г. Томск |
|
4 сентября 2015 г. |
Дело N А67-1880/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Е. Стасюк,
судей: М.Ю. Кайгородовой, В.М. Сухотиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.С. Власовой,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился (извещен),
от ответчика - Павлюченко Т.В. по доверенности от 23.06.2015, паспорт,
от третьих лиц - не явились (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Томская генерация" (рег. N 07АП-7148/15)
на решение Арбитражного суда Томской области от 16 июня 2015 года по делу N А67-1880/2015 (судья Е.А. Токарев)
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (ИНН 7017242314 ОГРН 1097017011409)
к Акционерному обществу "Томская генерация" (ИНН 7017373959 ОГРН 1155543012240)
о признании права собственности Российской Федерации,
третьи лица: 1) Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области (ИНН 7017106784, ОГРН 1047000286739); 2) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (ИНН 7017107837, ОГРН 1047000304823),
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (далее - ТУ Росимущества в Томской области) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к Акционерному обществу "Томская генерация" (с учетом произведенной судом замены ответчика по настоящему делу, далее - АО "Томская генерация") с требованиями о признании отсутствующим права собственности АО "Томская генерация" на нежилые помещения N N I - VII, 1-29 (литера А), N I (литера а), NI (литера а1) общей площадью 929,3 кв. м., расположенные в подвале здания по адресу: город Томск, Кузовлевский тракт, 2б, стр. 18, согласно техническому паспорту N 69:401:1000:00:15900 от 18.01.2007, изготовленному ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации", а также с требованием о признании права собственности Российской Федерации на нежилые помещения NN I - VII, 1-29 (литера А), N I (литера а), NI (литера а1) общей площадью 929,3 кв. м., расположенные в подвале здания по адресу: город Томск, Кузовлевский тракт, 2б, стр. 18, согласно техническому паспорту N 69:401:1000:00:15900 от 18.01.2007, изготовленному ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации", с учетом принятого судом первой инстанции уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исковые требования основаны на положениях статей 12, 125, 214, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991, и мотивированы тем, что Российская Федерация является собственником защитного сооружения гражданской обороны N 43, расположенного по адресу: город Томск, Кузовлевский тракт, 2б, стр. 18; ответчиком незаконно зарегистрировано право собственности на все нежилое здание, расположенное по указанному адресу, при этом решения о передаче убежища из государственной собственности не принималось, из федеральной собственности убежище не выбывало.
Определением Арбитражного суда Томской области от 31.03.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области (далее - Главное управление МЧС России по Томской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее - Управление Росреестра по Томской области).
Определением Арбитражного суда Томской области от 01.06.2015 произведена замена ответчика по делу N А67-1880/2015 - АО "ТГК-11" на его правопреемника - Акционерное общество "Томская генерация" (далее - АО "Томская генерация").
Решением Арбитражного суда Томской области от 16.06.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование к отмене судебного акта заявитель жалобы указывает, что Постановление Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 имело целью разделение общегосударственной собственности и не устанавливало запрет на переход имущества из государственной собственности в частную; полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что спорные объекты отнесены к объектам исключительной федеральной собственности на основании пункта 2 раздела III Приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991, не обоснован.
Кроме того, ответчик считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что из акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 нельзя сделать вывод о том, что указанное здание приватизировано вместе с помещениями подвала. Обосновывая указанный довод, апеллянт ссылается на пункт 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в АООТ, согласно которому с момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия принимаются акционерным обществом. Состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте оценки, ввиду того, что в акте оценки указано здание бытового корпуса со столовой без изъятия каких-либо помещений, полагает, что в уставный капитал АО "Томскэнерго" было передано все здание, включая подвальные помещения.
Ответчик считает, что действующая на момент приватизации ПО "Томскэнерго" Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденная Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2980-1 от 11.06.1992, содержала требования о необходимости получения решения Правительства Российской Федерации на приватизацию объектов гражданского обороны, однако, фактически приватизация предприятий и объединений топливно-энергетического комплекса осуществлялась в специальном порядке, установленном Указами Президента Российской Федерации, изданными позднее Постановления N 2980-1 от 11.06.1992, в том числе, N 922 от 14.08.1992, N 923 от 15.08.1992, N 1334 от 05.11.1992. По мнению ответчика, в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации N 922 от 14.08.1992 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества", преобразование предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества и их приватизация осуществляется в порядке, установленном специальными указами Президента Российской Федерации. Поскольку спорные помещения на момент приватизации ПО "Томскэнерго" не имели статуса объекта гражданского обороны, они были правомерно включены в План приватизации ПО "Томскэнерго" и приватизированы как часть топливно-энергетического комплекса.
Апеллянт ссылается на то, что судом первой инстанции, при разрешении спора по существу, не был исследован вопрос использования спорных помещений в технологическом процессе, нахождение их на территории неразрывно связанного производственно-энергетического комплекса, а также вопрос о том, отразится ли исключение их из состава имущества АО "Томская генерация" на производственной деятельности общества.
Также ответчик считает, что поскольку паспорт убежища N 43 не соответствует обязательным требованиям к паспорту защитного сооружения гражданской обороны, установленным Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации N 583 от 15.12.2002, из технического паспорта здания (строения), составленного 18.01.2007 и представленного в материалы дела ответчиком, не усматривается, какие именно помещения подвала должны считаться убежищем, суд не мог достоверно установить наличие самого сооружения гражданской обороны в подвале здания, а также реальную площадь спорных помещений.
Кроме того, ответчик указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что указанная в копиях паспортов убежища 2001 и 2008 годов дата приемки в эксплуатацию (1989 год) является датой присвоения подвалу строения 18 статуса защитного сооружения гражданской обороны, ввиду того, что здание бытового корпуса со столовой, в котором находятся спорные помещения, было сдано в эксплуатацию в 1988 году, тогда как дата приемки в эксплуатацию подвальных помещений не могла наступить позднее даты ввода в эксплуатацию всего здания.
Апеллянт считает, что заключение договоров о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, не изменило принадлежность нежилых помещений, в которых размещено защитное сооружение, принадлежащее ответчику на праве собственности, при этом, по мнению ответчика, представленные третьим лицом акты проверок также не подтверждают право собственности истца на спорные сооружения, поскольку проведение таких проверок является обязанностью органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в отношении объектов всех форм собственности.
Ответчик указывает, что в инвентаризационной карточке N 70/43 от 27.02.2014 указана частная форма собственности, предусмотренное в ней право оперативного управления не соответствует действительности, поскольку имуществом на праве оперативного управления могут быть наделены только государственные и муниципальные унитарные предприятия, к которым ответчик не относится.
Апеллянт ссылается на то, что весь период фактического владения спорным объектом, он нес бремя собственника имущества, соответственно, в связи с отсутствием доказательств осуществления владения истцом спорным имуществом, по мнению апеллянта, не подлежат удовлетворению заявленные им требования.
Кроме того, апеллянт ссылается на пропуск истцом срока исковой давности.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал на несостоятельность доводов ответчика, сослался на то, что ПО "Томскэнего" до проведения процедуры приватизации являлось государственным предприятием, соответственно, его имущество также являлось федеральным. Истец указывает, что приватизация защитных сооружений гражданской обороны осуществлялась в особом порядке; так как в плане приватизации ПО "Томскэнерго" указано здание бытового корпуса ТЭЦ-3, без указания сведений о защитном сооружении, решение о приватизации спорного сооружения не принималось; исключение спорных объектов из состава приватизируемого имущества не будет препятствовать производственной деятельности ответчика, поскольку спорные помещения не изымаются у предприятия, продолжают функционировать в составе производственно-энергетического комплекса для укрытия работников при наступлении чрезвычайной ситуации; необоснованными являются доводы ответчика относительно ненадлежащего оформления паспортов защитного сооружения гражданской обороны, поскольку обязанность по составлению таких паспортов лежит на ответчике.
Истец просит оставить решение Арбитражного суда Томской области от 16.06.2015 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Главное управление МЧС России по Томской области также представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило оставить решение Арбитражного суда Томской области от 16.06.2015 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы по основаниям, в ней указанным.
Истец, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о месте и времени рассмотрения дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
На основании части 1 статьи 266, частей 1, 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителя ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, право собственности на нежилое здание с кадастровым номером 70:21:0100001:558, расположенное по адресу: город Томск, Кузовлевский тракт, 2б, стр. 18, общей площадью 5862,3 кв. м, зарегистрировано за ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" (правопредшественником АО "Томская генерация"), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.03.2015.
По утверждению ответчика, спорное имущество поступило в его собственность в результате приватизации имущества Производственного объединения "Томскэнерго".
Суд апелляционной инстанции считает указанный довод ошибочным.
12.03.1993 Комитетом по управлению государственным имуществом Томской области утвержден План приватизации Производственного объединения "Томскэнерго", в котором указано имущество общества. Согласно приложению N 3 к Плану приватизации "Акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992" здание бытового корпуса со столовой ТЭЦ-3 1988 года ввода в эксплуатацию поименовано в разделе "Объекты производственного назначения, подлежащие приватизации" за инвентарным номером 13.
Акционерное общество открытого типа энергетики и электрификации "Томскэнерго" образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 721 от 01.07.1992 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", зарегистрировано 17.03.1993 Томской регистрационной палатой.
АООТ энергетики и электрификации "Томскэнерго", является правопреемником Государственного предприятия Томского производственного объединения энергетики и электрификации "Томскэнерго".
На основании Плана приватизации ПО "Томскэнерго" осуществлена государственная регистрация права собственности АООТ энергетики и электрификации "Томскэнерго" на энергетический производственно-технологический комплекс - теплоэлектроцентрали ТЭЦ-3, расположенный по адресу: город Томск, Кузовлевский тракт, 2б (свидетельство о государственной регистрации права серии 70 АБ N 109268 от 29.06.2007), в состав которого входят 21 здание и 101 сооружение.
ОАО "Томскэнерго" было реорганизовано в форме присоединения к ОАО "ТГК-11".
В соответствии с паспортом убежища Томской ТЭЦ-3 N 43 (том 1 л. д. 15-19), изготовленного АООТ энергетики и электрификации "Томскэнерго", убежище находится по адресу: город Томск, 67, Кузовлевский тракт, 2б, назначение убежища в мирное время: склад имущества ГО, организация, эксплуатирующая убежище в мирное время - Томская ТЭЦ-3, дата приемки в эксплуатацию: март 1989 года, вместимость (чел.): 1200, общая площадь (кв. м): 600, расположение убежища: встроенное в здание 2-х этажного бытового корпуса, класс защиты убежища: A-III.
Согласно паспорту убежища N 43 ТЭЦ-3, изготовленному ОАО "ТГК-11" в 2008, по состоянию на 28.07.2008 вместимость убежища (чел.): 1200, общая площадь (кв. м): 967,70; дата приемки в эксплуатацию: март 1989 года, класс защиты убежища: A-III, а также указано на наличие дверей и ставень защитно-герметических и герметических СУ IV-I, расположение убежища: встроенное в здание 2-х этажного бытового корпуса.
Между Томской ТЭЦ-3 ОАО "Томскэнерго" и Госкомимуществом России (Территориальное агентство Госкомимущества России) 19.10.1998 подписан договор о правах и обязанностях в отношении объектов имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, и согласован начальником Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Томска 15.09.1998.
Согласно условиям указанного договора ОАО "Томскэнерго" приняло от Госкомимущества России по акту на ответственное и безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, в том числе средства связи гражданской обороны, индивидуальные средства защиты, другое имущество гражданской обороны, а также средства защиты гражданской обороны, среди которых в разделе коллективные средства защиты значится "Встроенное убежище", класс A-III, вместимостью 1200 человек. Пунктом 1 указанного договора предусмотрено, что ОАО "Томскэнерго" обязалось сохранить защитные сооружения и принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.
Между Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Томской области и ОАО энергетики и электрификации "Томскэнерго" был заключен договор на передачу в безвозмездное пользование и на ответственное хранение объектов и имущества гражданской обороны, находящегося в собственности Российской Федерации, от 04.03.2004, согласно условиям которого ОАО "Томскэнерго" приняло на ответственное хранение и безвозмездное пользование без права отчуждения по акту объекты гражданской обороны, находящиеся по адресу: город Томск, Кузовлевский тракт, 2Б, среди которых в разделе коллективные средства защиты значится "Встроенное", класс A-III, вместимостью 1200 человек 9 пункт 1.1, 1.2 договора).
Факт передачи объектов гражданской обороны, находящихся по адресу: город Томск, Кузовлевский тракт, 2Б, подтвержден актом приема-передачи.
В материалах дела представлена копия письма ОАО "ТГК-11" (исх. N 17-4411 от 21.12.2009), направленная в адрес ТУ Росимущества в Томской области, в котором ответчик просит истца заключить договор на передачу в безвозмездное пользование и на хранение объекты и имущество гражданской обороны, находящиеся в собственности Российской Федерации, в отношении, в том числе, защитного сооружения гражданской обороны N 43 ТЭЦ-3 (т. 1 л. д. 24).
Между ТУ Росимущества в Томской области и ОАО "ТГК-11" заключен договор на передачу в безвозмездное пользование и на ответственное хранение объектов и имущества гражданской обороны, находящегося в собственности Российской Федерации, от 01.01.2010, согласно которому ОАО "ТГК-11" приняло на ответственное хранение и безвозмездное пользование без права отчуждения по акту согласно заключению Управления Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации следующий объект гражданской обороны: коллективное ЗСГО N 43, площадью 600 кв. м, согласно паспорту убежища 2008 года, находящееся по адресу: город Томск, Кузовлевский тракт, 2б (пункт 1.1 договора).
В пункте 4.4 указанного договора определено, что договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и согласования в установленном порядке, и является бессрочным.
Объект гражданской обороны, находящийся по адресу: город Томск, Кузовлевский тракт, 2Б, стр.18, был принят ОАО "ТГК-11" по акту приема-передачи от 01.01.2010, в котором указано, что ответчику передано коллективное ЗСГО N 43, площадью 600 кв. м, согласно паспорту убежища 2008 года, находящееся по адресу: город Томск, Кузовлевский тракт, 2б, стр. 18, тип: встроенное в 2-х этажное здание, класс: А-III.
Порядок проведения инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны установлен Методическими рекомендациями по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Российской Федерации, утвержденными Росимуществом 29.05.2013, МЧС России 17.05.2013 N 2-7-87-5-14.
Согласно пункту 1 указанных рекомендаций к объектам, подлежащим инвентаризации, относятся ЗС ГО (убежища и противорадиационные укрытия) независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности организаций, которым они переданы в пользование (на баланс).
В соответствии с пунктом 5 рекомендаций при проведении инвентаризации каждая инвентаризационная комиссия в соответствии с поставленными перед ней задачами выполняет проверку наличия и состояния паспортов и журналов учета ЗС ГО, их соответствие реестрам учета государственного и муниципального имущества органов, осуществляющих управление имуществом. Фактическое наличие ЗС ГО, его состав и основные характеристики определяются путем обязательной сверки всей необходимой правовой и технической документации. Проверяет наличие документов, подтверждающих права пользователей ЗС ГО.
Согласно представленной в материалы дела инвентаризационной карточке защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) (убежища, противорадиационного укрытия) N 70/43 ЗС ГО представляет собой помещение, встроенное в здание из 2 этажей, по адресу: город Томск, Кузовлевский тракт, 2 б, класс убежища: A-III, общая площадь ЗС ГО: 600 кв. м, общий объем: 1800 куб. м, проектная вместимость: 1200 человек, фактическая вместимость: 1200 человек, дата ввода в эксплуатацию: 1989 год, ЗС ГО находится на балансе ОАО "ТГГ-11", вид правообладания ЗС ГО - оперативное управление.
Инвентаризация проведена 27.02.2014, учетная карточка составлена и подписана ОАО "ТГК-11", ГУ МЧС России по Томской области и Департаментом по управлению государственной собственностью.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из реестра федерального имущества N ТУ-606 от 05.03.2004 правообладателем защитного сооружения гражданской обороны N 43, расположенного по адресу: город Томск, Кузовлевский тракт, 2б, реестровый номер 07000450000290, площадью 600 кв.м., является Российская Федерация.
20.02.2014 при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в области гражданской обороны, по итогам плановой проверки, проведенной Отделом государственного надзора в области гражданской обороны, зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Томской области, было установлено, что защитное сооружение гражданской обороны по адресу: город Томск, Кузовлевский тракт, 2б, приватизировано. С учетом установленных обстоятельств было вынесено предписание N 12 о выполнении мероприятий по признанию права собственности Российской Федерации на объект.
Полагая, что спорные объекты являются защитными сооружениями гражданской обороны, наличие и статус которых подтверждается паспортами убежищ, инвентаризационной карточкой защитных сооружений, и которые были приватизированы с нарушением установленного порядка, следовательно, подлежат закреплению в государственной собственности, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорное помещение в установленном законодательством порядке не выбыло из состава федеральной собственности, а возникшее в силу закона право федеральной собственности на него не прекратилось.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами Арбитражного суда Томской области, руководствуется следующим.
Согласно техническому паспорту N 69:401:1000:00:15900 от 18.01.2007, изготовленному ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" спорные объекты имеют нумерацию N N I - VII, 1-29 (литера А), N I (литера а), NI (литера а1) общей площадью 929,3 кв. м., и расположены в подвале здания по адресу: город Томск, Кузовлевский тракт, 2б, стр. 18.
На основании государственного контракта N 18/002 от 11.06.2008, заключенного между ТУ Росимущества в Томской области и ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ", ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" был изготовлен технический паспорт N 069:401/2008-3447901 от 01.07.2008, при этом в процессе исполнения обязательств, предусмотренных контрактом ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" было выявлено несоответствие адреса и площади в отношении следующего объекта, указанного в контракте: город Томск, Кузовлевский тракт, д. 2б, площадью 600 кв. м, тогда как согласно проведенной инвентаризации адрес спорного объекта - город Томск, Кузовлевский тракт, 2б, стр. 18, площадь - 886,6 кв.м. Указанные обстоятельства, изложены в письме ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" от 23.06.2008, направленном в адрес ТУ Росимущества в Томской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан или юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества (статья 217 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 2 раздела III приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации N3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" исключительно к федеральной собственности относятся защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.
Отклоняя довод апеллянта о необоснованности вывода суда первой инстанции об отнесении спорных объектов отнесены к объектам исключительной федеральной собственности на основании пункта 2 раздела III Приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991, суд апелляционной инстанции основывается на следующем.
Объекты в виде "защитных сооружений гражданской обороны" в приложениях N 1-3 к Постановлению N 3020-1 от 27.12.1991 прямо не поименованы.
Общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.
Согласно статье 1 Федерального закона N 28-ФЗ от 12.02.1998 "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 1309 от 29.11.1999 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены, в том числе, убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно ГОСТ Р22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации N 327 от 22.12.1994, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации N 583 от 15.12.2002, рассчитаны на случаи режима работы в повседневной деятельности, военное время, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования.
Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ЗС ГО могут быть расценены как объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, соответственно, пункт 2 раздела III приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" подлежит применению, в том числе, в отношении спорных объектов.
Ссылка апеллянта на то, что Постановление Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 имело целью разделение общегосударственной собственности и не устанавливало запрет на переход имущества из государственной собственности в частную, отклоняется судом апелляционной инстанции, ввиду того, что указанное постановление определило критерии отнесения государственного имущества к разным уровням государственной собственности и к муниципальной собственности, в том числе, установило признаки имущества, подлежащего отнесению исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 раздела 2 части II "Основных положений программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год", утвержденных Указом Президента Российской Федерации N 341 от 29.12.1991 приватизация объектов гражданской обороны осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации.
Поскольку Правительство Российской Федерации не принимало решения о приватизации спорных объектов гражданской обороны, следовательно они, из состава федеральной собственности не выбывали, в установленном порядке из федеральной собственности в собственность ответчика не передавались. Иное из представленных в материалы дела доказательств не следует.
Апеллянт указывает, что приватизация предприятий и объединений топливно-энергетического комплекса осуществлялась в специальном порядке, установленном Указами Президента Российской Федерации, изданными позднее Постановления N 2980-1 от 11.06.1992, в том числе, N 922 от 14.08.1992, N 923 от 15.08.1992, N 1334 от 05.11.1992, так, в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации N 922 от 14.08.1992 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества", преобразование предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества и их приватизация осуществляется в порядке, установленном специальными указами Президента Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает, что специальный порядок приватизации предприятий и объединений топливно-энергетического комплекса, не предусматривает изъятий из императивных требований к порядку передачи объектов ЗС ГО из федеральной собственности.
Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденные Указом Президента Российской Федерации N 341 от 29.12.1991, утратили силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации N 1148 от 04.11.1997. Соответственно, нормы права, на которые ссылается ответчик, приняты в период действия указанной программы, соответственно, применяются с учетом положений программы, в случае если спорные правоотношения касаются приватизации объектов гражданской обороны.
При указанных обстоятельствах, в отсутствие решения уполномоченного государственного органа исполнительной власти о приватизации объектов ЗС ГО, довод апеллянта о том, что согласно плану приватизации ПО "Томскэнерго" в собственность ответчика передано здание, расположенное по адресу: город Томск, Кузовлевский тракт, 2б, стр. 18, вместе с включенными помещениями ЗС ГО, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным, так как из акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, которое является неотъемлемой частью плана приватизации, и в котором указано на здание бытового корпуса со столовой ТЭЦ-3, нельзя сделать вывод о том, что данное здание приватизировано вместе с помещениями подвала, являющимися ЗС ГО. С учетом презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений, положений гражданского законодательства, действовавшего в спорный период, исключение из состава приватизируемого имущества объектов гражданской обороны, титульным владельцем которых, является Российская Федерация, предполагается.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия; иные лица вправе распоряжаться имуществом собственника лишь в той мере, в которой правомочия на распоряжение имуществом переданы им собственником.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности (пункт 58 постановления).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 359 от 23.04.1993 "Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена, исключаются из состава приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и пользование. К указанным объектам и имуществу относятся: пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств, организации Российской Федерации с комплексом защищенных сооружений и наземных, комплексов: отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов к имуществу гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
Материалами дела подтверждено заключение соответствующих договоров с правопреемником ПО "Томскэнерго".
Судом первой инстанции установлено, что в период эксплуатации спорных помещений уполномоченными органами неоднократно проводились проверки соблюдения требований в области гражданской обороны в отношении спорного имущества (акты проверки N 27 от 30.04.2009, N 58 от 05.08.2009), проверки на герметичность и систем воздухоснабжения на способность поддержания избыточного давления защитного сооружения ГО N 43 (акт от 10.02.2014).
Согласно пункту 2.4 Приказа Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации N 583 от 15.12.2002 инвентарные номера убежищам и противорадиационным укрытиям присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией защитного сооружения гражданской обороны, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации.
Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации данные о месте расположения защитного сооружения гражданской обороны и копии паспортов сооружений.
Спорные помещения встроены в здание 2-этажного бытового корпуса.
Согласно паспортам убежища N 43, а также инвентаризационной карточкой ЗС ГО от N 70/43 помещения являлись защитными сооружениями.
Согласно выписке из реестра федерального имущества N ТУ-606 от 05.03.2004 правообладателем защитного сооружения гражданской обороны N 43, расположенного по адресу: город Томск, Кузовлевский тракт, 2б, реестровый номер 07000450000290, площадью 600 кв.м., является Российская Федерация.
В отношении спорного нежилого помещения составлена инвентаризационная карточка ЗС ГО, подписанная представителем ГУ МЧС России по Томской области, в которой указано, что защитное сооружение гражданской обороны введено в эксплуатацию в 1989 году, объекту присвоен инвентарный номер - 43, определен класс убежища - А-III. Имеется паспорт ЗС ГО.
Присвоение ЗС ГО инвентарного номера свидетельствует о его постановке на учет в соответствии с требованиями действующим законодательством.
Доказательств, свидетельствующих об утрате спорными помещениями статуса ЗС ГО, ответчиком в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта о том, что на момент приватизации ПО "Томскэнерго" спорные объекты не имели статуса объекта гражданского обороны, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что объект ЗС ГО из федеральной собственности не выбывал, регистрационная запись о праве собственности ответчика нарушает права собственника - Российской Федерации.
Указание ответчика на то, что здание бытового корпуса со столовой, в котором находятся спорные помещения, было сдано в эксплуатацию в 1988 года, тогда как дата приемки в эксплуатацию подвальных помещений (1989 год) не могла наступить позднее даты ввода в эксплуатацию всего здания, отклоняется судом апелляционной инстанции, как не имеющее правового значения для рассмотрения настоящего спора, ввиду того, что дата ввода в эксплуатацию ЗС ГО подтверждена материалами дела, при этом установление даты ввода в эксплуатацию самого здания, в которое включены спорные помещения, не влияет на квалификацию спорных правоотношений и идентификацию объекта права собсвтенности.
Довод апелляционной жалобы относительно отсутствия доказательств владения со стороны истца опровергается имеющимися в деле сведениями о проверках уполномоченных собственником органов и заключении договоров на передачу в безвозмездное пользование и на ответственное хранение объектов и имущества гражданской обороны, находящегося в собственности Российской Федерации. Осведомленность ответчика о титульном владельце объектов ЗС ГО также подтверждена материалами дела.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта о неприменении судом первой инстанции срока исковой давности. В силу статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требование собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
То обстоятельство, что общество является балансодержателем спорного имущества, несет бремя его содержания, не имеет правового значения для разрешения спора о наличии титула собственника.
Наличие несоответствия фактической площади ЗС ГО N 43 площади, указанной в паспорте ЗС ГО N 43 правопредшественником ответчика получило надлежащую оценку судом первой инстанции и не может являться основанием для отказа в признании прав Российской Федерации на помещения, в которых согласно сведениям Ростехинвентаризации, Управления МЧС России по Томской области, находится объект ЗС ГО.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, поддерживая довод истца, изложенный в отзыве на апелляционную жалобу, указывает, что в силу пункта 1.2 приказа министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации N 583 от 15.12.2002 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений" обязанность по составлению паспортов объектов ЗС ГО лежит на ответчике, соответственно, доводы апеллянта, касающиеся несоответствия данных паспортов убежища фактическим характеристикам объекта, не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска.
Факт расположения объектов ЗС ГО в спорных помещениях, подтверждается представленными в материалы дела техническими паспортами, паспортами убежищ, инвентаризационной карточкой, в связи с чем соответствующий довод апелляционной жалобы является необоснованным.
Ссылка апеллянта на то, что судом первой инстанции, при разрешении спора по существу, не был исследован вопрос использования спорных помещений в технологическом процессе, нахождение их на территории неразрывно связанного производственно-энергетического комплекса, а также вопрос о том, отразится ли исключение их из состава имущества АО "Томская генерация" на производственной деятельности общества, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду того, что установление указанных обстоятельств не входит в предмет доказывания в рамках спора о признании права собственности отсутствующим. Кроме того, истец, возражая против доводов ответчика, указал, что фактически спорные объекты останутся в пользовании ответчика на основании договора на передачу в безвозмездное пользование и на ответственное хранение объектов и имущества гражданской обороны, находящегося в собственности Российской Федерации, имеющего бессрочный характер.
В соответствии с изложенным доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку не опровергают выводов Арбитражного суда Томской области, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Выводы суда первой инстанции по настоящему делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины по правилам статьи 110 Арбитражного кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 16 июня 2015 года по делу N А67-1880/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Акционерному обществу "Томская генерация" из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе, уплаченной по платежному поручению N 2510 от 08.07.2015.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т.Е. Стасюк |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-1880/2015
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области
Ответчик: АО "Территориальная генерирующая компания N 11, АО "ТОМСКАЯ ГЕНЕРАЦИЯ"
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области