г. Москва |
|
04 сентября 2015 г. |
Дело N А41-25637/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Айрапетян Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу СНТ "Лидия-3" на решение Арбитражного суда Московской области от 16 июня 2015 года, принятое судьей Гриневой А.В., по делу N А41-25637/15 по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к СНТ "Лидия-3" об освобождении лесного участка,
при участии в заседании:
от истца - Степанова Ю.В. по доверенности N 26ДОВ-495 от 25.12.2014;
от ответчика - Николаев А.В. по доверенности от 25.06.2015,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее также - истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Садоводческому некоммерческому товариществу "Лидия-3" (далее также - ответчик) об обязании освободить лесной участок в квартале 30 выдела 7 Осташевского участкового лесничества Волоколамского лесничества от возведенной детской площадки (песочница, скамейки и железные столбы), а также складированных дров (поленница размером 5,2*1,0 м).
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 июня 2015 года по делу N А41-25637/15 требование Комитета лесного хозяйства Московской области удовлетворено.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе СНТ "Лидия-3", в которой ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела, 27 августа 2014 года в рамках осуществления федерального государственного лесного контроля (лесная охрана) и федерального пожарного надзора в лесах Российской Федерации было осуществлено патрулирование лесного участка в квартале 30 выделе 7 Осташевского участкового лесничества Волоколамского лесничества, входящего в состав лесного фонда Российской Федерации.
В результате осмотра выявлен факт нарушения лесного законодательства, выразившийся в том, что СНТ "Лидия 3" осуществило самовольное занятие лесного участка в квартале 30 выделе 7 Осташевского участкового лесничества Волоколамского лесничества.
Комитет указывает, что СНТ "Лидия3" без специального разрешения на использование земельного участка (договора аренды и проекта освоение лесов) установило песочницу, качели, столбы для укрепления волейбольной сетки, складировало дрова и строительные материалы.
По факту самовольного использования лесного участка, расположенного на землях лесного фонда в квартале 30 выделе 7 Осташевского участкового лесничества Волоколамского лесничества лицом, проводившим проверку, составлен протокол об административном правонарушении от 21 августа 2014 года N 03-264/2014 в отношении товарищества.
Постановлением о назначении административного наказания от 08 сентября 2014 года N 03-264/2014 товарищество признано виновным по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за самовольное занятие и использование лесных участков и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Как следует из материалов дела, 05 ноября 2014 года в рамках федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора проведен контроль за исполнением предписания от 27 августа 2014 года N 03-264/2014 об устранении нарушений законодательства, выданного "СНТ "Лидия3" об освобождении лесного участка площадью 0,05105 га в квартале 30 выделе 7 Осташевского участкового лесничества Волоколамского лесничества от детской площадки (песочница, качели, волейбольная сетка), складированных дров и строительного материала, предписание выполнено частично: СНТ "Лидия-3" не освободило лесной участок от детской площадки и не убрало складированные дрова.
Пот факту неисполнения в срок предписания N 03-264/2014 от 27.08.2014 был составлен протокол об административном правонарушении от 07.11.2014 по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в виде 10 000 руб. Штраф товариществом не оплачен.
В связи с указанным истец обратился в арбитражный суд с требованиями об обязании ответчика освободить лесной участок.
В силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
В соответствии со статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
На основании статей 6 - 8 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Органом, осуществляющие данные полномочия с 01.07.2012, является Комитет лесного хозяйства Московской области, который осуществляет указанные выше полномочия на основании постановления Губернатора Московской области от 15.05.2012 N 115-ПГ (в редакции от 28.06.2012), Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22. Управление государственным имуществом в области лесных отношений с 01.07.2012 также осуществляет Комитет лесного хозяйства Московской области.
Согласно пункту 1 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22, Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
В силу пункта 14.5 указанного постановления Комитет лесного хозяйства Московской области вправе обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством. В том числе Комитет осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств, администратора доходов областного бюджета, осуществляет полномочия по администрированию доходов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, законом области о6 областном бюджете, приказами Федерального агентства лесного хозяйства от 26.06.2012 N 283 "Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов федерального бюджета" и N 284 "Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов бюджетов субъектов Российской Федерации".
В соответствии со статьей 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также иных землях в соответствии с правилами проведения лесоустройства, устанавливаемыми лесоустроительной инструкцией утвержденной приказом Рослесхоза N 516 от 12.12.2011 (далее - Лесоустроительная инструкция).
Статьи 68 - 69 ЛК РФ, пункт 3 - 4 Лесоустроительной инструкции устанавливают следующее, что объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной участок. Лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Согласно пунктам 1 - 2 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости, а план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным.
Рассматриваемый в рамках настоящего дела участок площадью 0,05105 га, расположенного в выделе 7 квартала 30 Осташевского участкового лесничества, включен в состав земель лесного фонда, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
В соответствии с частью 1 статьи 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных ресурсов.
Вместе с тем, как было указано ранее, при патрулировании земель лесного участка в составе земель лесного фонда Осташевского участкового лесничества Волоколамского лесничества был обнаружен факт самовольного занятия и использования лесного участка площадью 0,05105 га, расположенного в выделе 7 квартала N 30 Осташевского участкового лесничества.
СНТ "Лидия-3" произвело самовольное занятие и использование лесного участка без специальных разрешительных документов, без надлежаще оформленного права на его использование.
Согласно пункту 1 статьи 71 ЛК РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное, срочное пользование - гражданам.
На основании пункта 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ.
Доказательств, подтверждающих наличие у СНТ "Лидия-3" правовых оснований занимать лесной участок в выделе 7 квартала N 30 Осташевского участкового лесничества, также не представлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Согласно пункту 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении требования истца об освобождении незаконно занимаемого участка лесного фонда.
СНТ "Лидия-3" в апелляционной жалобе ссылается на то, что суд первой инстанции не установил принадлежности ответчику детской площадки (песочница, скамейки и железные столбы), а также складированных дров (поленница размером 5,2*1,0 м).
Указанные доводы апелляционный суд находит несостоятельными, поскольку факт установления СНТ "Лидия-3" без специального разрешения на использование земельного участка (договора аренды и проекта освоение лесов) песочницы, качелей, столбов для укрепления волейбольной сетки, а также факт складирования дров и строительных материалов на лесном участке в квартале 30 выдела 7 Осташевского участкового лесничества Волоколамского лесничества установлен были установлены в протоколе об административном правонарушении от 21.08.2014 N 03-264/2014. Постановлением о назначении административного наказания от 08.09.2014 N 03-264/2014 товарищество признано виновным по статье 7.9 КаАП РФ за самовольное занятие и использование лесных участков.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А41-69627/14 установлено, что СНТ "Лидия-3" не исполнило полностью выданное на основании постановления от 08.09.2014 N 03-264/2014 предписание от 27.08.2014 N 03-264/2014 и не освободило лесной участок от детской площадки и не убрало складированные дрова.
Также материалами дела подтверждается надлежащее извещение ответчика о месте и времени судебных заседании при рассмотрении дела в суде первой инстанции (л.д.80, 94-97).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 16.06.2015 по делу N А41-25637/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25637/2015
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области
Ответчик: СНТ "Лидия-3"