г. Санкт-Петербург |
|
03 сентября 2015 г. |
Дело N А21-9319/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Сафроновой В.А.
при участии: не явился, извещен
от ответчика (должника): Середа А.А. (директор)
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19740/2015) (заявление) ГУ Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на определение Арбитражного суда Калининградской области от 30.06.2015 по делу N А21-9319/2014 (судья Гурьева И.Л.), принятое
по иску (заявлению) ООО "ПАУЛЬ ХОРТМАНН"
к ОГКУ Калининградской области "Центр социальной поддержки населения"
3-е лицо: ГУ Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
об осуществлении процессуального правопреемства
установил:
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 04.02.2015 по делу N А21-9319/2014, вступившим в законную силу, с областного государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" (далее - Учреждение) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Пауль Хартманн" (далее - Общество) взыскана задолженность по государственному контракту от 06.05.2014 N 2014.85567 в сумме 213 212,23 рублей, неустойка в размере 6 684,2 рублей за период с 20 июня 2014 года по 11.10.2014; неустойка с 12.10.2014 по день фактического исполнения обязательств, расходы по уплате государственной пошлины в размере 11 398 рублей.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о замене стороны - ответчика в порядке процессуального правопреемства, сославшись на передачу полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов в ведение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Определением суда от 30.06.2015 заявление удовлетворено. В порядке процессуального правопреемства ответчик ОГКУ Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" заменен на Государственное учреждение - Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда, просит определение о процессуальном правопреемстве отменить и отказать в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы гражданско-правовые отношения между сторонами спора в рамках заключенного государственного контракта не касаются передачи Фонду полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.
Представитель ОГКУ "Центр социальной поддержки населения" возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить без изменения обжалуемое определение суда первой инстанции.
ООО "ПАУЛЬ ХОРТМАНН", Государственное учреждение - Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 06.05.2014 в соответствии с протоколом N 0135200000514000201/2 подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 22.04.2014 между ОГКУ "Центр социальной поддержки населения" (Заказчик) и ООО "Пауль Хартманн" (Поставщик) был заключен муниципальный контракт N 2014.85567 на поставку подгузников для обеспечения ими инвалидов.
ООО "Пауль Хартманн" принятые на себя по договору обязательства исполнил надлежащим образом, своевременно и в полном объеме осуществил отгрузку предусмотренных условиями договора товаров на сумму 2 132 122,34 руб.
ОГКУ "Центр социальной поддержки населения" обязательства по оплате поставленных товаров исполнил ненадлежащим образом, уменьшил сумму окончательного расчета на сумму штрафных санкций в размере 10% от суммы контракта в размере 213 212,23 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Пауль Хартманн" в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности по муниципальному контракту N 2014.85567 от 06.05.2014 в размере 213 212, 23 руб., неустойки.
Вступившим в законную силу решением суда по настоящему делу с ОГКУ Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" в пользу ООО "Пауль Хартманн" взыскана задолженность по муниципальному контракту от 06.05.2014 N 2014.85567 в сумме 213 212,23 рублей, неустойка в размере 6 684,2 рублей за период с 20.06.2014 по 11.10.2014; неустойка с 12.10.2014 по день фактического исполнения обязательств, расходы по уплате государственной пошлины в размере 11 398 рублей.
30.04.2015 выдан исполнительный лист серии ФС N 000249847.
Судебный акт не исполнен.
Пунктом 10 ст. 4 Федерального закона N 181-ФЗ от 14.11.1995 (в ред. закона от 21.07.2014 г.) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Обязательства по обеспечению граждан из числа инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами относятся к расходным обязательствам федерального бюджета.
Соглашением, заключенным между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Калининградской области и утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 г. N 2421-р, органам власти Калининградской области переданы полномочия Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи инвалидам в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, а также путевками на санаторно-курортное лечение. Исполнение переданных полномочий осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Калининградской области в форме субвенций.
В рамках исполнения данного Соглашения постановлением Правительства Калининградской области от 25 января 2011 N 33 утвержден, в том числе, Порядок осуществления полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, определены полномочия Учреждения по реализации данной социальной услуги.
В рамках осуществления полномочий, определенных вышеуказанными Соглашением и Постанволением, ОГКУ Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" заключен с ООО "Пауль Хартманн" муниципальный контракт от 06.05.2014 N 2014.85567
С 15.03.2015 указанное постановление Правительства Калининградской области от 25.01.2011 N 33 признано утратившим силу и полномочия ОГКУ Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" прекращены.
На территории Калининградской области с 01.01.2015 оказание социальной услуги осуществляется территориальным органом Фонда социального страхования РФ: ГУ - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в соответствии с порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328 за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год (пункт 4 Порядка финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 864 г. (ред. от 26.12.2014 г.).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ОГКУ Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" в арбитражный суд с заявлением о процессуальном правопреемстве.
Разрешая заявленное ходатайство, суд первой инстанции исходил из наличия предусмотренных законом оснований для процессуального правопреемства.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования являются субъектами гражданского права, к которым применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут, согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс РФ) по общему правилу государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Из материалов дела следует, что правоотношения сторон (Истец и Ответчик) возникли в связи с исполнением по муниципального контракта от 06.05.2014 N 2014.85567, заключенного ОГКУ Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" в связи с исполнением возложенных на него полномочий Российской Федерации по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, Соглашением, заключенным между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Калининградской области и утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 г. N 2421-р, органам власти Калининградской области.
Соответственно, субъектом охраняемого законом интереса, на защиту которого было направлено заключение муниципального контракта 06.05.2014 N 2014.85567, является публичное образование - Российская Федерация. Иск по делу предъявлен к ОГКУ Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" как к органу, в силу закона реализующего материальную и процессуальную правоспособность Российской Федерации в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, и стороне контракта.
Судом установлено, что с 15.03.2015 постановление Правительства Калининградской области от 25.01.2011 N 33 признано утратившим силу и полномочия ОГКУ Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" прекращены.
На территории Калининградской области с 01.01.2015 оказание социальной услуги (предмета контракта от 06.05.2014 N 2014.85567) осуществляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328.
Исполнительный лист по настоящему делу выдан 30.04.2015.
Таким образом, на момент выдачи исполнительного листа полномочия Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи инвалидам в части обеспечения инвалидов техническим средствами реабилитации, а также путевками на санаторно-курортное лечение делегированные ОГКУ Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" прекратились.
При таких обстоятельствах органом, уполномоченным представлять Российскую Федерацию при решении вопросов по оказанию государственной социальной помощи инвалидам в части обеспечения инвалидов техническим средствами реабилитации, а также путевками на санаторно-курортное лечение в условиях прекращения делегирования соответствующих полномочий ОГКУ Калининградской области "Центр социальной поддержки населения", является Фонда социального страхования Российской Федерации.
Указанные обстоятельства не оспариваются участниками спора.
Согласно пункту 5 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
Учитывая изложенное, ОГКУ Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" на момент выдачи исполнительного листа утратило возможность по исполнению обязательств, по муниципальному контракту, определенных судебным актом.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Поскольку исполнительное производство является стадией арбитражного процесса, правопреемство возможно на стадии исполнения судебного акта.
Положения статьи 48 АПК Российской Федерации прямо не определяют правовые последствия прекращения полномочий органа, представляющего в договорных отношениях публичное образование.
Вместе с тем, заключение муниципальных контрактов в целях реализации полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи инвалидам в части обеспечения инвалидов техническим средствами реабилитации, а также путевками на санаторно-курортное лечение не зависит от волеизъявления такого органа, поскольку опосредуется не гражданской правоспособностью последнего как юридического лица, а обусловлено осуществлением образующих компетенцию государственного органа публично-правовых полномочий.
Учитывая, что правопреемство по смыслу пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" означает переход от одного государственного органа к другому государственному органу обязательств, возникших в связи с передачей (перераспределением) соответствующих функций и полномочий, суд первой инстанции правомерно произвел замену ГКУ Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" по аналогии нормы статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на Государственное учреждение - Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Калининградской области от 30.06.2015 по делу N А21-9319/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9319/2014
Истец: ООО "ПАУЛЬ ХАРТМАНН", ООО "ПАУЛЬ ХОРТМАНН"
Ответчик: КРО ФСС РФ, ОГКУ Калининградской области "Центр социальной поддержки населения"
Третье лицо: ГУ Калининградское РО Фонда социальногострахования РФ