г. Красноярск |
|
04 сентября 2015 г. |
Дело N А33-13528/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "28" августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "04" сентября 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью Производственно - коммерческая фирма "Торговый дом "Евроэкспо"): Кошкина Д.В., представителя по доверенности от 27.08.2015;
от ответчика (Департамента градостроительства администрации города Красноярска) Лузаковой Ю.В., представителя по доверенности от 04.08.2015 N 04/3574,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "02" июля 2015 года по делу N А33-13528/2014, принятое судьей Куликовой Д.С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Торговый дом "Евроэкспо" (далее - заявитель, общество, ООО ПКФ "ТД "Евроэкспо") (ИНН 2463034900, ОГРН 1022402127087, г. Красноярск-135, а/я 28415) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска (далее - ответчик, Департамент градостроительства) (ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476, г. Красноярск) с заявлением о признании незаконным отказа об изменении (аннулировании) красной линии, проходящей через земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700197:145, расположенный по адресу: г. Красноярск, пр. имени газеты Красноярский рабочий, 141; обязать Департамент изменить (аннулировать) красную линию, проходящую через земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700197:145, расположенный по адресу: г. Красноярск, пр. имени газеты Красноярский рабочий, 141.
Заявление принято к производству суда. Определением от 18.07.2014 возбуждено производство по делу, для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление архитектуры администрации города Красноярска (далее - Управление архитектуры), администрация города Красноярска (далее - Администрация).
Определением от 26.11.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - Департамент муниципального имущества).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "02" июля 2015 года заявленное требование удовлетворено, отказ Департамента градостроительства от 29.05.2014 N 1349-ек "О красных линиях в градостроительном плане" признан незаконным.
На Департамент градостроительства возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО ПКФ "ТД "Евроэкспо" путем внесения изменения в градостроительный план земельного участка N RU24308000-11567, утвержденный распоряжением администрации города Красноярска от 14.05.2014 N 933-арх, в виде ненанесения красной линии.
С Департамента градостроительства в пользу ООО ПКФ "ТД "Евроэкспо" взыскано 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
ООО ПКФ "ТД "Евроэкспо" из федерального бюджета возвращено 2000 рублей, государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 02.07.2014 N 855.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что спорная красная линия утверждена в составе градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700197:145, утвержденного распоряжением Администрации от 14.05.2014 N 933-арх. У Департамента градостроительства отсутствуют полномочия на аннулирование красных линий, соответствующая процедура законодательно не регламентирована.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили. Представитель заявителя в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласился, указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Третьи лица, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением Администрации от 10.10.2008 N 1269-ж ООО ПКФ "ТД "Евроэкспо" предоставлен в аренду на три года земельный участок из земель населенных пунктов, кадастровый номер 24:50:0700197:145, площадью 2267,0 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, пр-т им. газеты "Красноярский рабочий", 141, для строительства здания центра реализации услуг связи с инженерным обеспечением.
В градостроительном плане земельного участка от 24.09.2008 N RU24308000-0000000000002981 красная линия не определена.
Между Департаментом муниципального имущества (арендодатель) и ООО ПКФ "ТД "Евроэкспо" (арендатор) 28.05.2009 заключен договор аренды N 885, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0700197:145, находящийся по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 141, для использования в целях строительства здания центра реализации услуг связи с инженерным обеспечением в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, который прилагается к договору и является неотъемлемой частью (пункт 1.1 договора). Срок аренды установлен пунктом 2.1 договора с 10.10.2008 по 09.10.2011. Согласно отметке регистрирующего органа дополнение прошло государственную регистрацию 06.03.2012.
Обществу 16.09.2011 выдано разрешение N RU-24308000-01-3890-дг сроком до 15.12.2012 на строительство "Здания центра реализации услуг связи. Первая очередь строительства", этажность 2, общая площадь 1452,63 кв. м, площадь торгово-выставочных залов - 960,40 кв. м, строительный объем - 8553,6 куб. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 141. В последующем заявителю выдавались разрешения на строительство указанного объекта со сроками до 16.12.2013 и до 16.06.2015.
Распоряжением Администрации от 29.11.2011 N 1397-ж продлен до 10.10.2014 срок аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700197:145.
Согласно свидетельству от 08.04.2013 24ЕК 855300 ООО ПКФ "ТД "Евроэкспо" на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства, 2-этажный, площадь застройки 656,9 кв. м, степень готовности 3%, по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", д. 141 "А".
Распоряжением Администрации от 14.05.2014 N 933-арх утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700197:145; признан утратившим силу пункт 1.2 распоряжения администрации города от 01.10.2008 N 738-арх.
Согласно градостроительному плану земельного участка от 14.05.2014 N RU24308000-11567 часть земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700197:145 находится за границей красных линий.
Для устранения технической ошибки повлекшей за собой кадастровую ошибку, допущенной при межевании земельных участков решением ФГБУ "ФКП Росреестра" от 02.10.2013 N Ф24/13-2-139694 внесены изменения в сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0700197:145.
Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 19.02.2014 по делу N 33-1230/2014 А-65 отменено решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 20.09.2013, иск прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к ООО ПКФ Торговый дом "Евроэкспо", Департаменту градостроительства удовлетворен, признано незаконным разрешение на строительство от 16.09.2011 N 01-3890-дг здания центра реализации услуг связи, расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 141, выданное Департаментом градостроительства ООО ПКФ "ТД "Евроэкспо"; признаны незаконными действия ООО ПКФ "ТД "Евроэкспо" по строительству здания центра реализации услуг связи, расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 141, в связи с нарушением требований градостроительного и экологического законодательства ООО ПКФ "ТД "Евроэкспо" обязано приостановить строительство здания центра реализации услуг связи, расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 141, до получения положительного заключения государственной экспертизы.
Заявителем в материалы дела представлено положительное заключение негосударственной экспертизы N 4-1-1-0028-14.
Письмом от 29.05.2014 N 1349-ек Департамент градостроительства сообщил заявителю, что оспариваемые красные линии утверждены в составе градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700197:145, утвержденного распоряжением Администрации от 14.05.2014 N 933-арх, который и является документацией по планировке территории, включающей в себя и установление линий градостроительного регулирования и красных линий на отдельной территории с учетом документа территориального планирования - генерального плана города Красноярска.
В материалы дела заявителем представлены сведения из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 17.11.2014 N 2904-ек, согласно которым часть земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700197:145 находится за границей красных линий; красные линии не утверждены; границы красных линий на территории квартала определены с учетом категории улицы в соответствии со Сводом правил 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 N 820; на дату подготовки документа земельный участок не изъят и не зарезервирован для муниципальных нужд.
Постановлением администрации города Красноярска от 08.05.2015 N 282 ООО ПКФ "ТД "Евроэкспо" предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700197:145.
Общество 16.05.2014 обратилось в Департамент с заявлением о внесении изменений в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700197:145 в части аннулирования красных линий.
Департамент письмом от 29.05.2014 N 1349-ек отказал во внесении изменений в градостроительный план земельного участка, указав, что оспариваемые обществом красные линии утверждены в составе градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700197:145 распоряжением Администрации города Красноярска от 14.05.2014 с учетом Генерального плана города Красноярска.
Ссылаясь на то, что отказ Департамента градостроительства нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО ПКФ ТД "Евроэкспо" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество оспаривает законность отказа Департамента градостроительства об изменении (аннулировании) красной линии, проходящей через земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700197:145, расположенный по адресу: г. Красноярск, пр. имени газеты Красноярский рабочий, 141.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой указал, что Департамент градостроительства в пределах полномочий изготовил и утвердил градостроительный план земельного участка N RU24308000-11567, вместе с тем, градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены документами территориального планирования территории, на которой расположен данный участок; органы местного самоуправления не наделены полномочиями по утверждению красных линий путем издания градостроительного плана.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции обоснованными с учетом следующих норм прав.
Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с названным Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 24 Кодекса генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Частями 1 и 5 статьи 41 Кодекса установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
В соответствии со статьей 42 Кодекса подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур.
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории установлен в статьях 45, 46 Кодекса.
В пункте 11 статьи 1 Кодекса определено, что под красными линиями поднимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно указал, что красные линии могут быть определены (утверждены) только проектом планировки территории, который должен быть утвержден органом местного самоуправления в порядке статьей 45, 46 Кодекса.
При этом согласно части 5 статьи 46 Кодекса проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Положениями статьи 46 Кодекса регламентированы условия проведения публичных слушаний.
Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30, также предусмотрены положения о необходимости проведения публичных слушаний при проектировании и установлении красных линий в поселениях Российской Федерации.
Пунктом 3.8 названной Инструкции предусмотрено, что красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах инженерно-транспортных коммуникаций; при инвентаризации земель в поселениях; при установлении границ землепользований; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.
Департамент не представил в материалы доказательства того, что как на момент утверждения (выдачи) градостроительного плана земельного участка от 14.05.2014 N RU24308000-11567, так и на момент рассмотрения дела в арбитражном суде, проект планировки территории, на котором размещен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700197:145, администрацией города Красноярска в установленном законом порядке был утвержден. Указание (наличие) спорных красных линий в Генеральном плане города Красноярска не является утверждением данных красных линий в установленном законом порядке
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Департамента градостроительства об изменении (аннулировании) красной линии, проходящей через земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700197:145 является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя как арендатора земельного участка, предоставленного для строительства.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд первой инстанции в соответствии с заявлением общества возложил на Департамент градостроительства обязанность по внесению изменения в градостроительный план земельного участка N RU24308000-11567, утвержденный распоряжением администрации города Красноярска от 14.05.2014 N 933-арх, в виде ненанесения красной линии.
Не соглашаясь с данной мерой, ответчик ссылается на отсутствие у него необходимых полномочий на внесение соответствующих изменений в градостроительный план.
В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Кодекса в составе градостроительного плана земельного участка указываются границы земельного участка, границы зон действия публичных сервитутов, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка, информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент), информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Наличие у Департамента полномочий на выдачу градостроительного плана земельного участка, расположенного в пределах юрисдикции соответствующего органа местного самоуправления, как обоснованно указал суд первой инстанции, следует из положений части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 8, 41, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 26, 44, 46, 58 Устава города Красноярска, пунктов 1.1, 1.3, 3.11 Положения о департаменте градостроительства администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 17.08.2010 N 114-р, пункта 8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 22.12.2011 N 1542-ж.
В силу пункта 23 указанного Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка предоставление данной муниципальной услуги включает в себя административную процедуру по подготовке и согласованию проекта распорядительного акта об утверждении градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с пунктом 5.4 Положения о департаменте градостроительства администрации города Красноярска руководитель Департамента градостроительства издает распоряжения по вопросам, входящим в его компетенцию.
Отражение в градостроительном плане земельного участка в соответствии с требованиями статьи 44 Кодекса является необходимым условием законности процесса территориального планирования при межевании территории. Наличие у Департамента градостроительства полномочий по выдаче градостроительного плана земельного участка предполагает необходимость надлежащего выполнения возложенных на него функций, в том числе посредством устранения недостоверной информации из градостроительного плана.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что в градостроительном плане земельного участка N RU24308000-11567 не подлежала указанию красная линия, Департаменту градостроительства следует устранить данное нарушение путем издания соответствующего распоряжения о внесении изменения в градостроительный план и принятия фактических действий по изменению графической части градостроительного плана земельного участка с учетом выводов суда по настоящему делу.
При таких условиях суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным; суд апелляционной инстанции не установил оснований для его изменения или отмены в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" июля 2015 года по делу N А33-13528/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-13528/2014
Истец: ООО Производственно - коммерческая фирма " Торговый дом " Евроэкспо "
Ответчик: Департамент градостроительства администрации города Красноярска
Третье лицо: администрация города, Администрация города Краноярска, ДМиЗО, управление архитектуры администрации города