830 ЗАВОДСКОЙ НОМЕР 49500123, НОМЕР ДВИГАТЕЛЯ 458,990-00-168223,2009 Г.В., ГОС.НОМЕР 4495 ЕР на сумму 7 500 000 руб.; КОСИЛКА МАГДОН ЗАВОДСКОЙ НОМЕР N 190218-09, ДВИГАТЕЛЬ N 68307126, 2009 Г.В. ГОС.НОМЕР 4497 ЕР на сумму 7500 000 руб., всего на общую сумму 15 000 000 рублей, то есть в размере и объеме, необходимого для исполнения требований исполнительного документа.
Постановлением от 24.02.2015 ответчиком в соответствие с п.п.2,3 ст.83 ФЗ "Об исполнительном производстве" принято постановление об участии специалиста в исполнительном производстве, с поручением оценки имущества КОМБАЙН КУБ, ЯГУАР-830 ГОС.НОМЕР 4495 ЕР и КОСИЛКА МАГДОН ГОС.НОМЕР 4497 ЕР по исполнительному производству, специалисту - оценщику ООО "Казанская Оценочная Компания", Гордеевой Надежде Васильевне, действующей на основании государственного контракта N 2015.3086 от 02 февраля 2015 года и дополнительного соглашения N 57 от 11 марта 2015 года (1222 от 27.03.2015).
Пунктом 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 мая 2014 г. N 27 "О некоторых вопросах применения законодательства об исполнительном производстве" разъяснено, что статьей 85 Закона об исполнительном производстве предусмотрен ряд случаев, когда судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права. При этом частью 7 данной статьи предусмотрено, что стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.
Следовательно, оспаривание результатов оценки, приведенной оценщиком в отчете, посредством предъявления отдельного иска допускается законом и направлено на защиту прав и законных интересов сторон исполнительного производства. Вместе с тем не исключается и оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества.
При рассмотрении споров об оценке имущества арбитражный суд делает вывод о достоверности произведенной оценки независимо от того, как сформулировал требование заявитель - оспаривание результата оценки или постановления судебного пристава-исполнителя, поскольку в обоих случаях существо спора заключается в определении достоверности произведенной оценки.
В силу пункта 26 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256, итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.
Положением пункта 1 статьи 85 Федерального Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - Закон об исполнительном производстве, Закон N 229-ФЗ), предусмотрено, оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.98 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
26.05.2015 в Пестречинский РОСП УФССП России по РТ поступил Отчет специалиста-оценщика Гордеевой Н.В. N 2015.3086-154 (6) об определении рыночной стоимости движимого имущества, в котором отражено, что специалистами ООО "Казанская Оценочная Кампания" произведена оценка рыночной движимого имущества, а именно:
КОМБАЙН К/УБ, ЯГУАР-830, ЗАВОДСКОЙ НОМЕР 49500123, НОМЕР ДВИГАТЕЛЯ 458,990-00-168223, 2009 Г.В., ГОС. НОМЕР 4495 ЕР;
КОСИЛКА МАГДОН, ЗАВОДСКОЙ НОМЕР N 190218-09, ДВИГАТЕЛЬ N 68307126, 2009 Г.В., ГОС. НОМЕР 4497 ЕР.
Оценка проведена по состоянию на 20 апреля 2015 года.
В результате проведенных расчетов оценщик пришел к выводу, что рыночная стоимость Объекта оценки по состоянию на 20 апреля 2015 года составляет: 7 439 000 рублей.
В Отчёте оценщика ООО "Казанская Оценочная Компания" N 2015.3086-154 (6), привлечённого на основании государственного контракта N 2015.3086 от 02.02.2015 и дополнительного соглашения N 57 от 11.03.2015 (1222 от 27.03.2015) на оказание услуг по оценке имущества, арестованного в процессе исполнительного производства, усматривается цель оценки - "определение рыночной стоимости имущества с предполагаемым использованием результатов оценки для реализации в рамках исполнительного производства; ограничения, связанные с предполагаемым использованием результатов оценки: исключительно для реализации".
Оценщик пришел к выводу, что применение доходного и затратного подходов к оценки арестованного имущества должника невозможно. При этом, при наличии достаточного количества информационных источников для эксперта приоритетным являлся сравнительный анализ продаж (рыночный подход). Оценщиком проанализирован анализ рынка и осуществлен выбор аналогов, схожих по техническим данным, характеристикам и дате выпуска с исследуемым им движимым имуществом должника (п.п.3.3.1 Отчёта), осуществлена корректировка стоимости аналогов на уторговывание, с поправкой на временную сопоставимость, применены параметрическая поправка, корректировка на степень износа, расчёт физического износа экспертно-аналитическим методом, осуществлен расчёт рыночной стоимости в рамках сравнительного подхода.
Рыночная стоимость комбайна определена в 4 710 000 рублей и косилки в 2 729 000 рублей, что подтверждает итоговое заключение о стоимости в общей сумме 7 439 000 рублей.
Заявитель, считая оценку имущества, указанного в оспариваемом постановлении заниженной, в ходе судебного разбирательства суда первой инстанции представил Отчёт ООО "Центр экспертиз и оценки" от 16.06.2015, составленный на основании договора N 24/15 от 16.06.2015 с ООО "РАЦИН-АГРОТЕХНИКА", целью оценки в Отчёте указано определение рыночной стоимости объекта оценки для судебного разбирательства.
Также в Отчёте ООО "Центр экспертиз и оценки" от 16.06.2014 содержится информация, что оценщику для установления количественных и качественных характеристик объекта оценки, объема оцениваемых прав заказчиком представлена копия Отчёта N 2015.3086-154 (6) об определении рыночной стоимости движимого имущества ООО "Казанская Оценочная Компания", то есть оценщика, привлеченного к оценке арестованного имущества, судебным приставом-исполнителем.
Оценщик в Отчёте N 02-м/15 пришел к выводу, что рыночная стоимость движимого имущества ООО "РАЦИН-АГРОТЕХНИКА" составляет сумму 9 825 000 рублей (комбайн - 5 904 000 руб., косилка - 3 921 000 руб.).
Результат расчетов, полученный при применении различных подходов, представлен в данном отчете, в соответствии с которым рыночная стоимость оцениваемого движимого имущества составляет 9 825 000 руб., в том числе, рыночная стоимость кормоуборочного комбайна CLAAS JAGUAR 830 составляет с учетом НДС, округленно) 5 904 000 руб.; рыночная стоимость косилки MacDon составляет 3 921 000 рублей.
Представитель заявителя при этом, в ходе судебного заседания суда первой инстанции указал, что не согласен с оценкой имущества по отчету N 2015.3086-154(6) об определении рыночной стоимости движимого имущества от 30 апреля 2015 года, осуществленного по постановлению судебного пристава-исполнителя Пестречинского района от 24.02.2015, в связи с чем, был заключен договор на оценку с ООО "Центр экспертиз и оценки".
Представители ООО "Центр Экспертиз и Оценки" пояснили в ходе судебного разбирательства суда первой инстанции, что оценка рыночной стоимости движимого имущества по отчету N 02-м/15, была осуществлена по состоянию на 16 июня 2015 года. При этом в их распоряжении имелась в наличии оспариваемая заявителем оценка движимого имущества. Перед оценкой имущества осмотр спецтехники не проводился, оценка осуществлена только по документам, поскольку осмотреть ее не представлялось возможным. Исходные данные были взяты ими с оценки, проведенной ООО "Казанская оценочная компания". Применялись аналогичная спецтехника 2008 года выпуска (стр.23, 66, 67, 68 отчета N 02-м/15).
Оценщик ООО "Казанская оценочная компания", Гордеева Н.В., в свою очередь, дала пояснения по существу оценки, с указанием, что основное различие проделанных отчетов заключается в том, что в отчете, взятом за основу в оспариваемом постановлении судебного пристава-исполнителя, произведен учет имеющегося износа спецтехники.
Судом первой инстанции обоснованно результаты оценки ООО "Центр Экспертиз и Оценки" не приняты, поскольку основанием исследования являлся Отчёт N 2015.3086-154 (6), осуществленный оценщиком ООО "Казанская Оценочная Компания", что явилось основанием для отказа в удовлетворении ходатайства о проведении судебной экспертизы.
Согласно пунктам 5, 7, 9 приказа Минэкономразвития от 20.07.2007 N 255 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)" при осуществлении оценочной деятельности используются следующие виды стоимости объекта оценки: рыночная стоимость, инвестиционная стоимость, ликвидационная стоимость, кадастровая стоимость.
В отчёте ООО "Казанская Оценочная Компания" установлена рыночная стоимость арестованного имущества с учётом физического износа комбайна и косилки в соответствие с требованиями статей 52, 85 Закона об исполнительном производстве.
Заявителем не представлены доказательства недостоверности Отчёта N 2015.3086-154 (6), результаты которого приняты оспариваемым постановлением, указание представителя, что другим оценщиком в Отчёте N 02-м/15 от 16.06.2015 установлена иная оценка не может являться основанием для проведения судебной экспертизы без предоставления доказательств недостоверности оценки, принятой судебным приставом-исполнителем.
На основании части 1 статьи 85 Закона об исполнительном производстве оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации с привлечением к оценке имущества оценщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 ФЗ N 229 в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать, в том числе следующие исполнительные действия в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 12 Закона об оценочной деятельности и пунктом 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки.
Закон об исполнительном производстве не содержит требований и критериев утверждения судебным приставом-исполнителем отчета оценщика об оценке имущества, поэтому суд первой инстанции обоснованно посчитал, что судебный пристав-исполнитель правомерно принял отчет оценщика и вынес постановление об оценке вещи или имущественного права.
В силу ч.1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, заявителем не представлено в материалы дела надлежащих доказательств недостоверности отчета ООО "Казанская Оценочная Компания" или несоответствия указанного отчета по форме или содержанию требованиям действующего законодательства, в связи с чем, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы по оценке рыночной стоимости движимого имущества принадлежащего ООО "Рацин-Агротехника" в составе кормоуборочного комбайна CLAAS JAGUAR 830 и косилки MacDon.
Каких-либо доказательств, подтверждающих обоснованность доводов о занижении оценки рыночной стоимости имущества должника и наличии оснований у судебного пристава-исполнителя сомневаться в достоверности определения рыночной стоимости имущества, произведенного ООО "Казанская Оценочная Компания", заявителем не представлены.
На основании изложенного, в удовлетворении требований заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.07.2015 года по делу N А65-13303/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13303/2015
Истец: ООО "Рацин-Агротехника", ООО "РАЦИН-Агротехника", Пестречинский район, с. Кобяково
Ответчик: Пестречинский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Республике Татарстан, с. Пестрецы
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, ООО "Солид-Лизинг", г. Москва, ООО "Казанская Оценочная Компания", г. Казань, УФССП РФ по РТ, ИП Шагидуллина Резеда Наилевна, ООО "Бизнес-оценка "Капитал", ООО "ЭКСПЕРТ Сервис"