г. Пермь |
|
04 сентября 2015 г. |
Дело N А60-19035/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Васильевой Е.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шабалиной А.В.,
при участии:
от заявителя Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 31 Федерального медико-биологического агентства" (ИНН 6660013462, ОГРН 1026604963252) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (ИНН 6658014910, ОГРН 1026602332052) - Лотоцкая О.Э., паспорт, доверенность от 09.02.2015 года;
от третьего лица открытого акционерного общества Страховая медицинская компания "Астрамед-МС" - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 31 Федерального медико-биологического агентства"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 июня 2015 года
по делу N А60-19035/2015,
принятое судьей О.В. Гаврюшиным
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 31 Федерального медико-биологического агентства"
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области
третье лицо - открытое акционерное общество Страховая медицинская компания "Астрамед-МС"
об оспаривании ненормативного правового акта,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 31 Федерального медико-биологического агентства" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в арбитражный суд Свердловской области с требованием о признании незаконным решения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области ( далее - заинтересованное лицо, Фонд) от 10.03.2015 N36-02-03/1650, а также просит суд обязать заинтересованное лицо принять решение о признании актов экспертной оценки/рекламаций 191444/1487, 191444/1489, 191444/1491, 191444/1492, 191444/1929, 191444/1930, 191444/1931, 191444/2919, 191444/2921, 191444/2923, 191444/3170, 191444/3684, 191444/4042, 191444/4479, 191444/4957, 191444/5350, 191444/4966 от 22.12.2014 недействительными в части удержания СМК "Астрамед-МС" суммы в размере 43962 руб. 00 коп. за оказанную медицинскую помощь застрахованным гражданам.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 июня 2015 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда о несоблюдении заявителем Порядка возмещения расходов, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 обстоятельствам дела. В заявлении говорится об оказании медицинской помощи не военнослужащим, а лицам, застрахованным страховой медицинской компанией ОАО "Астрамед-МС", которые на день обращения за медицинской помощью предъявляли врачам действующий полис ОМС и документ удостоверяющий личность. Согласно заключенному между заявителем и СМК ОАО "Астрамед-МС" договору от 01.02.2013 N 04-1712-04/ск-13 на оказание и оплату медицинской помощи последнее обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной Программой обязательного медицинского страхования на основании представленных реестров и счетов. Обязательства со стороны Заявителя договору от 01.02.2013 N 04-1712-04/ск-13 выполнены в полном объеме, необходимая медицинская помощь застрахованным лицам была оказана обоснованно.
Фондом и открытым акционерным обществом Страховая медицинская компания "Астрамед-МС" представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых Фонд и третье лицо возражают против доводов апелляционной жалобы, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Фонда возражала против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором N 04-1712-04/ск-13 от 01.02.2013 года на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенным между СМК "Астрамед-МС" и Учреждением, приказом ФФОМС от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" 17 декабря 2014 года СМК "Астрамед-МС" проводился контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи заявителем за период с 01.01.2014-01.10.2014 г.
По результатам проведенного контроля составлены и направлены в адрес заявителя отчеты и копии актов медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, рекламации: 191444/1487, 191444/1489, 191444/1491, 191444/1492, 191444/1929, 191444/1930, 191444/1931, 191444/2919, 191444/2921, 191444/2923, 191444/3170, 191444/3684, 191444/4042, 191444/4479, 191444/4957, 191444/5350, 191444/4966 от 22.12.2014 года, содержащие суммы удержаний с заявителя, за ранее оказанную и оплаченную медицинскую помощь.
Заявителем в адрес заинтересованного лица была направлена претензия (исх. 20.02.2015 N 01-25/1021) на указанные рекламации.
По результатам рассмотрения претензии заинтересованным лицом принято оспариваемое решение.
Полагая, что решение заинтересованного лица не соответствует положениям Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о несоблюдении заявителем порядка возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи военнослужащим, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В п. 7 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" приведено следующее понятие: "застрахованное лицо - физическое лицо, на которое распространяется обязательное медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом".
Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" на военнослужащих не распространяется, так как согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские организации).
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Порядок возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи военнослужащим, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911.
Согласно пунктам 2, 4, 5 и 6 Правил возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" (далее - Правила), расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам возмещаются военным округом (флотом), региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения.
Учреждение здравоохранения представляет счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 Правил, для оплаты медицинской помощи, оказанной по неотложным показаниям военнослужащему или сотруднику, находящемуся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях, после завершения его лечения в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи.
При оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям учреждением здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 Правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти (пункт 5).
Поскольку медицинские услуги оказаны военнослужащим и данный факт заявителем не оспорен, апелляционный суд приходит к выводу о том, что расходы на лечение возмещаются за счет средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета соответствующим федеральным органам исполнительной власти.
Доводы заявителя жалобы о том, что медицинская помощь была оказана лицам, застрахованным страховой медицинской компанией, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены, поскольку в силу прямого указания закона (п. "ж" ст.10 Федерального закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании") военнослужащие и приравненные к ним в организации оказания медицинской помощи не являются застрахованными лицами, так как согласно п.14 ст.9 Закона N 212-ФЗ суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, не подлежат обложению страховыми взносами.
Факт наличия на руках данных граждан полисов обязательного медицинского страхования не доказывает факт наличия бесспорного права на получение медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования лицами, имеющими статус военнослужащих и приравненных к ним в организации медицинской помощи.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
На основании ст. 110 АПК РФ Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 31 Федерального медико-биологического агентства" подлежит возврату из федерального бюджета РФ государственная пошлина в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 июня 2015 года по делу N А60-19035/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 31 Федерального медико-биологического агентства" (ИНН 6660013462, ОГРН 1026604963252) из федерального бюджета РФ государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 15.07.2015 года N 645369.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-19035/2015
Истец: ФГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ N 31 ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО СТРАХОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ "АСТРАМЕД-МС" (ОТКРЫТОЕ